Русским севером

В радости, в размышлениях. Дорогой кружевной, резной, пряничной. Улетающей в бесконечность.

Большие майские выходные выдались теплыми. Солнечными. Прекрасное время, чтобы проехаться от Петербурга до Вологды, с северо-запада немного продвинуться на северо-восток нашей необъятной страны. В пути вдохнуть цвет яблонь и вишен, россыпь маргариток и нарциссов, гроздей просыпающейся душистой сирени.

С ранним рассветом, быстро вытеснившим короткую белую ночь, прохладным, наполненным запахом питерских вод и свежей листвы, покинули город, часа через четыре пересекли условную границу Ленинградской и Вологодской областей, еще чуток проехали, свернули с основной трассы, и вскоре оказались в старинном провинциальном русском городке Устюжне, и сейчас пронизанным духом неторопливого купечества.

Где-то отреставрированные, где-то покосившиеся некогда удивительно красивые с резными ставнями деревянные дома, полурассыпавшиеся каменные, принадлежавшие более зажиточным жителям Устюжны, церковки с наклоненными колокольнями, сохранившие кусочки росписей внутри и снаружи. И умиротворение: через заросли речки Ворожи перекинут длинный деревянный мостик, названный Козий, в окончании его вход-подкова, за ней храм с ажурными крестами и колокольней, в плане представляющий собой корабль - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, - очаровательное создание неизвестного мастера.

Впервые город Устюжна упоминается в Угличской летописи 1252-го года. Место с названием Железное поле, на котором он был основан, изобиловало месторождениями болотной железной руды, вследствие чего город получил название Устюг-Железный. Такие богатства по праву сделали город крупнейшим центром металлообработки и оружейного дела в русском государстве. Население города росло, с его ростом увеличивалось и количество владельцев кузниц, которых в шестнадцатом веке было в Устюжне в несколько раз больше, нежели в Туле. Чего только не делали гвоздари, сковородочники, замочники, котельники для нужд города, всей округи, монастырей и городов земли русской. К примеру, решетки к воротам Спасской и других башен Московского Кремля были изготовлены именно в Устюжне. Выполняли мастеровые и огромные по тому времени правительственные заказы: пушки, мушкеты, пищали, десятки тысяч пушечных ядер.

Город был крупнейшим центром оружейного дела вплоть до открытия уральской руды. После потерял свое первоначальное значение. Но несмотря на это до сего времени ежегодно в Устюжне проводится ярмарка «Железное поле», на которой кузнецы демонстрируют свою удаль и мастерство. А герб города гордо изображает железные крицы: «в красном поле накладенные кучею железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют и достают оное железо из гнездовой руды, которою все окрестности сего города изобильно наполнены».

Торговая площадь Устюжны всегда была местом проведения субботних базаров, шумных и веселых, рождественских ярмарок. Площадь окружали купеческие дома и торговые ряды. Торговые ряды не сохранились, а состарившиеся дома купцов все еще стоят и проводят далеко в историю. В одном из них, некогда доме купца Ананьина, с угла, где была шляпная мастерская, сейчас вход в пирожковую. Здесь вологодские мастерицы творят чудо-пироги: отменные нежные рыбники, творожники, ягодники.

В центральном храме города, Соборе Рождества Богородицы, ныне находится краеведческий музей, в собраниях которого представлена древнерусская иконопись — пятиярусный иконостас конца семнадцатого века с девяноста пятью иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты, русская живопись, в том числе полотна Айвазовского и Кустодиева, местное декоративно-прикладное искусство, вышивка, фаянс, литье и просечное железо.

Есть еще одно событие, сделавшее знаменитым маленький уездный город Вологодской области. Говорят, что именно здесь жили яркие персонажи Гоголевского «Ревизора» во главе с городничим, образ которого великий писатель подглядел в скандальной истории, произошедшей в этом «скверном городе». Не так давно на Торговой площади появился памятник. Призрак Гоголя. Писатель тихо сидит на  скамейке, наблюдая за своими героями, Хлестаковым и Городничим, стоящими в центре площади. Однако горожанам композиция не совсем пришлась по вкусу, поговаривают, что с ней город утратил очарование былой провинциальности.

Осмотрев городок, отправились далее. До Вологды добрались к позднему вечеру, переночевали в гостинице, весь следующий день гуляли в восхищении, сохраняя ощущения глубоко внутри, отметив особо понравившееся коротко: прогуляться по улочкам с многочисленными деревянными домами, по набережной реки Вологды вдоль особняков, передохнуть на скамеечке «пОсидим пООкаем», обойти нарядную Кремлевскую площадь и заглянуть в Архиерейский двор. Там подняться на колокольню, чтобы рядом с куполами полюбоваться панорамой города. Затем замереть в Софийском соборе, тихо созерцая фрески. Выйти из собора, пересечь площадь и оказаться в тонком кружевном мире - музее кружева. Вечером заглянуть в гастро-бар «Виновен» на ужин с бокалом холодного белого вина, если день был слишком жарок. Затем, истомившись от впечатлений, уснуть до утра следующего дня.

Дорога повела нас на север от Вологды, к монастырям.

