Кочегар Николая Ярошенко поразил всех

Картина «Кочегар» художника Николая Ярошенко поразила зрителей правдивостью образа и драматизмом. На писателя Всеволода Гаршина она произвела настолько неизгладимое впечатление, что под влиянием эмоций он написал рассказ «Художники».

«Вот он сидит передо мною в тёмном углу котла, скорчившийся в три погибели, одетый в лохмотья, задыхающийся от усталости человек. Его совсем не было бы видно, если бы не свет, проходящий сквозь круглые дыры, просверленные для заклепок. Кружки этого света пестрят его одежду и лицо, светятся золотыми пятнами на его лохмотьях, на всклокоченной и закопчённой бороде и волосах, на багрово-красном лице, по которому струится пот, смешанный с грязью, на жилистых надорванных руках и на измученной широкой и впалой груди...», читаем мы у Гаршина. Он описывает сильно физически измотанного человека.

Но у Ярошенко герой всё-таки несколько иной.

«Кочегар»

На картине перед нами предстаёт полутёмный подвал котельной. Печь мы не видим, но жар от нее так и веет. В отстветах неровного пламени видно сумрачное пространство и высвечивается тяжёлая коренастая фигура кочегара на фоне шероховатой подвальной стены. Он устало прислонился к массивной решётке, ограждающей топку. Огромная тень, что падает на стену, придаёт образу какую-то особую значительность и обобщённость.

Внешность у героя довольно простая: широкое лицо, изборождённый морщинами лоб, густые всклокоченные волосы... На зрителя из-под мохнатых, горестно приподнятых бровей смотрят маленькие пытливые глаза. Он словно обращается с немым вопросом. В этом взгляде нет ненависти или протеста. Скорее он смотрит с укором.

Привычно сгорбившись с кочергой в левой руке, он думает о чем-то своём. Причём, настолько погружён в своим мысли, что не чувствует жаркого дыхания пламени из открытой топки. МОжно лишь предположить, о чем призадумался мужчина.

Современники о картине

Русский историк искусства и художественный критик Андриан Прахов в рецензии на полотно написал: «Я вглядываюсь в картину. Нельзя ли подо что-либо подкопаться — не солгал ли где-нибудь художник? Нет, всё до мелочи смотрит на вас суровой правдой действительной жизни».

Более того, потрясённый Прахов однажды изрёк: «У меня не было долгов, а тут мне кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Ба, да это «Кочегар» — вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу: всем своим общественным преимуществом ты пользуешься в долг». Практически также восприняли образ кочегара и другие современники художника. 

Портрет или всё же скрытый сюжет?

По месту, которое Ярошенко выделил человеческой фигуре и конкретности личности, этот холст можно назвать портретом. В принципе, с первого взгляда мы, пожалуй, так его и воспринимаем. Однако, чем глубже погружаешься в созерцание, тем больше замечаешь скрытый сюжет. Хотя и действия здесь нет, и предметы обстановки очень немногочисленны. Подумайте...

В этом отношении картина Ярошенко напоминает известного репинского «Протодьякона», появившегося одновременно с «Кочегаром» на VI передвижной выставке в 1878 году.

Рабочего человека рисовали и до Ярошенко. В 1830-х годах эту тему в своих произведениях ученики Алексея Венецианова Лавр Плахов и Игнатий Щедровский, но это были единицы. 

Лишь после реформы 1861 года в русском искусстве  художники стали рисовать понемногу рисовать простых рабочих, однако предпочтение отдавали крестьянам. Кстати, именно они стали одной из главных тем в искусстве передвижников.

В этом списке значится работа Ивана Крамского «Деревенская кузница». Сюда же можно добавить и «Ремонтные работы на железной дороге» Константина Савицкого. А вот Николай Ярошенко стал первым русским живописцем, который нарисовал типический образ русского рабочего семидесятых годов XIX века. 

Сын военного

Николай Александрович Ярошенко родился в декабре 1846 года в городе Полтаве в семье военного. Его отец был генерал-майором, мать — дочерью отставного поручика. Во всех случаях он должен был продолжить военную династию. И в 9 лет Коля, больше всего на свете любивший рисовать, был зачислен в Петровский Полтавский кадетский корпус. Но там наряду с военной наукой он постигает искусство рисунка и живописи.

