Из истории оперного искусства. Мария Гай
Как ни богата история вокального искусства выдающимися личностями, но столь колоритные фигуры на оперной сцене появлялись не так уж часто.
Мария Гай родилась в Барселоне, с ранних лет отличалась разносторонней одарённостью и сначала хотела стать скульптором (кстати, её родной брат стал художником)!.
Однако любовь к музыке взяла верх и она решила учиться пению.
Правда, с этим пришлось немного повременить, т.к. в 16-летнем возрасте она была посажена в тюрьму за пение революционных, антимонархических песен. Впрочем, будущая прима продолжала их петь и сидя в тюрьме.
Оказавшись на свободе, Мария едет в Париж, чтобы учиться вокалу у Ады Адини, а затем уже заниматься "революционной деятельностью" на оперных подмостках.
Начала сразу.
Она дебютировала в 1902 году на сцене брюссельского театра "Ла Монне" в партии Кармен - в партии, в которой совершила подлинный переворот, утверждая новую исполнительскую эстетику ещё более безапелляционно, чем "королевы веризма" итальянской оперы на рубеже 19 - 20-го веков.
Кармен Гай являла собой бунт и вызов всему оперному миру и его условностям.
Конечно, другие исполнительницы тоже изображали "раскованную" цыганку, но не лишённую театральности и некого французского изящества и грациозности.
Кармен Гай была лишена всякой грациозности, но являла необузданный темперамент и раскрепощённость, переходящую... в вызывающую наглость. На сцене она дралась, царапалась, грызла апельсины и яблоки и швыряла корки и огрызки в партнёров (ходила легенда, что в оперном театре Мадрида брошенное ею яблоко попало в венценосный лоб испанского короля). Она могла задрать юбку, чтобы достать из-за подвязки чулка платок, громко высморкаться, и таким же манером отправить его назад.
Это был чистый натурализм, но в нём была какая-то первобытная органика дикого животного, такая, что самые высококультурные и требовательные зрители не могли устоять под натиском бешеной энергии и попадали во власть этого странного (страшного) обаяния.
Все её "выходки" не были "игрой на публику", а являлись естественными проявлениями натуры Кармен, вытекавшими из её сущности, образа мыслей и образа жизни, из её воспитания, наконец.
В финале Цыганской песни она взмывала на стол и кружилась в каком-то неукротимо-буйном вихре. Никто не мог понять, как при этом можно петь - вообще, существуют ли для неё законы певческого дыхания?!
Стоит ли говорить, что Гай "испортила" целое поколение исполнительниц роли Кармен, сознание которых было целиком "в плену" её интерпретации и которые просто не могли не подражать ей. Хотя известно, что любая копия не стоит оригинала.
Среди других партий особо выделялись Далила, где чувственность находила выход прежде всего в звучании грудных нот, виолончельная густота которых временами перерастала в экстатический вопль исступлённой страсти, Амнерис и Сантуцца, поражавшие не только бурным темпераментом в русле веристской эстетики, но и тем, что голос, который многие находили по звучанию близким к контральто, с неимоверной свободой вторгался в высокий, практически сопрановый регистр.
Наиболее частым партнёром Гай был знаменитый тенор Джованни Дзенателло, ставший её мужем. Вместе они участвовали в организации оперного фестиваля "Арена ди Верона", на открытии которого (1913 г.) исполняли партии Амнерис и Радамеса в "Аиде" Верди.
Мария Гай выступала на сцене Ла Скала п.у. Тосканини, гастролировала в Европе и в России (интересные свидетельства о её выступлениях остались в воспоминаниях С.Левика, В.Шкафера). В 1908 году дебютировала на сцене Метрополитен в своей коронной роли Кармен (её партнёром был великий Карузо).
Гай оставила сцену в 1927 году и осталась жить в Нью-Йорке, где в 1930-м они с Дзенателло открыли школу пения. Среди их учеников была знаменитая Лили Понс.
Прошёл целый век с тех пор, как эта женщина сводила с ума посетителей оперных театров. Записей сохранилось ничтожно мало, об их качестве нечего и говорить, но легенда Марии Гай, немного потускнев со временем, всё равно жива, ибо есть артисты, не будь которых, оперный мир в целом был бы немного другим.
("QUI la VOCE"
13 июн 2019 во ВК - можно даже послушать старинные записи)
Свидетельство о публикации №224083101769