Мухиэддин Ибн Араби

Профессор Ольга Борисовна Фролова, великолепный арабист ленинградской школы, ученица самого Игнатия Юлиановича Крачковского, всегда называла меня "Мухиэддин", обращаясь по фамилии, а не по имени.

Поначалу меня это удивляло. Потом я узнал, что профессор Фролова была почитателем творчества Мухиэддина Ибн Араби. Она как-то рассказывала, что провела ночь в мечети в Дамаске, где стала свидетельницей мистических событий. В этой мечети, в районе аль-Мухаджирин, помимо самого Ибн Араби похоронен также великий алжирский партизан Абдель-Кадер Ибн Мухиэддин. Помните песню Халеда "Аиша"? Так вот, у него есть песня про Абдель-Кадера - одного из классиков и практиков партизанской войны, национального героя Алжира.

Перед тем, как отправиться в Дамаск и посетить мечеть в районе аль-Мухаджирин, я последовал рекомендации Ольги Борисовны и зашёл в библиотеку, дабы ознакомиться со средневековой рукописью Ибн Араби, хранящейся в библиотеке Восточного факультета СПбГУ.

Меня поразила глубина эзотерических образов творчества арабского мистика. Мои руки дрожали, когда листали пожелтевшие древние страницы рукописи, от которой исходил прямо-таки дух сакральных истин. После этого я приобрёл современное издание Ибн Араби и наслаждался прочтением стихов о божественной любви и растворении личности в Едином.

Рукопись меня потрясла древностью. Тексты - обилием образов и эзотерических смыслов. Не случайно, Мухиэддин Ибн Араби признан величайшим из суфиев, а одним из его эпитетов является "Красная Сера", что указывает на его почетный статус среди величайших алхимиков Средневековья.

После вдохновенных рассказов Ольги Борисовны я несколько раз посещал могилу прославленного арабского мистика. Каждый раз сидел по несколько часов перед могилами великих: Ибн Араби и Абдель Кадера.

Да, я не стал суфием, но большим уважением пропитался к Мухиэддину Ибн Араби. Мне близки его стихи о божественной любви. Он, словно последователь бхакти, познает Единого через любовь. Меня поразили его мекканские откровения, и восхитило учение о Престоле.
Он словно был библейским пророком, и, если бы не запрет в исламе на появление пророка после Мухаммада, то можно было бы сказать, что Мухиэддин Ибн Араби - настоящий библейский пророк!

Сирия, Дамаск, 2012 г.


Рецензии