Царь Эдип

Пусть смертные заботятся о своих юбилеях, Римас Туминас обеспечил себе бессмертие и вечную славу. Он навеки зацементировал режиссерский успех театра им. Вахтангова своим бережным отношением к классическому тексту, который у него стоит на трёх китах. Литовских. Режиссура – он сам! Сценография, полная красоты и эстетики, Адомиса Яцовских. И расширяющая сознание музыка Фаустуса Латенаса. Нужно ли играть «Царя Эдипа» в таком ансамбле?! Необязательно.

И особенно никто и не играет. Эдип Виктора Добронравова больше похож на Путина, общающегося с модераторами на Питерской конференции. И на саксофоне его герой играет лучше, чем «играет» (саксофон звучит прекрасно!). Тересий в исполнении Евгения Князева излишне эксцентричен и криклив (как ректор Щукинского, он уже многие годы не играет, а показывает, как надо играть). Вопрос, кто же в этом ансамбле справляется с актёрской задачей? Иокаста (мать и жена Эдипа) Максаковой. Она легка, точна и органична.

И ещё один герой, эпизодический, Пастух. Я даже привстала из кресла, услышав его признание: младенца (царя Эдипа) он принял из рук матери, царицы Иокасты. Какой невероятный объём античной трагедии он создаёт своей игрой, «о боги!». Пастухом оказался ни много ни мало Рубен Симонов (сын Евгения Симонова).

И мощнейший финал спектакля до сих пор резонирует в сердце. Огромный серый вал с выбоинами (главный сценический реквизит) под страстную драматическую музыку Латенаса то откатывается к заднику, вздымая трагических героев к небесам, то неумолимым молохом катится к авансцене, где мечутся девочки в белых платьях, гольфах и чёрных туфельках – бедные дочери Эдипа: Антигона и Исмена.


Рецензии