Широкая молитва и узкие врата
Когда мы выяснили, что такое молитва, важно разобраться в ее формах. Всякая форма или проявление отражает содержание, и если суть молитвы богообщение, то ее форма – это конкретные молитвословия, с которыми человек обращается к Господу. Бог, как существо простое и несложное, оставил нам единственную и простую по форме молитву «Отче наш». Следовательно, чем короче и немногословнее молитва, тем более она соответствует заповеди Христовой, а значит – ближе к Богу. Ее предназначение показать стремление души к Создателю, то есть раскрыть намерение боголюбивого сердца. Для этого вполне достаточно того, что нам оставил Спаситель. Пространной молитвы Христос не давал и от человека ее не требует. Более того, многословие в молитве прямо осуждаются Иисусом: «Не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7). Так велит Господь! А, что происходит на самом деле? Современные «язычники» – это не адепты бога Ваала, приносящие в жертву младенцев. Это – все те, кто усвоил и следует «православию протестантского образца» или «иудейскому служению», как его называет преподобный Максим Исповедник. Не имея веры и не зная, для чего нужна молитва, подобные «верующие» полагают, что вычитывание Молитвослова и акафистов, приближает к Богу и свидетельствует об их благочестии. На самом деле, все это – сотрясение воздуха, оскверняющего слух Божий. Все то, о чем человек собирается сказать Богу, Он ведает еще до того, как возникла сама мысль о молитвенном прошении. Поэтому Господу не нужно знать, о чем Его попросят, Ему важно, чтобы к Нему с верой обратились, то есть, чтобы душа засвидетельствовала свое отношение к Творцу, самим фактом обращения. Подавляющее большинство верующих и духовенства – этого либо не знает, либо не понимает. Отсюда и всякие богопротивные епитимии грешникам в виде вычитывание Псалтири, акафистов, земных поклонов и тому подобного. Если человек перечитает всю Псалтирь за одну ночь или даже выучит ее наизусть, а лоб расшибет в кровь от земных поклонов, то он и к Богу ближе станет, и грех не исцелит, а вот тщеславием оденется «аки ризою». Епитимия должна врачевать грех, а не укоренять его. Этот протестантский подход к молитве прочно обосновался в нашей Церкви и искоренить его не представляется возможным. А ведь Игнатий Брянчанинов предупреждал: «Относительно правило молитвенного – знайте, что оно для вас, а вы не для него, но для Господа. Почему имейте свободу с рассуждением».
Преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии священник Валерий Духанин в своей статье «Как научиться правильно молиться: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)» пишет: «В молитве мы подчиняем себя воле Божией, испрашиваем волю Божию и для этого отвергаем в себе то, что противится Божией воле». Не знаю, где он такое нашел у святителя Игнатия, но ничего общего с учением отца Церкви это не имеет. Ошибка священника заключается в том, что он, во-первых, свое мнение выдает за мнение святителя, а во-вторых, в том, что молитва и подчинение своей воли Богу никак не связаны между собой. А требование отвергать в молитве все что противится воле Божьей, мягко говоря, фантазия, о. Валерия и не более, ибо святитель Игнатий говорит совершенно иное: «Истинной молитвы истинный Учитель – один Бог, святые учители – человеки – дают только начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются Святым Духом». Как видно, ничего о воле или противлении Богу он не пишет. Более того, логика о. Валерия доводит до абсурда: если человек не отвергает в себе то, что противится воле Божьей, то и молиться ему бессмысленно. А отвергнуться себя – удел великих святых, а не мирян. Таким образом, преподаватель семинарии лишает молитвы почти всех православных. Нельзя смешивать разные вещи: молитву, как проявление веры и путь к обожению, и отречение от своей воли, как путь суровой аскезы, тем более, когда молитва бывает хвалебной или благодарственной. На эту тему можно долго разглагольствовать и утонуть в пучине многословия. Замечу лишь, что отречение в себе всего, что противится воли Божьей – путь опытного в духовной брани подвижника, какового сейчас и не встретишь, а не домохозяйки, посещающей по воскресениям службы, а в перерывах между ними вычитывающей Псалтирь с Евангелием. Молитва – лишь одно из многочисленных средств для стяжания смирения, то есть отречения от собственной воли. Непонимание смысла молитвы духовенством, а, тем более, преподавателем семинарии, не оставляет никаких шансов познания истины мирянам и будущим пастырям. Еще в первой половине XIXв., применительно к монастырям того времени, когда они были центрами духовного просвещения, святитель Игнатий писал: «Монастыри стали пристанищем неграмотной просвещенности». Сегодня, к сожалению, таким «пристанищем» стали наши духовные учебные заведения.
