Ночь на Сцене
Спектакль-фантазия по мотивам популярных сказок…
Авторы: Льюис Кэрролл, Антуан де Сент-Экзюпери, Юрий Энтин, Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен.
Пролог (Без фона! И далее, на все монологи Сторожа – темный экран…)
— Алло, господин директор? Простите, что так поздно. Сторож нашего театра беспокоит. Вы велели доложить о порядке. Ага. Так вот, все актеры ушли, окна закрыли, дверь на сигнализации. Сейчас еще на сцене выключу свет и уйду в дежурную комнату. Ага… Доброй ночи…
Здравствуй, Сцена! Всякий раз, когда я прихожу сюда, я приветствую тебя, как старого доброго друга. Ласково улыбаюсь и обнимаю… Здравствуй, милая! Ты всегда такая разная; то безрассудно веселая, как шалунья-девчонка, то грустная и задумчивая, словно древняя старушка…
Ах, сколько актеров за 300 лет жизни нашего театра оставили здесь следы! И не только своих ног. Если затаить дыхание, то можно услышать эхо их голосов. Да-да, все их реплики, все слова роли до сих пор отражаются от занавеса, кулис и стен в зрительном зале. А в воздухе в лучах прожекторов парят… вовсе не пылинки, а мысли и чувства персонажей!
Ходят слухи, что поздней ночью, когда все служители Театра расходятся по домам, эти персонажи оживают; они появляются здесь, и бродят по сцене, словно привидения, в надежде услышать аплодисменты и восторженные возгласы зрителей. Но, увы, конечно же, привидений не бывает, и все это выдумка старого сказочника, нашего чудака драматурга.
Впрочем, он не один такой. Эти театралы все странные! Как найти здесь кого-то нормального?! Не в реальном мире живем, а в сказочной стране чудес!.. Эх!.. Пойду-ка я в гримерку, лягу спать на диванчике… Спокойной ночи, Сцена!..
V 1. A 1. _ Алиса и Кот Льюис Кэрролл
– А где я могу найти кого-нибудь нормального?
– Нигде; нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
– А что это за звуки, вон там?
– А это чудеса…
– И… И что же они там делают?
– Как и положено, случаются…
– Что ты хочешь?
– Я хочу убить время.
– Время очень не любит, когда его убивают.
– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть?
– Мне все равно…
– Тогда все равно, куда и идти…
– Удивительная штука время! То мчится быстрее молнии, то ползет, как улитка. Идет куда-то в будущее, но мгновенно оказывается в прошлом…
– Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
– Так мы сегодня до завтра будем бежать!
– Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?
– По-моему, все, что со мной сейчас происходит, это какая-то бессмыслица!
– Если в твоем мире всё бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
– Значит, выдумать для себя смысл, это единственный выход?
– Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут.
– Я это не многие! Я буду его искать, и обязательно найду!..
– …Она и вправду нашла его! Выход! Он есть!..
......................
– Сцена! Не понял! Я же своими глазами видел, как вот этим пальцем нажал на кнопку «выкл.» Здесь стало темно, а теперь опять светло. Или я чего-то не вижу? Или наоборот, вижу то, чего нет? Все, иду спать, хочу завтра прийти пораньше, незаметно посидеть в зале. Репетиции часто интереснее, чем сами спектакли… Выключаю свет…
V 2. A 2. _ Лис (Маленький Принц. Антуан де Сент-Экзюпери)
Здравствуй, мой милый зритель!
Ты тайком пришел в этот зал, чтоб посмотреть, как я репетирую. Если хочешь, чтоб я стал твоим другом, приручи меня!
А что для этого надо делать?
Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на последнем ряду...
Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Но с каждым днем садись немного ближе…
Лучше приходи всегда в один и тот же час. Вот, например, если репетиция начинается в пять, ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью!
И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Эти софиты станут напоминать мне блеск твоих глаз. И я полюблю скрип кресел в этом зале.
Пожалуйста… приручи меня!
Узнать можно только те вещи, которые приручишь.
