Офелия боится воды

Театральная Москва всегда держалась на исключительной «литовской» режиссуре и на таланте прекрасных пожилых актрис. На упомянутой уже Максаковой в Вахтанговском – раз. На Теняковой в МХТ (в спектакле «Офелия боится воды» она играет роль деменционной старушки, живущей в семье сына, невестки и внука и поднимающей их над бытовой рутиной цитатами из своего любимого «Гамлета» в переводе Лозинского) – два. И три – на Евгении Симоновой в Маяковке, где её можно увидеть в «Русском романе», там она переигрывает саму Софью Берс, и в «Московском хоре» (не пугайтесь, вас посадят на сцене, а действие будет происходить в ложах зрительного зала: комнатах коммунальной квартиры. Может быть, кого-то упустила?

А на мужские роли, если интересно, советую ходить к Каме Гинкасу. МТЮЗ располагает хорошим ансамблем: Валерий Баринов, Игорь Балалаев и Игорь Гордин. Женский корпус на их фоне смотрится жидковатым. Даже приглашённая на роль Катерины Львовны в «Леди Макбет нашего уезда» Елизавета Боярская хороша только в первой части спектакля, где она обнаруживает в себе безумную страсть к приказчику Сергею, а в конце истории, где от неё ждёшь настоящей драмы, несколько сдувается.

Кама Гинкас в этом спектакле тоже бережно обращается с текстом, даже делает повествовательную манеру (глава первая – вторая – Борис Тимофеевич ушёл на именины – Зиновий Борисович задержался) основной концепцией, но тем не менее чуда, которого так ждёшь в театре, не происходит: спектакль не побеждает язык Лескова. Хотя справедливости ради надо заметить, что Кама Гинкас придумал гениальное реверсивное начало: из облака дыма появляются спины арестантов в серых шинелях, и всю историю страстной любви героев воспринимаешь в свете каторжного трагического конца.


Рецензии