Варвара Антоновна. Мужество жить дальше

Варвара Антоновна "Мужество жить дальше"
.
Вам какие истории нужны? Про «начало» или «после»? Вам, наверное, про бои и любовь рассказывали. У меня полно и таких и этаких.

Женщины на войне – другой мир. Другие краски в глазах, иные чувства. Нам, конечно, ближе по сердцу создавать мир, а не разрушать. Но и мужество, знаете, нам не занимать.

О! Про мужество и расскажу! Для меня самым смешным и страшным оказался тот факт, что с окончанием войны – мужество тоже закончилось. Как так? А дальше: надо искать это самое мужество. Мужество жить дальше.

Дядька командир злой у нас был. Мы как к нему попали...ой, вот лицо-то как картошка испорченная. Смотреть на нас не хотел. Потом вышел и сказал так грубо: «Вы! Девки! Больше тут не девки! Нет девок на войне, есть солдаты! И свои слёзы, чувства, что там у вас есть! Всё убирайте к чертям!»

У меня куколка маленькая была, тряпичная, я её прятала всегда. Мы все что-то прятали: кто брошку, кто пуговку. Казалось, если отберут, то и убьют нас. Не хотелось «девчачье» потерять. Не хотелось превращаться в солдата безвозвратно. Вот умру, найдут куклу мою и подумают: «Ах, это же девочка была...». Нам было очень страшно, что в нас не увидят девочек.

На женщин мы, конечно, не были похожи совсем. Худые, лысые, сутулые, уставшие. В двадцать лет девчонки без зубов. Как жить потом с таким видом после войны? Конечно, думали....
Думали и про жизнь и про смерть.

Про мужество... Едем уже в деревню. Победителями. Форма, медали, зубов, правда, нет. И счастье такое летает вокруг тебя. Летает, летает, а потом – бац! И улетает. А что делать сейчас? Надо вспоминать, как жить. А как вспоминать? На фронт попала девчонкой, до фронта – мама с папкой опекали. Забота была одна: учиться и расти.

Коль деревня разрушена – сразу легче – надо строить. Вот и дело нашлось. А в груди-то пустота разрывает. Не то, не это, не моё, надо что-то другое делать...
А через год замуж, говорят, пора! Замуж? Я на мужиков смотреть не могу! Они грязные, вонючие. Каких я только не видала этих мужиков! Фу!
И какой замуж? Я – не женщина. Волосы начали только отрастать, в зеркало практически не смотрюсь. Противна сама себе.

Я ловила себя на мысли, что на войне было более понятно. А здесь: меня словно нет.
Самое ужасное, что не было никакой точки. Вот я приехала, вот я переоделась... Со мной никто не поговорил о том, что я пережила. Что я чувствую. Странная позиция. Праздновали победу, хоронили погибших, поминали. А поговорить со мной? Не хватило времени и духу. Я думаю, не было точки окончания войны – начало жизни не появлялось.

Я не скоро нашла в себе мужество жить. Долго искала в себе женщину... Не знала, каким образом приносить пользу обществу. Три раза стояла на крыше дома, чтобы прыгать. Не хватило духу.
А про войну... У каждого на книгу наберётся историй. Вы удивитесь тому, как похожи и одновременно противоположны женские истории.
Хорошее дело – истории. Они должны напомнить о том, что ТАМ были люди.


Рецензии