Ренессанс Центральной Азии

РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В УКРЕПЛЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Доклад на Форуме журналистов Центральной Азии
в Ташкенте (Узбекистан). Бахыт Рустемов,
публицист-международник, руководитель общественного
объединения «Международное содружество народной
дипломатии» (ОО МСНД. Казахстан).
23 августа 2024 г.

«Люби человечество, как брата...»
Абай

Поймите, люди всей земли: Вражда — плохое дело.
Живите в дружбе меж собой. Нет лучшего удела!
Алишер Навои

Поднимаемая сегодня тема организаторами настоящего мероприятия понимается как установление связей в Центрально-Азиатском регионе, в котором будут согласованы общие цели и интересы. Роль журналистики в укреплении региональной идентичности имеет немаловажное значение в этом большом позитивном деле. Наступает эпоха ренессанса новых отношений благодаря инициатив глав государств Центрально-Азиатского региона.
Сегодня перед общественностью Центральной Азии стоят три важных вопроса:
Первое, не спрашивать, что может сделать для тебя твоя страна, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны?
Второе, можешь спросить, что даст тебе интеграция в Регионе?
Третье, спросить себя, что ты можешь сделать полезное для Региона?
Чем активнее будут подниматься общественностью и журналистами вопросы общей истории и культуры в Регионе в целях сближения наших народов и государств, тем выше будет роль журналистики в укреплении региональной идентичности.
Дорогие друзья, я сегодня решил выступить перед вами не как журналист или писатель, а как эксперт по взаимоотношениям среди стран Центральной Азии. У писателей, творческих людей, преобладает философское видение и мышление, философский подход к жизни, нежели рассмотрение вопросов с конкретикой.
Сегодня Центральная Азия стоит перед новыми вызовами. И философствовать некогда. Мир вокруг нас стал напряженным. Возникают множество вопросов у нас и множество вопросов к нам: «Как мы должны жить дальше?» Однозначно то, что мы дружим в своем регионе и дружим со всем миром.      
И все же, сегодня мы должны определиться с понятием региональной идентичности. И в этом могут играть большую роль СМИ региона. Они могут с хорошим анализом и прогнозом, разъяснять широким массам региона, насколько нужна нам региональная идентичность? Примеров живущих на основе региональных идентичностей достаточно. Региональная идентичность со временем приведет к региональному самосознанию.
В период первых лет обретения независимости, республики Центральной Азии сфокусировались на решении личных вопросов и проблем. Это было необходимо в первые годы обретения суверенитета. Сегодня, спустя 33 года, время диктует определиться с региональной идентичностью. Это нужно в интересах стран и в интересах региона.
При объединении на основе региональной идентичности усиливается, прежде всего, экономическая составляющая стран региона. Тем самым будет улучшаться решение экономических и социальных вопросов внутри страны и в регионе. Регион богат как человеческим, так и природным ресурсами. Региональное объединение по типу Евросоюза, но со своей азиатской спецификой, несомненно, будет отвечать интересам каждой страны и в интересах региона, исходя из их возможностей и географического положения. 
Центральноазиатская интеграция будет основываться на транспортных коридорах. У него есть свои плюсы, чем морские пути. В морских портах временами могут возникать некоторые вопросы. Появление единой, совместной концепции развития региона даст возможность странам Центральной Азии вести более весомую консолидирующую работу в мировом содружестве.   
Мы знаем, что региональная идентичность может складываться из культурной памяти, переосмысления событий и героев прошлого в современности, традиций территории. Понимание региональной идентичности помогает понять себя, сменить парадигму некоторых «узколобых», что, мол, у нас нет ничего общего и т.д. в понимании ценности места, своих корней и себя как человека, который продолжает традиции места. А ведь наши народы на протяжении веков были вместе, и в период Золотой Орды, и в период правления Тимуридов, и в период царизма. И это единство отложилось в нашей памяти и генах. Достаточно привести пример эпоса «Алпамыс» у нас, он же есть у узбекского народа – «Алпамыш». «Шора батыр» – в своих версиях есть и у казахов, и у узбеков. Когда человек видит ценность места своего региона, то по-другому воспринимает его, начиная бережнее относиться к общей территории и видеть настоящую ее уникальность.