Первым его наставником стал Иван Кондратьевич Зайцев — бывший крепостной, окончивший Академию художеств. Он преподавал в Кадетском корпусе. Затем была пришла учёба в Артиллерийской академии Санкт-Петербурга. Но любовь к рисованию победила все и Ярошенко одновременно становится вольным слушателем Академии художеств. Одновременно он посещает вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств.

Именно тогда Николай Ярошенко сблизился с художниками-передвижниками, поднявшими русскую живопись к уровню революционно-демократической литературы того времени, которые потом организовали «Санкт-Петербургскую артель художников». В 1870 году артель преобразовали в Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ).

Получив военную специальность, Николай Ярошенко стал работать на Петербургском патронном заводе и параллельно рисует картины.

Первая работа на выставке

В 1875 году на IV передвижной выставке экспонировалась первая работа художника «Невский проспект ночью». Он изобразил безлюдный проспект в дождливую ночь с двумя женскими фигурами, которых нужда выгнала на панель. К сожалению, полотно исчезло во время Великой Отечественной войны.

За эту картину Николая Ярошенко единогласно приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок. А вскоре его избрали  в состав правления и Ярошенко вместе с Иваном Крамским более 10 лет руководил Товариществом. После смерти художника он стал его идейным преемником.

Хождение в народ

В 1874 году в России довольно активно началось так называемое массовое «хождение в народ»,, в котором приняло участие до 4 тысяч молодых людей, среди которых были дворяне, крестьяне, рабочие. Полторы тысячи из них были арестованы.

В марте 1877 года в Санкт-Петербурге начался первый в истории России политический «Процесс пятидесяти», названный так по числу обвиняемых. Как заявил на суде рабочий, революционер Пётр Алексеев: «Русскому рабочему народу остаётся только надеяться самим на себя и не от кого ждать помощи, кроме от одной нашей интеллигентной молодёжи!»

Вот тогда Ярошенко и писал своего знаменитого «Кочегара». Параллельно к портрету рабочего сделался набросок для картины «Заключённый», которая станет одним из первых художественных произведений в русском искусстве, посвящённых революционерам.  Это полотно вместе с «Кочегаром» покажут на VI передвижной выставке в 1878 году, где картины приобретёт для своей галереи Павел Третьяков. Сегодня в Третьяковке можно увидеть ещё одну знаменитую картину Николая Ярошенко «Всюду жизнь». Кстати, изначально она называлась «Голуби».

«Портретист гор»

В 1892 году Николая Александровича за отличную службу произвели в генерал-майоры. Спустя год он вышел в отставку и вместе с женой переехал в Кисловодск. Они давно там купили дом и назвали «Белой виллой», а друзья-художники украсили фресками.

Ярошенко стал ходить на пленэры. Писал прекрасные пейзажи, которые,  как считали его коллеги, пейзажи писал ничуть не хуже, чем портреты и жанровые полотна.  За что критик Владимир Стасов и вовсе назвал его «портретистом гор».

Прежде публика знала Северный Кавказ в основном по произведениям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. В изобразительном искусстве Николай Ярошенко оказался первопроходцем этой темы. Хотя поначалу многие считали, что пейзаж, изображённый на полотне «Шат-гора (Эльбрус)», просто его выдумка.

Финал

Автор картины «Всюду жизнь» скончался в своей мастерской, прямо возле мольберта. Причиной смерти стал паралич сердца. Николай Александрович Ярошенко прожил 52 года, и лишь шесть из них полностью посвятил изобразительному искусству. 

В декабре 1918 года в доме Ярошенко в Кисловодске по приказу Владимира Ильича Ленина, который был знаком с его творчеством и высокого ценил, был основан мемориальный музей. Дондуковская улица, на которой стоял дом, получила имя художника.

Но в начале 1919-го город заняла «волчья сотня» Шкуро и разграбила культурную сокровищницу. Музей-усадьба в «Белой вилле» был восстановлен только 11 марта 1962 года усилиями художника и настоящего подвижника Владимира Вячеславовича Секлюцкого. Двадцать лет Владимир Секлюцкий был бессменным директором музея.


Рецензии