Из истории русской оперы. Алексей Масленников

9 сентября 1929 года родился Алексей Масленников - выдающийся, чрезвычайно самобытный певец-актёр, сумевший занять своё особое место в истории Большого театра.

В нём рано проявились огромная любовь к пению и настойчивость характера.
В 1951 году, после учёбы в училище, молодого тенора специфического звучания, со своеобразным произношением буквы "р", хоть и приняли в Московскую консерваторию, но в течение первого года обучения у профессора Назаренко несколько раз вставал вопрос о том, что консерваторию ему лучше покинуть, т.к. она ему "не подходит". И он всякий раз уверял, что консерватория ему "подходит", но ему нужно непременно учиться у Е. К. Катульской. В конце концов, его не выгнали, а действительно, как он мечтал, в следующем году перевели в класс Елены Климентьевны, где он успешно постигал секреты вокальной техники и исполнительского мастерства. (Между прочим, Елена Климентьевна даже "поменяла" ему имя: по паспорту он был Альбертом, но она решила, что Алексей - более подходящее имя для артистической карьеры.)

По окончании консерватории Масленников был принят в стажёрскую группу Большого театра, на сцене которого дебютировал в партии Ленского.
А затем последовали несколько десятилетий работы в главном оперном театре страны, и не будет преувеличением сказать, что во второй половине 20-го века не было в Большом другого тенора, исполнившего такое огромное количество самых разнообразных ролей.
Не станем утверждать, что в партиях Альфреда или Герцога, Вертера или Фауста, Альмавивы или Рудольфа у него не было соперников, хотя в течение первых 15 лет работы в театре он исполнял их часто и на высоком уровне.
Но в ряде опер Мусоргского, Римского-Корсакова, композиторов 20-го века, особенно, Прокофьева - ему и впрямь порой не было равных. Это был "его" репертуар, "его" музыкальный язык.

Алексей Масленников был первым советским певцом, приглашённым на Зальцбургский фестиваль к великому Караяну, чтобы петь Юродивого в "Борисе Годунове".
Успех был такой, что маэстро Караян позвал его петь в следующем сезоне Самозванца в том же "Борисе". Это было настолько неожиданно - у нас эту партию пели более крепкие голоса, - что приехав в Москву, "триумфатор" не сразу решился рассказать о таком предложении своему педагогу, а когда всё же "собрался с духом", Елена Климентьевна пристально посмотрела на него и сказала: "Ну что же, если ты будешь петь своим голосом, то можно попробовать и Самозванца. Работать надо..." Это был последний год её жизни. К счастью, она успела узнать об успехе ученика. Он разделил его с такими звёздами, как Сена Юринац, которая была его Мариной, а в партии Бориса "царил" несравненный Николай Гяуров, с которым они встречались ещё в оперной студии Московской консерватории.
Через четыре года на фирме DECCA Караяном была осуществлена студийная запись "Бориса" с тем же Гяуровым в главной роли, где Алексей Масленников записал две партии: Юродивого и Шуйского. Таким образом, он спел все три основные теноровые партии в этой опере под управлением великого маэстро.

Особое место в галерее образов певца занимали герои опер Прокофьева, начиная с исполненных уже в первые годы работы в театре ролей лётчика Кукушкина и Анатоля Курагина и до блистательно воплощённого им уже в поздний период творчества Дона Жерома из "Обручения в монастыре".
 И, конечно, вершиной всей творческой жизни стала роль Алексея Ивановича в опере "Игрок", в которой он, оперный артист, погружался в психологические глубины героя Достоевского и Прокофьева и где его комплекс певца-актёра достигал совершенно выдающегося раскрытия.
Кроме того, нужно вспомнить ещё одну интересную работу артиста в современной опере - Кучера Селифана из оперы "Мёртвые души" Р.Щедрина. Эту партию композитор писал "имея в виду" именно певческую и актёрскую индивидуальность Алексея Масленникова.


Вообще, "тесные взаимоотношения" певца с современной ему музыкой возникли уже на самом раннем этапе его творческой жизни, и что удивительно и примечательно - он сразу оказался абсолютно к ним готов.

В 1955-м году, ещё учась в консерватории, он участвовал в премьерных исполнениях цикла Д.Шостаковича "Из еврейской народной поэзии" в ансамбле с такими мастерами, как Н.Л.Дорлиак и З.А.Долуханова, а фортепьянную партию исполнял сам автор!
А в 1956-м году Алексей Масленников стал первым исполнителем сольной партии в грандиозном произведении Г.В. Свиридова - "Поэма памяти Сергея Есенина".
Сам Свиридов, работая над сочинением на есенинские стихи, думал о Лемешеве, ярко воплощавшем в своём пении особенности и обаяние национального характера, и кстати, в своё время одним из первых исполнившем его романсы из пушкинского цикла. Но великому певцу было уже за пятьдесят, к тому же, незадолго до этого он тяжело болел, поэтому, хоть сочинение ему очень понравилось, но партия была так трудна, что Сергей Яковлевич не решился взяться за неё.
А Масленникова Свиридову порекомендовал уже знакомый с ним Шостакович. И молодой певец не только справился, но создал традицию и своего рода образец исполнения "Поэмы", как и в случае с "еврейским циклом" Шостаковича. Он многократно потом пел оба этих сочинения в разных странах мира на протяжении всей своей жизни.

Творческий путь Алексея Дмитриевича был насыщен и долог. После четырёх десятилетий певческой карьеры, он служил режиссёром в Большом театре и даже ставил спектакли как режиссёр-постановщик на сценах других театров.
А в истории отечественного исполнительства его имя сохранится как имя неповторимого певца-художника редкой одарённости и своеобразия.


("QUI la VOCE" во ВК
8 сен 2019 - с музыкальными фрагментами)


Рецензии