Региональная идентичность является одним из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания народов, помогая им оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и предоставляя критерии для оценки окружающего мира и самооценки.
Сегодня актуальным для постсоветских республик, кроме России, является зарождение нового направления в журналистике  - жанра международной журналистики. Развитие этого актуального  жанра находится в наших странах на разных стадиях. В некоторых республиках еще не придали соответствующего значения. Она еще не в полной мере отвечает требованиям современной жизни как в отдельно взятой стране, так и в региональном масштабе. Дело в том, что необходимость этого явления появилась у нас только после обретения независимости и суверенитета. Этот новый жанр в журналистике получил хорошее развитие в Казахстане. У нас есть отдельные журналисты-международники, писатели-международники, публицисты-международники, которые  узнаваемы у себя и далеко за пределами своей страны.
К сожалению, не в достаточном количестве работают институты и школы международной журналистики в Центрально-Азиатском регионе. Как такового самостоятельного учебного заведения нет ни в одной стране постсоветского пространства. Мне приходилось читать лекции о развитии международной журналистики в Центральной Азии в разных странах, в том числе и на Американском континенте – это на Кубе, в Институте международной журналистики. Институт в Гаване является центром повышения квалификации местных журналистов из более 30 стран Центральной, Южной Америки и Карибского региона.   
Как показывает жизнь, институты международной журналистики не получают своего развития в закрытых странах, как Туркмения, Северная Корея и в других странах. Успешное развитие жанра международной журналистики является одним из показателей, что у них хорошо развито гражданское общество, и что это открытая страна. Свободный обмен информациями – залог успешной интеграции в мировое культурное пространство.   
Есть условная типология журналистики, куда входят политическая, международная, региональная, экономическая, религиозная и другие направления. Их много. Также есть экономическая, социальная, гражданская журналистики. Нас интересует международная и региональная журналистики, в том числе и международная публицистика, которые будут работать на укрепление региональной идентичности. А это значит, журналисты и серьезная публицистика стран региона должны поднимать кроме очередных небольших новостных информаций и актуальные темы по всем вопросам жизнедеятельности региона. Реальная осведомленность граждан о своем регионе дает возможность им адекватно реагировать на вызовы времени. Как поступать в той или иной ситуации? Занятие публицистикой – это уже удел опытных журналистов. А опыт нарабатывается годами и серьезным подходом к своему ремеслу. Чем больше будет журналистов-международников, тем больше будет и публицистов-международников и писателей-международников, тем лучше будет осведомленность общества о международной жизни. Нужно побольше  «взращивать» журналистов-международников. Широкая деятельность журналистов-международников является также одним из важных показателей, что страна стала открытой и строит правовое гражданское общество.            
Чем отличается журналистика и публицистика? Если главная задача журналистики: оперативно информировать общество о событиях, имеющих социально-информационную важность, то основная задача публицистики - не информирование, а обсуждение проблем, имеющих общественное значение.
Способ творчества и в публицистике, и в журналистике можно условно разделить на две чётко выделенные стадии, каждая из которых имеет свой методологический аппарат: сбор информации и создание текста. Образ автора в публицистике — это и есть авторское «Я» журналиста. "Публицистика - это высший род журналистики.
У человека, решившего заняться публицистикой, должна быть активная позиция во внутренней и внешней жизни своей страны и он должен быть в достаточной степени образован и желательно в области гуманитарных знаний. Пожелания об образованности относятся в первую очередь к публицистам-международникам и к публицистам, специализирующимся на внутренних проблемах экономического и финансово-юридического характера.
С этой точки зрения представляется любопытной роль журналистской публицистики и публицистов на литературных и социальных сайтах интернета. Работающие люди в интернете, имеют более свободный выбор в выражении своих взглядов. Но это и требует от публициста-международника, чрезвычайно бережного отношения к слову, к факту, к собственному темпераменту, требует особой осторожности в отношении всего того, что может повредить интересам собственной страны и международным отношениям.
Журналисты для укрепления региональной идентичности, конечно же, основной упор должны делать на основу исторических совместных судеб народов региона. Построение своей работы им необходимо ориентировать на позитивное прошлое своего народа и его добрососедские отношения в регионе. 
