День кино 4
... Вскоре объявили, что скоро начнётся посадка в автобус, который отвезёт собравшихся на место съёмки в Старую Зиму, район на краю города, где почти триста лет назад появился ямщицкий станец, селение Зиминское и потом станция и город Зима . Всех попросили быть внимательным и не отставать.
Массовка столпилась возле дверей (было морозно, около тридцати ), и на улицу никто не спешил выходить.
И вдруг вижу - мимо, через площадь, идёт моя мама. Вот это да! Впопыхах не предупредила её, что дочку из школы надо встретить, ведь на обед не приду, а ключа у неё нет.
Протискиваюсь сквозь толпу, выскакиваю на крыльцо и окликаю маму несколько раз. Наконец, она оборачивается, смотрит на меня отстраненно, как на чужую, отворачивается и идёт дальше.
Все же догоняю, трогаю за плечо:
- Мама!
В глазах сначала удивление,
затем неподдельный ужас:
- Боже мой, что это на тебе?..
Объяснять некогда почему на мне нет шубки, унтов, рыжей лисьей шапки...
- Все нормально, меня не ограбили, не раздели... Просто кино такое...
Едва успела сказать несколько слов, как приходится снова бежать, уже к автобусу, где заканчивается посадка. Двери резко закрываются за моей спиной.
Успела!
Что же это за день такой? Одни догонялки!
5. ... И с нами режиссер
В Старой Зиме все приехавшие разместились в бывшем кинотеатре, в небольшом помещении возле кассы. Два, три стареньких кресла из кинозала - вот и вся обстановка. Поэтому практически все стояли. "Ждём Евгения Александровича, ' - объяснили нам.
В старом здании было холодно. Если учесть, что на улице лежал снег, а температура в автобусе равнялась температуре на улице, то все стали понемногу подстывать. Легче было тем, кто пришёл в валенках.
Из знакомых увидела только работницу городской библиотеки Ларису Егорову, но по разговорам было понятно, что поучаствовать в съёмках решили и медики, и служащие городских организаций, и домохозяйки... Моя соседка рядом, выяснилось, работала в железнодорожной санэпидемстанции. Разговорились, и с того дня с Людмилой Латышевой сохранили знакомство на всю жизнь.
... И вот открывается дверь, заходят ещё несколько человек, а за ними - Евгений Александрович. Думаю, что многие женщины в этот момент в душе охнули, ойкнули или застыли на секунду на вдохе...
Высокий, красивый безукоризненно-выбритый, улыбающийся, эффектный - в черной норковой шубе, белой норковой шапке, в настоящих северных унтах- он прошёл через ряды стоящих, остановился так, чтобы ему было видно всех, и каждый мог его слышать.
И сразу стал центром, а полукругом возле образовалось небольшое пространство.
- Спасибо, что вы нашли время поучаствовать сегодня в съемках. Для меня важна ваша поддержка, - начал Евтушенко. - Нам предстоит снять эмоциональную сцену. В военкомате женщины получили "похоронки". Наша задача передать всю глубину чувств, их состояние. Думаю, все получится...
Говоря, он жестикулировал и несколько раз взмахнул рукой. Я стояла рядом с ним и невольно обратила на тонкие длинные "музыкантские" пальцы и необычное золотое кольцо на одном иэ них. ( Кстати, историю кольца поэт позже рассказал алмазодобытчикам Якутии, а авторы Хроники привели её в своей книге. Оно пронадлежало, по словам хозяина, Александру Васильевичу Колчаку, и появилось у него благодаря Анне Тимиревой, гражданской жены адмирала.)
6. Здесь о войне
снимается кино
... Через некоторое время мы уже входили в здание действующей почты, в котором, как выяснилось тут же, в годы войны размещался райвоенкомат.
За стойкой сидели почтовые работники, заулыбавшиеся при виде женщин, одетых "по- киношному". В маленькой комнатке и крохотном коридорчике стало тесно. Народ колыхнулся к жарко натопленной печке. Не одна, видимо, я продрогла.
Но вот, наконец, всех собрали, поставили в центр высокую, в возрасте, женщину, передвинули кого куда надо, - открылась дверь, и первые пошли...
В это время раздался голос, причитающий громко и нервно:
- И на кого ты, родненький, нас покину-у-ул! И на кого ты нас остави-и-л! Да не посмотришь ты теперь своими глазоньками на ясно солнышко-о-о...
От неожиданности все вздрогнули. Оказывается, Евгению Александровичу удалось найти в нашем городе настоящую плакальщицу. Она и была той высокой женщиной в центре.
Мы шли, а она криком кричала, горе выплескивала! От всего происходившего вдруг в носу защипало, слезы сами на глаза навернулись. И стало не главным - ни камера, что перед тобой двигалась, ни оператор, ни люди на улице, остановившиеся посмотреть, ни сам Евгений Александрович, наблюдавший за всем процессом... И озноб по спине пробежал уже совсем не от холода.
Это было начало. Прошли ещё раз, опять с криком и плачем. Потом ещё. Затем наступила пауза. Выяснилось, что для участия в этой сцене едет актриса из Иркутска.
Мы рады были не толпится на морозе и потянулись к зданию. Ждали довольно долго. Дождались. Героиня эпизода в первом ряду, подружки поддерживают под руки. Идём. В отчаянии она, обессиленная, хватается за палисадник. Другие немо идут дальше.
И снова: "Камера! Мотор! Начали!"
И снова: хлопушка, дубль такой-то...
Опять долгая пауза. Ветер пригнал какие-то облака, и свет ушёл. Ждём солнца... Дождались, и опять в работе все - и массовка, и актриса, и съемочная группа, и Евгений Александрович.
У плакальщицу голос сел от многочисленных повторов на морозе. Видно, что женщины устали, - весь день на ногах.
В моих красивых бурках ног я уже не чувствовала. Ведь для того, чтобы втиснуться в них, пришлось снять тёплые носки и оказаться на целый день в шёлковый чулках.
В тот момент мне казалось правильным, что не все мечты в жизни сбываются. Как далеки они, порой, бывают от реальности!
... Съёмки закончились во второй половине дня, когда день начал тускнеть, все больше набираясь холода и ветра.
До завершения их не дотерпели даже самые любопытные ребятишки и взрослые, которые ещё поначалу объясняли друг другу : "Здесь про войну снимается кино"...
Наконец-то автобус, Дом культуры, где все быстро переоделись в привычную одежду и заторопились по домам. И я с облегчением сняла пропахшее нафталином пальтишко и чудесные бурки, а потом с удовольствием влезла в мягкие и тёплые унты.
Вблизи кино оказалось совсем не праздником, а тяжёлым трудом, результат которого зависит не только от автора, окружающих людей, техники, но и от самого Господа Бога.
(Продолжение следует.)
Свидетельство о публикации №224083100323