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Но ты все же смотри на сцену широко раскрытыми глазами, чтоб лучше запомнить, все, что здесь происходит. А здесь всегда столько интересного!..
V 2а. Песня Зазеркалье… ( исполнение под гитару…)
......................
– Алло, слушаю вас! Да, это я. Кто говорит? Служба безопасности банка? Что? У меня проблемы с картой?.. Деточка, я между прочим сам начальник службы безопасности… Театра… Скажу вам, как наш великий Маэстро Станиславский: «Не верю!»… С картой у меня проблема! Ха! У меня тут с выключателем проблема; с ума он сошел, сам по себе включается! Юмористы -разбойники!..
V 3. A 3. _ Бременские музыканты Юрий Энтин
Гадательная разбойничья
Говорят, мы бяки-буки...
Как выносит нас земля!
Дайте, что ли, карты в руки –
Погадать на Короля!
О ля-ля! О ля-ля!
Погадать на Короля!
Завтра дальняя дорога
Выпадает Королю.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю!
У-лю-лю! У-лю-лю!
А я денежки люблю!
Короля, эх, карта бита,
Бит и весь его отряд...
Дело будет шито-крыто!
Карты правду говорят!
Вуаля! Вуаля!
Завтра грабим Короля!
…………………
– Да что такое? Никак уснуть не могу! Состояние нервное, беспокойное. Реально мерещится, будто нынче ночью Персонажи кавардак решили тут устроить. Але, Привидения? Отзовитесь!.. Никого! Один я в огромном Театре под замком!.. Да отзовитесь же!.. Привидения, может, есть среди вас Призрак Электрика, чтоб выключатель на сцене починил, а то он сам по себе включает свет. Нет?.. Тысячу спектаклей у нас переиграли, но ни в одном никогда не было такого персонажа, как Электрик. Одни только Короли и Принцессы…Безобразие!..
V 4. A 4. _ Король и Принцесса
Принцесса:
В клетке птичка томится. Ей полёт не знаком.
Вот и я, словно птичка, в замке я под замком.
Что же это такое? Что случилось со мной?
В королевских покоях потеряла покой!
Король: Ах ты бедная моя Трубадурочка,
Посмотри, как исхудала фигурочка!
Я заботами тебя охвачу!
Принцесса: Ничего я не хочу!
Король: Состоянье у тебя истерическое.
Скушай, доченька, яйцо диетическое!
Или, может, обратимся к врачу?
Принцесса: Ничего я не хочу!
Король: Ах, Принцессочка моя горемычная,
Скоро будут здесь певцы заграничные.
Выбирай любого — всё оплачу!
Принцесса: Ничего я не хочу!
…………………
– Сцена, ты единственная, кому я могу открыть все свои тайны…
Вроде обычное дежурство; беспокоится не о чем; ложись, служивый, и спи спокойно! Но не хочется, и все тут! Какая-то тревога на сердце. Будто влюбился, а в кого именно, пока не понял…
И еще эта чудная привычка фантазировать и разговаривать с самим собой. А что поделать, я ведь не всегда был сторожем, я когда-то был актером…
Так, сяду сейчас тут у тебя на полу и буду до утра читать книжку; истории любимых сказочников. Только там, в сказках, можно узнать и понять все!
О призраках и реальных людях, об их чувствах, мыслях, мечтах, поступках.
Там вся правда о добре и зле.
V 5. A 5. _ Снежная Королева Ганс Христиан Андерсен
–…Жил-был тролль, злой-презлой – это был сам дьявол. Как-то раз у него было прекрасное настроение: он смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством.
ТРОЛЬ: – Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее.
ДОБРЫЙ: – Чудесные пейзажи казались в этом зеркале вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать.
НЕГАТИВ: – Если у кого-нибудь на лице была одна-единственная веснушка, этот человек мог быть уверен, что в зеркале она расплывется во весь нос...
ТРОЛЬ: – Меня все это ужасно забавляло! Когда человеку в голову приходила добрая благочестивая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а я хохотал, радуясь своей забавной выдумке.
НЕГАТИВ: – Все ученики тролля – а у него была своя школа – рассказывали, что свершилось чудо.