В выигрышном положении оказывается, в большинстве случаев, журналист, имеющий большой словарный запас. Потому что у него есть возможность, на основе своей интеллектуальности смело и с хорошей доказательной базой отстаивать интересы своей страны и региона. Все зависит от умения максимально использовать разные слова для раскрытия темы или в отстаивании своей точки зрения в дискуссиях.
Казахский и узбекский народы являются одними из основоположников современной тюркской культуры и литературы. Развитие литературы в Центральной Азии в общих чертах происходит в соответствии с основными историческими периодами сегодняшних республик. Сначала это феодально-династийный период (1350-1864), период в составе Российской империи (1865-1917), советский период (1918-1991) и период обретения независимости (1991 по настоящее время).
Я сейчас не буду вдаваться в подробные журналистские течения, движения, и в каком стиле они писались. Важным во все времена для журналистов было отражение той действительности, в которой они жили. Из дошедших нам архивов мы зримо улавливаем политическое и общественное развитие тех лет.
Как и в любой культуре, так и в Центрально-Азиатской журналистике проглядывается романтическое движение, реалисты, суфисты, модернизм, постмодернизм, авангардисты и т.д. Очень много журналистов посвятивших свою жизнь проповеди ислама, много поэзии проникнутой лиризмом, мистицизмом и сатирического дара.
Произведения Алишера Навои и произведения Абая, их новый образ мыслей привел к художественной революции, которые возродили чувство гордости своих народов. Все поэты Центральной Азии были сильны мощью своих образов при описании проблем и суровых условий жизни, в которых они родились. Их поэзия рассудительна, и они используют слова с точностью, с которой математик использует цифры при решении задач.
Культура и литература всегда нас объединяла. Сегодня традиции своих предков продолжают многие талантливые писатели и поэты узбекского и казахского народов. В нас живет братство. И я бы отметил такой гражданской лирикой:
Но все же, мы народ единый,
Единой матери сыны.
Но все же, мы оплот всеобщий,
Прекрасной матушки земли.   
И сегодня продолжают писать и посвящать друг другу восторженные слова любви и благодарности наши писатели и поэты. Например, прекрасно передает в своей поэзии свои видения после посещения Казахстана великий узбекский поэт Абдулла Арипов в стихотворении "Козогистон охуси".
А как красиво описывает природу Казахстана и призывает казахов идти в ногу со временем Гафур Гулом в своем стихотворении "Ёнма-ён кетайлик". Казахский поэт Гафу Каирбеков писал в своем стихотворении "Кос журек", что мы, казахи, всегда ценили и ценим дружбу с братьями-узбеками. Казахский поэт Сырбай Мауленов достаточно достойно и удачно воспевает узбекского джигита Фархада и красивую Ширин в "Сырдарья кырында". Более полувека назад написанные стихи "Досымнын арманы" Гали Орманова и сегодня не потеряли свою актуальность.
И таких примеров можно приводить достаточно много. Казахские журналисты, а впоследствии писатели и поэты переводили и переводят множество литературных произведений братского узбекского народа, и наоборот. Большую работу в этом направлении сделал известный узбекский переводчик, уроженец Казахстана, Носыр Фазылов. Мы с ним по-братски общались, я бывал у него дома в гостях.  Этот незаурядный и талантливый человек, большой знаток истории и культуры двух наших народов, на протяжении всей своей жизни был «золотым мостом» культуры и, в частности, литературы между нашими народами.
Полагаю, наши соответствующие государственные структуры, курирующие образование и культуру, должны обратить внимание на усиление изучения истории, культуры братских тюркских народов и внесение в учебные программы школ колледжей и ВУЗОВ своих республик, рассказывающие нашу общую историю, культуру, духовность и братское родство, которое будет консолидировать наши народы. И в этом большую свою роль должны показать журналисты региона.
Именно основы взаимоуважения, взаимопонимания, поддержки между людьми, народами и государствами закладывается человеку еще с детских лет. Этот пример я беру из своей личной жизни. То воспитание в духе интернационализма, которое я получил в детские и юношеские годы, осталось во мне и по сей день. Для меня все люди братья, несмотря на цвет кожи и вероисповедания.
