Россия как феномен... продолжение

Россия как феномен мировой истории - продолжение...

Фактор пространства, соотношение количества людей, климата и пространства, эффективность контроля центра за периферией, еще в полной мере все это не осмыслено и не оценено.Л.В. Милов переоценивает природной-климатический (и производительный по сельхозпродукции) фактор для постаграрной истории России. Я слышал такое мнение, что даже в центральной России, где пространства тоже большие, не могут оценить в полной мере фактор сибирских пространств и больших расстояний. Могу привести личный пример. Чтобы добраться до Новосибирска, города-миллионника, так сказать, центра местной цивилизации, мне надо проехать 500 км. В Европе можно целую страну пересечь, а в Сибири это малое расстояние. У нас поездки в том же поезде зачастую исчисляется десятками часов, а то и днями. Причем это территории будут слабо заселенные (где-то будет концентрация людей на кв. км. выше, где-то ниже). Соответственно, людям требуется преодолевать фактор больших и зачастую неосвоенных расстояний (юг Сибири в силу климатических условий освоен лучше, север хуже).

Накладывает свой отпечаток и неравномерность освоенных пространств, неравномерность их развития и контроль за ними центральными властями. В центральной России ощущается близость верховной центральной власти, но, чем дальше от центра, от Москвы, тем эта подконтрольность и чувство близости начальства ослабевает. На самых дальних окраинах местные власти, чувствуя слабый контроль со стороны центра, просто начинают творить местный произвол, тратить бюджетные деньги, зная что их слабо контролируют и начисто "распиливают" финансовые поступления. Поэтому не совсем большой, но заселенной страной в относительно благоприятном климате легче и эффективнее управлять (хороший пример показывает Белоруссия, не имеющая своих природных ресурсов, выхода к морю, средиземноморских климатических и географических условий) . Если в условной небольшой стране деревня или городок может скинуться и отремонтировать 1-10 км. дороги, в Сибири это умножается на сотни километров. Нехватка людей, неравномерность заселения - все это будет влечь за собой целую цепочку факторов и последствий. Советское прошлое, ударные темпы строек, освоения пространств, севера России, показали чудовищный уровень напряжения целого народа, а в итоге, оказалось, что это напряжение далеко не всегда оправдывало затраченные усилия. Недостаток людей и здесь оказывал свое влияние.

В Сибири не хватает демографического, человеческого ресурса. Сейчас идут обратные миграционные процессы. Люди из Сибири стараются уезжать в центральную часть России, где людей больше, возможностей больше, соответственно, уровень жизни выше, выше уровень цивилизации и благоустройства, природно-климатические условия более приемлемые. Едут на Волгу, в Краснодарский край, Москву, Питер... Из деревень стараются переехать в города, из маленьких городов в города покрупнее, из крупных городов в города-миллионники, желательно, центральной части России. Как результат, деревни вымирают, Сибирь обезлюдивает, энтропия нарастает. Сокращение рождаемости я не беру во внимание, как само собой разумеющееся. Самые притягательные города в Сибири - остаются Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Тот же Омск показывает неравномерность развития территорий и их анормальность. От многих слышал и читал в интернете, что дороги там ужасные, сам город в упадке, уровень жизни низкий, работа, по сравнению, с тем же Кузбассом, низкооплачиваемая. В целом регион запущен. Водители пишут, что от Урала до Иркутска только в Омской области плохие дороги, как будто это другая страна. Возможно, в последние годы что-то поменялось в лучшую сторону.

Само по себе советское освоение целинных пространств - это феномен. В 20-30-е годы XX века целый народ развернул такую деятельность, что этого хватило для Победы над нацизмом, для развития науки и техники, запуска космических кораблей. В советский период довели мало-мальскую цивилизацию до глухих уголков страны - особенно в медицинской части. И во многом мы до сих пор продолжаем пользоваться этим наследием, каким бы оно положительным или отрицательным не было...

...И для того, чтобы России поддерживать высокий уровень цивилизации, быть конкурентноспособной страной, ей необходимы люди, рабочие люди и люди с образованием выше начального и среднего, нужна академическая наука. Нам необходимо остановить те деструктивные процессы, которые начались с развалом СССР, депопуляцией и миграцией-эмиграцией. Те прожекты правительства, в которых предлагают строить города-миллионики в неосвоенных, малопригодных по климату условиях Сибири, это утопические проекты. Или, допустим, удалось создать такие два-три центра. Но ведь поедут в такие города люди из других местностей. В итоге, где-то людей станет очень много, а где-то очень мало, опустеют окончательно целые местности. Нужно кардинально менять всю политику, идеологию по деторождению, освоению Сибири. Когда начнут рождаться массово люди, вот тогда нужно им предоставлять благоприятные условия, чтобы они ехали в Сибирь на ПМЖ или здесь оставались, а не говорить, вон земля, езжай осваивать клочок земли в нечеловеческих условиях, без толковой медицины, образования, нормального благоустройства и т.д. и .т.п. Жизнь в не очень благопрятных местах проживания должно компенсироваться чем-то значительным, иначе никто не поедет прикладывать усилия туда, где конечный результат неизвестен. Сегодня каждый хочет поменьше работать и жить покомфортнее.

Россия - это большая страна, в которой есть костяшки-домино, если одна костяшка падает, она влечет падение соседней и так далее. Развал Советского Союза показал этот принцып "домино".

И еще хотелось бы обратить внимание важную роль культуры, рецепции. Приобщенность к некой большой, богатой культурной общности оказывает свое позитивное влияние. Через преемственность письменного языка, традиций, осуществляется преемственность поколений. Только через русский язык мы можем приобщаться к накопленному нашей страной (не только русским народом, но всех русскоязычных) опыту - смотреть фильмы, читать книги, слушать песни. До знакомства с древнерусской литературой (в первую очередь, с летопиясми), как обычный обыватель, глубже литературы XVIII - XIX в. на русском языке я не читал. Но чтение древних текстов на русском расширяет горизонты, обогащает понимаем того, что до тебя жили такие же русские люди, которые занимались своими делами, между нами есть разница во времени, но, оказывается, есть много общего, есть у нас общие мысли, настроения, вопросы о смысле жизни и прочем. И мне будет искренне и глубоко жаль, если этот опыт миллионов людей окажется забытым и никому не нужным. А будущие поколения перестанут воспринимать наши труды и ими интересоваться. Грандиозный опыт (именно так я считаю) уйдет в забвение. Я думаю, опыт миллионов ушедших людей и миллионов ныне живущие не заслуживают забвения, по-крайней мере на грядущие первые столетия. Нас в такой большой и многонациональной стране связывает не только близость проживания, экономика, политическая власть, но в первую очередь русский язык и русская культура. Благодаря интернету, подборкам региональных певцов и фолкгрупп от Кавказа до Дальнего Востока, я осознал все многообразие, всю сложность и огромность России. И все эти десятки этнических особенностей живет в одной (моей) стране. Скажу больше, наш опыт (в контексте всей страны и её истории) недооценивается в мире. А в той же археологии незнание русского языка, русскоязычной историографии может приводить к забавным коллизиям в исторической и археологической науке. История людей - это эстафета, которая перенимается из рук в руки каждым новым поколением и от этой связки смерти-рождения не удастся уйти. Каждому новому поколению волей-неволей приходиться осмысливать свое место в пространстве и времени, и проще вписывать себя в контекст богатой, имеющей давние традиции, культуры.


Рецензии