НЕГАТИВ: – Только теперь можно видеть мир и людей такими, какие они на самом деле.
ДОБРЫЙ:– Они повсюду носились с зеркалом, и в конце концов не осталось ни одной страны и ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде.
ДОБРЫЙ: – И вот они захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами и над Господом Богом. Чем выше поднимались они, тем больше гримасничало и кривлялось зеркало.
НЕГАТИВ: – Нам трудно было удержать его: мы летели все выше и выше, все ближе к Богу и ангелам;
НЕГАТИВ: – Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у нас из рук и полетело на землю, там оно разбилось вдребезги.
ДОБРЫЙ: – Миллионы, биллионы, несметное множество осколков наделали гораздо больше вреда, чем само зеркало.
НЕГАТИВ: – Некоторые из них, величиной с песчинку, разлетелись по белу свету и, случалось, попадали людям в глаза
ДОБРЫЙ: – Они оставались там, а люди с той поры видели все шиворот-навыворот или замечали во всем только дурные стороны.
НЕГАТИВ: – Дело в том, что каждый крошечный осколок обладал той же силой, что и зеркало…
ТРОЛЬ: – Некоторым людям осколки попали прямо в сердце, – это было ужаснее всего – сердце превращалось в кусок льда. Я хохотал до колик в животе, словно меня щекотали. И много осколков все еще летало по свету…
………………
– … И где найдется та сила, что способна биться со Злом?.. Удивительную тайну раскрывает мудрый Сказочник Андерсен. Главные героини его историй – прекрасные Герда, Русалочка, Элиза – являют источник самой большой силы, дарованной людям свыше…
V 6. A 6. _ Дикие Лебеди
– До заката солнца было ещё далеко, а Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. По стенам пещеры вились нежно-зеленые растения, как будто вышитые зелёные ковры. Это был прекрасный дом её братьев-лебедей...
ЭЛИЗА: – Ах, если бы я увидела во сне, как освободить от чар моих милых братьев!.. …Мне грезится, что я лечу высоко-высоко к тому замку, который видела над морем. А из замка навстречу мне выходит фея Фата-Моргана. Она светла и прекрасна, но в то же время удивительно похожа на ту старушку, которая дала мне в лесу ягод и рассказала о лебедях в золотых коронах.
ФЕЯ: – Твоих братьев можно спасти, но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук, и всё-таки она делает камни гладкими и круглыми, но вода не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы; у воды нет сердца, которое сжимается от страха и муки, как твоё сердце. Видишь, у меня в руках крапива…
КРАПИВА:
– Такая же крапива растёт здесь возле пещеры, и только она да ещё та крапива, которая растёт на кладбище, может тебе пригодиться. Запомни же это!..
– Нарви крапивы, хотя руки твои покроются волдырями от ожогов; потом разомни её ногами и свей из неё длинные нити.
– Из этих нитей сплети одиннадцать рубашек с длинными рукавами и, когда они будут готовы, набрось их на лебедей.
– Чуть только рубашки коснутся их перьев, колдовство исчезнет.
ФЕЯ: – Но помни, что с той минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, ты не должна говорить ни слова, хотя бы работа твоя длилась целые годы. Первое же слово, которое сорвётся у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть в твоих руках! Помни же всё это!
– Фата-Моргана коснулась руки Элизы жгучей крапивой. Элиза почувствовала боль, как от ожога, и проснулась. Был уже светлый день. У постели Элизы лежало несколько стеблей крапивы, точь-в-точь как та, которую она видела во сне. Тогда Элиза вышла из пещеры и принялась за работу.
………………………………
– Все-таки эти истории опасно читать на ночь. Я от них всегда плачу, а спать на мокрой подушке неудобно, можно даже простудиться… Думаю, стоит под занавес, в смысле, под утро прочесть что-то забавное и особенно вкусное, как клубничное варенье…
V 7. A 7. _ Малыш и Карлсон Астрид Линдгрен.
— Простите, у вас можно тут приземлиться?
— Че-чего?
— Ну что-что? Посадку давай! Ты что не видишь, ослабеваю!