И здесь важная роль отводится журналистике, которая может достаточно грамотно разъяснять окружающим, у себя в стране, в регионе и за его пределами, важность и необходимость укрепления региональной идентичности, используя разножанровое направление в журналистике. Нужен и экспертный подход со стороны журналистов-публицистов-международников в ведении информационно-аналитической и прогнозной работы, что, несомненно, будет показывать роль журналистики в укреплении региональной идентичности. Тогда не будет дефицита в анализе ситуации в регионе со стороны местных и региональных журналистов.
В нашем регионе не должно быть невыясненных тем. Например, журналистика региона, после проведения опросов общественного мнения,  должна дать ответы на вопросы:
1. Что собой сегодня представляет Центральная Азия?
2. Есть ли геополитически нерешенные вопросы в регионе?
3. Сформировалось ли представление о межгосударственных интересах в регионе?
4. Сформировалось ли представление о региональных интересах?
5. Какими видятся главные угрозы безопасности в регионе?
6. По каким сценариям можно прогнозировать развитие Центральной Азии в ближайшие 20-25 лет?
7. Что нам дает лучшее знание региональной идентичности?   
После распада Советского Союза, странами Центрально-Азиатского региона закономерным образом была произведена переоценка собственной роли, как субъектов геополитических и международных отношений, что помимо прочего отразилось на их региональной самоидентификации. Был сделан большой крен в сторону национальной идентичности.
Назрело и, полагаю, продуктивной представляется дискуссия, насколько регион и отдельные страны готовы к внутрирегиональным связям (экономическим, политическим, социо-культурным и пр.). Складывающиеся сейчас между странами региона отношения позволяют говорить о формировании региональной идентичности. Как видим, из последних лет связей, между нашими государствами мы готовы к осознанию общих интересов и их реализации.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 20 сентября 2023 г. выступая на 78 сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметил, что «Казахстан привержен дальнейшему укреплению многопланового сотрудничества со странами Центральной Азии. Далее он также отметил, что регион может играть более активную роль в качестве «сплоченной и независимой» части международного сообщества, внося свой вклад в глобальные процессы развития.
Будем честными. В регионе есть наличие геополитической игры (большой или малой) и это признается всеми экспертами. Но все же, региональный интерес, может выступать гарантом более эффективного экономического развития и политической стабильности, как в  странах региона, так и в мировом масштабе. Нахождение богатого Центрально-Азиатского региона между Россией и Китаем в некоторой степени являются гарантом стабильности со стороны этих крупных игроков. И мы понимаем, что главной задачей для стран Центральной Азии – это  проведение системных исследований по всему комплексу вопросов развития и взаимодействия.
Еще в январе 2019 года журналист, эксперт Владимир Парамонов, автор проекта аналитической группы «Центральная Евразия» из Узбекистана поинтересовался у меня, есть ли проблемы на пути развития и взаимодействия стран Центральной Азии? Я ответил: «Проблем не вижу… Желание сближаться, есть. Нужно время. Эффективно решаются любые проблемы везде и всюду, если на то есть политическая воля у государства… Тот же частый обмен делегациями сблизит позиции, усилит понимание необходимости совместного развития и строительства добрососедских отношений». Я далее отметил, что принципиально важна активность представителей народной дипломатии. Например, несмотря на то, что мой двухтомник о вечной дружбе казахского и узбекского народов был написан в 2012 году, поднятые там вопросы по сей день, актуальны. Я в 2011 году направил письмо, первому президенту Узбекистана, отметив, что хочу посетить Узбекистан. И он дал «Добро!» Меня в Узбекистане принимали более 10 дней: были встречи со мной в школах, университетах, в районах Ташкентской области, трудовых коллективах. Тогда я был единственным казахстанцем, народным дипломатом, кто официально принял участие в юбилее - 20-летии обретения независимости Узбекистаном. Это уже история.
