Говоря по совести, идите вы с честностью к чёрту
во, отклонение в развитии. Чем ты честнее, тем ниже твоя жизне-
способность. Нормальное состояние для очень честного человека --
это состояние покойника. Кристально честный человек нежизнеспосо-
бен вообще. В расхожую успешность честных людей я не верю. Для
честного индивида максимум успешности -- это выжить. Чем индивид
богаче, популярнее, выше в социальной иерархии -- тем он в сред-
нем нечестнее.
Совесть -- инстинкт, заставляющий быть честным. Он проявляет
себя в форме так называемых угрызений. Психически здоровые опыт-
ные люди вполне справляются с ними посредством отвлечения своего
внимания на что-то другое. Совесть "подсказала", ты принял к
сведению и пошёл дальше. Другие инстинкты ведь тоже что-то под-
сказывают, стараются. Правильные решения вырабатываются с учётом
много чего.
Нормальный в аспекте честности индивид бывает более-менее чест-
ным, пока конкурирующий инстинкт не впутывается. Есть, люди с
недоразвитым инстинктом честности и с переразвитым. Люди с нор-
мально развитым инстинктом честности (оптимальным для выживания)
-- не честные, а получестные.
Я уродился по сути инвалидом -- инстинктовым. С несколько пе-
реразвитой честностью. Хорошо то, что в меру. Я не помер прежде
времени от своей инвалидской честности потому лишь, что у меня
была не крайняя её степень и потому что вдобавок мне достался и
кое-какой умишко, а ещё мне, наверное, элементарно везло.
Честные люди держатся друг за дружку, потому что им так легче
выживается. "Критическая масса" их в обществе никогда не накап-
ливается. Те из них, кто поумнее, понимают феномен честности и
как-то сдерживаются в своих честных порывах. Честные же дураки
при случае гибнут пачками.
Честность -- дефект, который приблизительно на одной доске с
близорукостью, повышенной кислотностью, сердечной недостаточнос-
тью, а то и лёгкой формой диабета. А если брать психику, то --
с заиканием или неврозом.
Большинство честных людей не считает себя дефективными, а на-
оборот, воспринимает себя как повышенно качественных. Это у них
не от недостатка ума (хотя дураков среди них хватает), а от того,
что человеческая мысль, похоже, лишь недавно развилась (ну, у ме-
ня) до понимания феномена честности, хотя он всегда торчал у неё
под боком, но такое иногда бывает.
Напомним себе, что инстинкты не делятся на "хорошие" и "плохие"
и что перекос любого инстинкта в любую сторону -- это в среднем
и в целом не выгодно для индивида и общества. Окружающим, может,
и удобнее, чтобы у тебя имелся некоторый перекос (к примеру, в
сторону сострадания и самопожертвования), но надо ведь, чтобы и
тебе было хорошо тоже.
Гордиться переразвитостью своего инстинкта честности (= жизнью
"по совести") -- значит не понимать природы инстинктов. Или быть
хитрой сволочью и втираться в доверие к сообществу инвалидов по
честности. Это, как обкрадывать слепых или грабить безногих: бы-
вает очень удобно.
Ещё кое-что. Вот я не могу говорить особые гадости (сверх де-
журных мизантропских) про украинцев или русских, хотя нынче (2024
год) это может быть очень выгодно -- прибиться к какой-нибудь из
двух грызущихся "партий" и подгавкивать в интернете из безопасно-
го тыла. Я разжевал себе всё про указанную выгоду и про то, что
повышенная честность -- это от уродливого переразвития одного из
множества инстинктов, но всё равно НЕ МОГУ. Потому что буду чувс-
твовать огромный психический дискомфорт. Исходя из этого, я прос-
то вынужден заключить, что повышенная честность -- не что-то в
одном ряду со слишком большим носом или животом, а несколько
серьёзнее: она -- не нарушение уровня невроза, а невроз и есть.
Разновидность обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Допускаю, что патологическая повышенная честность может раз-
виться по механизму невроза даже на основе НОРМАЛЬНОГО инстинкта
честности, а не переразвитого.
То есть повышенно честный индивид -- это, возможно, не калека,
а больной. То-то люди меня сторонятся (ну, не все).
Я болен, [несите мне лекарства] оставьте меня в покое. Если
болезнь не излечивается, надо "принять" её, приспособиться к ней,
уразуметь пределы своих возможностей и спокойно жить дальше, не
добавляя к непосредственным неприятностям от болезни ещё и пере-
живания по поводу того, что она у вас есть.