— Са-садитесь, пожалуйста…
— Так… Продолжаем разговор… Как тебя зовут?
— Меня?
— Ну не меня же! Тебя.
— Ма-малыш…
— Ох, малыш, ма… Нет, надо вот так. Вот как меня зовут. Карлсон, который живет на крыше! Хорошо?
— Да.
— Но ты меня можешь звать запросто. Ну, просто Карлсон. Привет, Малыш!
— Привет, Карлсон!
— Ну вот!.. Продолжаем разговор! Сколько тебе лет?
— Семь.
— Что, семь?
— А что?
— А я думал восемь.
— Ну что ты смотришь на меня? Ну почему ты не спросишь, сколько мне лет?
— Ой, прости, пожалуйста. Сколько тебе лет?
— Я мужчина хоть куда. В полном расцвете сил!
— А можно мне нажать?
— Валяй, жми!..
— Мне срочно нужна заправка. У тебя есть варенье? Или тортик?
— Ой, а торта у нас нет…
— Ты что, с ума сошел? Дорогой друг прилетает издалека на минуточку, а у вас нет торта?
— Может ты хочешь… есть колбаса жаренная…
— Колбаса, жаренная? Эээх, попадёшь к вам в дом — научишься есть всякую гадость! Валяй, тащи сюда колбасу.
— Ой, а я заперт. Это домоправительница, просто какая-то домомучительница.
— Спокойствие, только спокойствие! Сейчас ты увидишь лучшее в мире привидение с мотором. Дикое, но симпатичное…
………………………………
V 8. A 8. _Карлсон, Малыш и Фрекен Бок …
— Ку-ку, мой мальчик! Скажи мне, милый ребёнок: в каком ухе у меня жужжит?
— В левом!
— А вот и не угадал! У меня жужжит в обоих ухах…. А ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума... Какая досада...
— Ну, теперь ты понял, кто лучший в мире укротитель домомучительниц?
— Позвольте, кто это такой?
— Это? Да это же Карлсон, который живет на крыше!
— Позвольте, так это вы жужжали у меня в ушах? Да, вы?
— Ну, откровенно говоря, да.
— Так это вы таскали мои плюшки?!..
— Стоп! А у вас молоко убежало.
— Ой! Боже мой, молоко убежало!.. Позвольте, какое молоко? У меня на плите нет молока. Хе-хе…Опять эти розыгрыши, шалунишка!.. Ах, какая досада, что вы не привидение!
— Но почему?
— Да потому что сейчас приедут телевизионные деятели искусств, я их специально вызвала для привидения. О чем я буду с ними говорить?
— Как о чем? А я? А обо мне? Ведь я красивый, умный, в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил!
— Да, на телевидении этого добра хватает и без вас!
— Но ведь я же еще и талантливый! Внимание сейчас вы увидите лучшего в мире Карлсона!
V 9. A 9. _ Карлсон и Пропеллеры!.. (Видео…)
V 10. A 10. _ Финал 1.
— … Близится утро, скоро все ночные сны растворятся в памяти; а фантомы разлетятся в разные стороны. И как сказала бы очаровательная Фрекен Бок…
— Они улетели, но обещали вернуться!
— А давайте, как Малыш и Карлсон договоримся о тайной системе сигналов, которые будут передаваться с помощью звонков.
— Один звонок – это «немедленно прилетай»!
— Два звонка – «ни в коем случае не прилетай»!
— А три звонка… Вообще-то, в театре это сигнал к началу спектакля…
— А нашем случае они означают, – какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный, лучший в мире…
— Лучший в мире Карлсон?
— Нет, наш любимый Театр! Звоните, друзья, звоните!..
V 11. A 11. Сцена-Зазеркалье! (Видео…)
Мини-пьеса «Дети и Хулиганоед!»
V 12. A 12. Детская комната.
Мини-пьеса «Красная Шапочка»
V 13. A 13. Мамина комната.
V 14. A 14. Сказочный лес.
V 15. A 15. «Спасибо!» (Видео…)
Свидетельство о публикации №224083000494