Игнатий Брянчанинов, как никто другой, видел опасность протестантизма, набирающего силу в русском православии. Поэтому он предупреждал: «Святые Отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки, и не надо давать широкого правила для вшествия в них». О чем здесь идет речь? Беда заключается в том, что из-за отсутствия грамотных священников, наша церковь, за редким исключением, наводнена пастырями, знающими только «кадило и кропило», как метко заметил один архиерей, то есть исключительно обрядовую сторону священства. Поэтому, не имея должных богословских знаний и дара учительства Святого Духа, священники часто дают пастве «широкие» молитвенные правила, то есть благословляют вычитывать Псалтирь, Акафисты, Евангелие, полагая, что это благое дело ради спасения души. Нередко и сами верующие, одержимые «болезнью православием» и обольщенные диаволом, самовольно принимают на себя подобные труды, и все это, в конечном итоге, ведет к погибели души. Печально, когда так заканчивается путь самочинного духовного образования, но, воистину страшно, когда обременительные молитвенные правила благословляются недалеким духовенством «от ветра головы своея». О таких еще пророк Иеремия изрек: «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних.» (Иер.23:16).
Искушенные духовной бранью и многолетними аскетическими подвигами, святые отцы понимали всю опасность страстного подхода к духовному деланию. Поэтому преподобный Варсонофий Великий и предупреждал устами святителя Игнатия о пагубности пространных молитв, обрекающих душу на широкий путь, которым невозможно пройти сквозь узкие врата, то есть в Царствие Небесное. Святитель Игнатий, будучи современником преподобного Серафима Саровского, говорил: «Занятие подвигами не свойственными образу жизни, делает жизнь бесплодной», а такими подвигами «не свойственными образу жизни» как раз и являются душепагубные упражнения в многочисленных молитвах и аскетических трудах, что должно быть уделом монашества, а не мирян. Человек, вступивший на этот путь, пытается из квартиры сделать монастырь, а из себя – подвижника и подражателя подвигам святых отцов. Эту опасность видел еще преподобный Серафим, который, во избежание погибели души, дал мирянам очень простое молитвенное правило. Оно так и называется: "Правило Серафима Саровского". Исполняющий его утром и вечером каждый день и Богу угодит, и духовную жизнь поддержит, и в прелесть не впадет, и самочиния не проявит.В свете сказанного необходимо коснуться еще одного момента молитвенного делания. Речь идет о забывчивости текста во время молитвословия, что случается часто и со всеми. Как я уже говорил, Богу важно само намерение человека, а не его форма. Преподобный Антоний Оптинский учил, что, если молиться хорошо не получается, или ум забывает слова молитвы, то не стоит возвращаться и начинать все сначала, поскольку лучше от этого молитва не будет, ибо: «Господь и святые Божии и так знают, что молитвенники из нас никакие». Поэтому, молиться можно всегда и везде, где только возможно, невзирая на забывчивость, рассеянность и помыслы о том, что молитва бесплодна. Молиться можно и в голос, и про себя. Форма не имеет значение. Бог в любом случае примет молитву, как состоявшуюся и достойную. Дьявол это знает, и поэтому всячески старается помешать человеку говорить с Богом, внушая мысли о том, что его молитва плоха и Бог ее не услышит, понуждая, тем самым, ум бродить по городам и весям.
Свидетельство о публикации №224083100538