В 1397-м году по указанию, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белозера архимандрит Кирилл со своим собеседником Ферапонтом, и здесь, на пустынных высоких берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов положил основание одному из крупнейших русских монастырей - Свято-Успенскому Кирилло-Белозерскому монастырю. Недалеко от Кирилло-Белозероского монастыря - Ферапонтов монастырь, с удивительным, поразительным ансамблем фресок и икон Рождественского собора: единственная сохранившаяся подлинная стенопись художника древней Руси Дионисия, современника Рафаэля, Леонардо, Боттичелли. Фрески изящные и легкие. Выполнены изысканными, излучающими свет, красками. Не покидало ощущение, что Матисс черпал свое вдохновение именно у Дионисия.

Следом за монастырями - Белозерск. Малый город на берегу Белого озера, одного из самых крупных озер северо-запада России, идеально круглого. Старейший город России с богатой историей подъемов и упадков. Следуя летописям, основан в 862-м году. Наибольший период расцвета относится к пятнадцатому - шестнадцатому векам вследствие нахождения Белозерска в центре торговых путей, связывающих Поволжье с Великим Новгородом. Город был богатый, отстроенный купеческими домами и многочисленными церквами, от которых сегодня почти ничего не осталось: одни разрушены до основания, другие перестроены до неузнаваемости под хозяйственные нужды, третьи ждут реставрации. Возможно, вновь возродится одна из них особенная - храм, построенный в 1810-м году по проекту самого Василия Бажова.

На сегодня в Белозерске из уникального - прекрасно сохранившийся Кремлевский земляной вал высотой пятнадцать метров и около километра в окружности. Сам деревянный кремль с башнями и постройками внутри вала не дожил до наших дней. В семнадцатом веке здесь на месте одноименной деревянной церкви построили Спасо-Преображенский собор, тихо отражающийся в кремлевском пруду, выкопанном еще при строительстве крепости для сбора дождевой воды. Внутри собора великолепный барочный иконостас восемнадцатого века, выполненный по аналогии с иконостасом Петропавловского собора в Петербурге.

Еще одна достопримечательность города - Белозерский канал, созданный в конце девятнадцатого века как часть судоходного пути из Волги в Балтийское море в объезд волнующихся штормовых вод Белого озера. Но... Современные теплоходы легко бороздят воды озер, не входя в каналы, им не страшны волнения, а посему сегодня участь Белозерского канала - малоиспользуемый.

Вдоль неасфальтированных улочек Белозерска где-то сохранились дома купцов, проживавших в этом некогда богатом торговом городе, а нынче совершенно забытом. Гуляя, пока еще можно полюбоваться разрушающимися архитектурными особенностями северных домов прошлых столетий, пройтись по набережной Белого озера, вглядеться в  бескрайние воды, и даже искупаться, если повезет на редкий теплый летний денек.

Чуток за Белозерском, в сторону Липина Бора, дорога подходит к паромной переправе через реку Шексну. Переправа здесь была издревле, с самого основания поселения Крохино в двенадцатом - тринадцатом веке. Во времена расцвета Белозерья в шестнадцатом - семнадцатом веках, когда объемы торговли с помощью водных путей значительно выросли, удобная пристань в Крохино была местом, где отстаивались корабли в ожидании благоприятных условий для прохождения по часто штормившему Белому озеру. Здесь товары перегружали с речных судов, ходивших по Шексне, на озерные, отличавшиеся большей прочностью и устойчивостью, беспрепятственно выходившие в Белое озеро. Судопромышленники из Крохино, владевшие такими озерными судами, зарабатывали капиталы перегрузкой товаров, изготавливали и продавали принадлежности для судоходства. Поселение быстро развивалось, богатело. Позже, после открытия Белозерского канала, пристань в Крохино потеряла свою надобность, а в середине двадцатого столетия длинная история древнего поселения и вовсе закончилась.

Взгляд ловит возвышающиеся из воды руины. Трагедию середины двадцатого века.
Эти руины - исторические ворота в древнее Белозерье.
Эти руины - церковь Рождества Христова, когда-то стоявшая на самом высоком месте села и смотрящая в бесконечность Белого озера оконцами и куполами.
Эти руины - все, что осталось от погруженного в реку села Крохино во время затоплений, связанных со строительством Волго-Балтийского канала, тех дней и ночей, когда строптивые несогласные старики приковывали себя цепями к родным стенам и погружались на дно реки, когда люди разбирали свои дома и покидали свою землю с невозможностью когда-либо вернуться, чтобы поклониться могилам предков. Храм не постигла участь большинства храмов тех страшных событий, его не взорвали, а оставили исполнять роль маяка в устье реки Шексны, и он выстоял  в противостоянии льдам и штормам, людской жестокости и  людскому безразличию, единственный в России храм на воде, сохранившийся после затоплений огромных территорий.

Храм выстоял и дождался своего ангела, который прилетел и понял, что обратной дороги нет. Ангел остался. Навсегда. Заботиться и любить.

И теперь есть надежда и вера в то, что неравнодушные люди из многих городов нашей необъятной страны, будут поддерживать неугасаемый свет маяка, вспоминая прошлое и освещая будущее.


Рецензии