Кстати, если присмотреться, то возникает подозрение, что мне
мешает обустраиваться за счёт других не только нездоровая чест-
ность, но также трусость, лень и отсутствие алчности (= недораз-
витость хватательного рефлекса -- ещё и это, о, Господи). В при-
дачу я опасаюсь своей рассеянности: я либо нахомутаю при планиро-
вании аферы, либо что-то упущу в процессе последующей реализации
сложного плана. Другими словами, мне нет смысла излечиваться от
честности, потому что другие мои дефекты всё равно не дадут вос-
парить. Если с ленью и трусостью (ладно, осторожностью, расчётли-
востью) ещё можно что-то поделать, то рассеянность -- это пожиз-
ненный приговор: психика деформирована (чрезмерными интеллекту-
альными занятиями?). Я это говорю не к тому, что я настолько чес-
тен, что даже в таком вот признался, а к тому, что как бы честное
поведение может быть вызвано вовсе не честностью, даже если инди-
вид не притворяется. А ещё к тому, что человек настолько сложен,
что о мотивах его поведения можно говорить правдоподобную чушь,
веря, что говоришь не чушь, но это будет всё-таки чушь, только ты
об этом никогда не узнаешь и будешь дивиться своей проницательно-
сти. И я тут не на себя даже, а на Зигмунда Фрейда намекаю, если
что.
Хороший вопрос: вменяем ли индивид с ОКР, если он совершил пре-
ступление именно из-за своего ОКР? К примеру, отказался поддер-
жать войну. А надо ли такого опасного индивида изолировать? И
где изолировать-то: в тюрьме или психушке? И не должно ли быть
дополнительных ограничений в приёме такого индивида на работу?
Позднесоветских диссидентов как раз помещали в психушки. Это
называлось "карательной психиатрией". Если учесть, что некото-
рые из диссидентов (к примеру, академик Андрей Сахаров) станови-
лись диссидентами как раз из-за своей [патологической] повышен-
ной честности (не из-за переразвитости же ума), то получается,
что советские каратели диссидентов были в общем-то правы, толь-
ко, может, ошибались в деталях диагноза и в выборе лекарств.
Потом, объявить честность (пусть и повышенную) болезнью значило
потрясти общественную мораль, расхожую систему воззрений (а надо
бы).
Некоторые страдальцы от ОКР имеют непреодолимую тягу к тщатель-
ному мытью рук. Страдающие повышенной честностью довольно на них
похожи. Как у первых их наклонность несколько избирательная (к,
примеру, вполне может сочетаться с неряшливым состоянием жилища),
так и у вторых их честность может не распространяться, к примеру,
на проезд в общественном транспорте зайцем или на использование
шпаргалок при сдаче экзаменов. В таких случаях у них есть веские
(в их глазах) оправдания, вполне честные. И, будучи заловленными
на своём мелком преступлении, это люди обычно не лгут.
Индивиды с нездоровыми отклонениями бывают очень удобны для
окружающих и для начальства. К примеру, трудоголики. Аналогично
у повышенно честных людей есть узкие ниши на рынке труда, где эти
люди, как правило, весьма желательны (но не всем). К примеру, они
хороши в качестве охранников, ночных сторожей. А, скажем, в каче-
стве судий они уже могут быть очень неудобны государству на поли-
тических судебных процессах.
Впрочем, не предсказуемо, как взбрыкнёт честность у заскокнуто-
го на ней. Может, в качестве сторожа при складе он решит, что
честнее было бы раздать охраняемое имущество бедным, Некоторые
серьёзные преступления совершаются из честности (чтобы было по-
нятнее, вспоминаем фильм "Берегись автомобиля").
Культик честности и совести в обществе идёт от нечестных людей.
Соль в том, что, пусть и не однозначно, но честность других людей
в среднем облегчает манипулирование ими, делает их более управля-
емыми, более удобными для эксплуатации и расходования. Ты чуть ли
не рыдаешь над фильмом с честным, даже самоотверженным героем, а
кто-то делает на этом фильме большие деньги и тратит их потом на
гадости, исполнитель главной роли -- в личной жизни и вовсе под-
лец, государство же в союзе с бизнесом ничтоже сумняшеся сажает
тебя на кинонаркотик и радуется тому, что благодаря этому тебе
некогда думать о революции, пытаться лезть во власть, разрабаты-
вать изощрённые планы личного обогащения. Наконец, в одном паке-
тике с обожаемой тобой честностью тебе впаривается ещё какая-ни-
будь хрень в порядке скрытой рекламы. Но ты праведно [и немножко
самолюбовательно] рыдай дальше: сочувствуй киногерою.
Калечно-невротический характер честности в существующем общест-
ве, прочем, не делает абсурдным стремление построить БОЛЕЕ ЧЕСТ-
НОЕ общество. Это не будет приспособлением общества под инвалидов
(ой ли? вот в этом я, говоря по правде, не уверен): честность
очень выгодна экономически, поскольку позволяет много сберегать
на войнах, противостояниях, грызне, охране, конкурентной борьбе,
рекламе, демагогии. Но это, может, аналогично тому, как лысость
позволяет экономить на расчёсках, слепота -- на биноклях и т. д.
Свидетельство о публикации №224083101269