Согласился с мнением Парамонова, что «активность представителей интеллектуальной элиты очень важна. Вопрос остается только в том, как "пробудить" вот эту интеллектуальную элиту к этой самой активности? Ведь зачастую и проще и спокойнее никуда не вмешиваться, "плыть по течению", нежели сопротивляться ему, вынося на обсуждение "неудобные" вопросы»
 Сегодня наши президенты Казахстана и Узбекистана – Касымжомарт Кемелевич Токаев и Шавкат Миромонович Мирзиеев – задают большой позитивный тон  дружбе наших народов Центрально-Азиатского региона. Мы, народные представители, народная дипломатия, равняемся на их братскую дружбу и солидарность. Наступает эпоха ренессанса с инициативы глав государств в отношениях Центрально-Азиатских стран, и тюркских стран, - это не просто метафора, а реальный процесс, который назрел в последние годы. Это как второе дыхание, возрождение и перерождение дружбы и доверия. Это не просто возвращение к прошлому, а новый уровень взаимоотношений, основанный на глубоком понимании положения дел в глобальном мире.
Немаловажное место занимает идеологическая составляющая в деятельности журналистики в укреплении региональной идентичности. Давайте будем искренними: кем для себя сегодняшняя наша молодежь считает, например, грузина из Грузии, молдованина из Молдовы, литовца из Литвы, русского из России? Конечно же, они, прежде всего, для них просто иностранцы. А для меня и моего поколения они были и остаются братьями. Мы в свое время жили в одной стране, у нас была одна Родина, и за нeе мы готовы были отдать жизнь и отдавали. В той стране велась идеологическая работа под патронажем государственных структур в семье, в детском саду, школах и ВУЗах по сближению наций и народностей в интересах государства. Для развития и укрепления региональной идентичности государственным структурам, общественным объединениям, журналистам и экспертам-специалистам, необходимо разъяснять населению идеологическую составляющую важности регионального сближения. 
Если аналогичная работа будет вестись в наших республиках, то недалек тот день, когда, несмотря на имеющие границы, мы все равно будем чувствовать что мы братья, и что нам вместе легче будет выживать в этом сложном мире. Региональная безопасность сегодня как никогда актуальна. Есть силы, которым не нужна наша братская солидарность.
Сегодня спустя 33 года после обретения независимости странами Центральной Азии, время диктует нам по-новому взглянуть, что делается вокруг нас? Разве мы знали или понимали, как нелегко нам будет пройти путь в 33 года? Мы уже сегодня не те, что были пять лет назад. Выросло новое поколение молодых людей. Они смотрят на свою страну, и на ее отношения с другими государствами, глазами международного права. Это мы, старшее поколение, росли на советском воспитании и идеологии. На протяжении более три десятка лет, молодежь выросла на другой идеологии. Время летит неумолимо вперед. Мы должны признать. Мир изменился на глазах одного поколения. Это мы видим из некогда братских отношений между русским и украинским народами.
Конечно же, самым главным для нас, народов Центральной Азии, - является сохранение искренних братских отношений, несмотря на прагматизм современной жизни. Да, прагматизм нужен, но не настолько же, чтобы это доводить до состояния удовлетворения теми, кто делает все, чтобы завладеть умами и богатствами плодородного и благословенного региона. Если кто-либо из нас будет думать и считать, что только он умнее и могущественнее, то плохи наши дела.
У всех народов есть свои амбиции. Но есть вещи, которые перед мировой политикой лучше не выпячивать. Ведь соседи намного специфичнее и без лишних слов, действий понимают друг друга, нежели дальний сосед. А значит, есть возможность укрепления и усиления регионального авторитета в мире.
Несмотря на разность политических или экономических взглядов, политика единства для братских народов благоприятна и полезна, в прямом и переносном смысле, нежели политика самостоятельности и политика дружбы с супердержавами.
Настоящая конференция, проводимая Центром народной дипломатии ШОС в Узбекистане, ярко показывает, насколько плодотворно работает народная дипломатия Узбекистана и как религиозная толерантность может быть эффективным инструментом межнационального диалога в Центрально-Азиатском регионе.
Пользуясь этой трибуной, хочу поздравить великий узбекский народ, и в целом всех узбекистанцев, с яркой и блистательной победой ваших поистине выдающихся спортсменов на Олимпийских играх в Париже. Они показали и доказали величие не только своего народа, своей страны, но и величие Тюркских народов и что Центральная Азия богата на сильных и талантливых людей. Мы переживали и болели не только за своих спортсменов, но и искренне болели за спортсменов Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. 

Спасибо за внимание!


Рецензии