Мавзолей Тура-хана

Зрелость общества определяется его отношением к детям и старикам.

За всё время путешествия по Афганистану я ни разу не встречал попрошаек. Вы не увидите протянутой руки ни в автомобильных пробках, ни в оживлённых местах перед входами в мечети и базары. Дети с кадилами из консервных банок окуривают благовониями скучающих пассажиров такси на парализованных городских улицах. Будут продавать вам нененужную газету или бумажные салфетки. Но никогда не попросят монеты просто так.

Тюрбан на голове можно носить только зрелым мужчинам за 40. Традиционный афганский мужской платок (дисмаль) в утренние часы прохлады служит накидкой на всё тело, а к полудню перекочёвывает на голову в виде головного убора, украшением и защитой от солнца. Старики авторитетно носят тюрбан как знак возрастной статустности. Они в Афганистане в почёте, но, пожалуй, это самая незащищённая часть населения, ведь в этой стране доступен только тяжелый физический труд, а жить как-то надо.

Мавзолей Мир Вайс'а Хотака в Кандагаре, находится на выезде из города, в удалении от оживлённых районов. Я изначально принял его за небольшую, но очень нарядную мечеть. Тут было пустынно, и лишь одинокий седобородый старик вполголоса читал священное писание. Его внуки кружились рядом, но не мешали ему. Место дышало умиротворением и спокойствием. Исподтишка, сделав несколько фотографий калорийного афганца, и зафиксировав на память яркую достопримечательность - мавзолей, я было собрался покинуть это место, как вдруг старик оторвал взгляд от книги и обратил на меня своё пристальное внимание.

Бывший моджахед довольно сносно изъяснялся на русском. Я с любопытством прослушал его долгий рассказ о конфликте интересов мировых держав и угасающей персидской империи Сефевидов. О тонкой политической игре Петра Первого Великого, и его планах вывести Армению из-под влияния Персии. О том, что в этом мавзолее покоится Мирвайс Хотак, который сумел воспользоваться ситуацией и был, по существу, первым независимым правителем Афганистана.

История афганского народа насчитывает несколько тысяч лет, но само государство стало независимым значительно позже. Я пытался оценить зрелость афганского общества через заботу о незащищённых слоях населения, а открыл его мудрость через повествование обычного старика, который научил меня философии Афганистана: «Ты можешь узнать гораздо больше из проигранной войны, чем из выигранной. Мы должны проиграть сотни сражений, прежде чем стать хорошими игроками.»

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии