Глава 6-2-3

2

Алла по-настоящему задумалась о смысле жизни. Чтобы не путаться в бесчисленных лабиринтах этого вечного вопроса, она выделила два главных направления. Первое: смысл жизни в самой жизни, второе: смысл жизни - это труд усовершенствования самой себя и жизни во имя чего-то более высокого.
Если принять, что смысл жизни в самой жизни, то, спрашивается, зачем в ней столько гадостей? Зачем её быстротекучесть, ненадёжность, неустойчивость? Зачем явления, противные эстетическому чувству? Болезни, голод, войны, нищета, несправедливость, душевная и физическая боль, природные и социальные катастрофы - всё это никак не располагало к мысли о самоценности загадочного явления, именуемого жизнью. Тем не менее подавляющее большинство людей видит смысл жизни именно в самой жизни, даже не задумываясь о другом её каком-то назначении, и, как это ни парадоксально, благодаря именно вот этому, казалось бы, жизнелюбивому взгляду на жизнь и творятся самые отвратительные гадости, отрицающие самоценность жизни. Люди хотят получить от жизни лучшее и... воруют. Воруют от досочки для огородика до миллионов. Воруют, грабят, убивают, предают ради лучшей жизни для себя. А в результате жизнь поворачивается мерзким боком и к ворам, и к обворованным. Почему вот поставщики заражённого мяса, угрожавшие Лене, не задумываются о последствиях своего деяния? Должны же они понимать, что если идут ради корысти на преступление, то и другие это могут сделать, а значит, у них самих будет шанс отравиться мясом или ещё каким-нибудь продуктом. В жизни, это ведь закономерность, другой конец палки рано или поздно бьёт по бьющему, любому преступнику этот закон известен. И всё-таки идут на преступление против ближнего своего, то есть, против себя. И люди закрывают глаза на эти факты и в то же время делают вид, будто стремятся к обществу, в котором большинство было бы довольно. Как будто не понимают, что при наличии таких явлений гармоничное общество - самообман, утопия. Гармоничное социальное устройство в мире людей, видящих смысл жизни в самой жизни, невозможно.
Сделав такой внезапный вывод, Алла взволновалась, поднявшись с дивана, она прошла к окну, постояв, вернулась на диван, потом опять поднялась и стала ходить по комнате. Алла отдавала себе отчёт в происшедшем. Она знала себя. В ней всегда дежурила готовность к действию, и если в голове у неё вызревало нечто новое, то это всегда обещало коренную перемену в образе жизни. Фактически произошло вот что: Алла признала, что смысл жизни - это труд усовершенствования самой себя во имя чего-то более высокого. Что именно означает это "более высокое", она не понимала и не пыталась пока понять, и без того чересчур уж трудоёмкое открытие обрушилось на её голову. Ведь все её прежние установки были нацелены на наслаждение, успех, комфорт, удачу. После того, как её покинул Левенцов, Алла неосознанно разуверилась в этих установках. Теперь она отвергала их уже осознанно. Надо было начинать новую жизнь.
Вечером за ужином Алевтина Владимировна вошла в шоковое состояние, когда дочь отказалась от мясного.
- Во-первых, мясо довольно нездоровая пища, - пояснила Алла, - во-вторых, в бандитское наше время мясом можно отравиться, в-третьих, и это самое главное, надо же как-то выражать протест против насилия, в данном случае физического насилия человека над животным, то есть, убийства плоти животного на утеху плоти человека.
Спустя неделю Алевтина Владимировна опять впала в шок, на этот раз в связи с тем, что дочь отказалась выпить рюмку коньяка в честь дня своего рождения.
- Я больше не пью спиртного, - объявила Алла.
Ещё через неделю она заявила, что бросила курить.
Но этого Алле было мало, её натура требовала действия. И вот в городской газете появилась её статья о нарушениях в торговле мясом и другими продуктами в магазинах и на рынке. Написанная в отличном фельетонном стиле, статья вызвала много откликов. Алла написала ещё одну статью - о бедах школьных учителей и недостатках школьного образования - эта статья вызвала похвалу Главного редактора газеты. Когда же Алла принесла третью статью, о беспределе в мире мелкого бизнеса, ей предложили стать штатным сотрудником газеты.
Алла задумалась над этим фактом. Раздумывала она недолго и засела за учебники, решив готовиться к поступлению на журналистский факультет университета. Алевтина Владимировна от её решения была в восторге.

3

Весной Алла подала заявление о поступлении в университет. Эта весна 95-го года была особенной, как ей казалось. Жизнеутверждающе журчали ручейки, победоносно расхаживали грачи по талым лугам, блаженно жмурились на солнце кошки, и даже лица людей как будто посветлели. Всё полнилось в её глазах радостью и светом.
Алла подымалась утром затемно, принимала душ и, выпив кофе, усаживалась в библиотеке за учебники. Старые добрые школьные учебники. Они возбуждали светлое ностальгическое чувство. Перерыв на завтрак - и она снова погружалась в их чудесный мир. В три часа дня, пообедав, она выходила на прогулку, и тут позволяла себе расслабиться мечтаниями о студенческой столичной жизни. В эти минуты её аналитического склада ум, чётко фиксировавший уродливость явлений жизни, отступал под наплывом грёз просыпавшегося в ней ребёнка. Ей грезились волшебные вечера в Москве, какие-то важные события, сильные и благородные люди. В мечтания проскальзывала робкая надежда встретить там, в столице, человека, похожего на Славу Левенцова. Когда она возвращалась с прогулки, мать, если бывала дома, с изумлением восклицала:
- Ты делаешься похожей на ту прелестную девочку, какой была, когда училась в школе.
- Это оттого, что я не курю, не пью спиртного и не ем мяса, - отвечала со смущённой улыбкой Алла.
- Мне что ли мясо бросить есть? - в серьёзной задумчивости произносила Алевтина Владимировна, взглядывая на себя в зеркале.
- Ага, и подай заявление в институт, как я - тоже сделаешься девочкой.
Мать с дочерью улыбались друг другу и делались счастливыми.
Незаметно промелькнуло лето. В августе Алла переселилась в Москву в общежитие для абитуриентов, начались приёмные экзамены. Жизнь в общежитии среди более молодых, чем она, парней и девушек представилась Алле поначалу восхитительной. Но вскоре настроение стало омрачаться. Трудно было перестраиваться на "студенческий" распорядок дня. Спать в общежитии ложились не ранее двух ночи, пока не исчерпывались в разговорах все абитуриентские и мировые проблемы. Интеллектуальный уровень этих разговоров был чрезвычайно низок, это раздражало Аллу. Утром они просыпались поздно, часов в десять, и сразу кто-нибудь "врубал" на полную мощь радио "Европа плюс". Алле непонятно было, как можно без раздражения слушать никчёмную болтовню "Европы плюс" вперемешку с примитивными песенками, называемыми почему-то "хитами". А её юные сожительницы под эти радиошумы с жизнерадостной рассеянностью листали экзаменационные учебники. Алла уходила в читальный зал, но и там трудно было сосредоточиться - мешали шепотки и смешки зелёной молодёжи.
Тем не менее первый свой экзамен Алла сдала на "отлично". Оценку за письменное сочинение - это был второй экзамен - не объявляли до окончания приёмной сессии. Между тем ходили разговоры, будто оценки на экзаменах не играют роли, главное, кто сколько даст за поступление "на лапу". Алле никто из принимавших у неё экзамены вроде бы на взятку не намекал. Но однажды в коридоре перед аудиторией, где шёл экзамен, к ней подошёл вертлявый парень. Развязно поведав о необходимости платы за поступление, он без обиняков предложил ей своё посредничество в этом деле.
- И вы не боитесь? - сделав изумлённый вид, спросила Алла.
- Чего? - удивился парень.
- Мирового катаклизма. Вы разве не пытались представить себе цепочку причинно-следственных явлений, идущих от "посреднической" деятельности?
Нахальные глаза посредника посмотрели оловянно.
- Так вот представьте, - продолжала Алла. - Вы за энную сумму и сделку с совестью помогаете поступить в университет бездарным и бессовестным и тем самым заграждаете путь в науку талантливым и честным. Бездарные и бессовестные, получив диплом и пользуясь энной суммой, пробираются во власть, занимают в ней командные высоты и начинают диктовать законы применительно к своим способностям. Под давлением этих законов талантливые и честные вымирают, вместе с ними вымирает совесть. Надобность в сделках с совестью в связи с этим отпадает, начинается обоюдный грабёж напрямую, без всяких сделок. Население, состоящее из бессовестных бездарей, растёт, растут их потребности, а работать некому, поскольку честных нет. Наука компенсировать новыми открытиями рост потребностей не в состоянии, ибо в ней тоже одни лишь бездари. Что, по-вашему, произойдёт?
Растерянность в глазах у "посредника" сменилась нехорошим взглядом.
- Ты, тётка, чего, тёплая или совок? - промолвил он в сердцах. - Нет денег, так катись в свою деревню, без денег не поступишь.
Вопреки его прогнозу Аллу приняли на журналистский факультет без денег. Она сдала все экзамены на "отлично". Её письменное сочинение единственное изо всех было удостоено высшей оценки, тогда как добрую половину абитуриентов "отсеяли" именно за сочинение.
Но радости Алла не испытывала. Прочитав список принятых, она увидела, что шесть лет ей предстоит провести в компании пустышек, млевших от радио типа "Европа плюс". Вступать в студенческую семью, составленную из таких пустышек, не хотелось.
Вернувшись домой, Алла изо всех сил старалась казаться радостной, но утаить от матери правду не смогла.
- Ты что-то от меня скрываешь, дочь, - сказала Алевтина Владимировна за ужином. - Ты не в своей тарелке, я же вижу.
- Я думаю о жизни, - отвечала Алла. - И прихожу к выводу, что люди сами изменить её не смогут. А если её не изменить, мы обязательно придём к банкротству. Вот я и думаю, кто же тогда сможет изменить, если не сами люди?
- Партия сможет! - воскликнула Алевтина Владимировна с пафосом. - Коммунистическая партия.
- Партия - это те же люди, - возразила Алла. - Под знаменем благородной идеи можно выработать схему лучшей жизни, но претворить её в реальность люди не способны, они нравственно несовершенны, мама. Чем вот приманивают перед выборами избирателей? Хорошей зарплатой, комфортом и свободой. А всё это уже имеют люди из верхушки, и разве от этих благ они стали лучше? Ни экономикой, ни благами ничего не изменишь. А политики, в том числе из твоей партии, абсолютно этого не понимают.
- Дочь, с такими взглядами немудрено до оголтелой меланхолии дойти. Года два назад ты говорила, что, в отличие от меня, любишь родину такой, какая она есть, а не идеальную. Тебе надо вернуться к тому мировоззрению. Бери пример с детей, они просто радуются жизни.
- Брать пример с ребёнка можно лишь ребёнку, мама. Когда же взрослый бравирует животным оптимизмом и весёлостью при окружающей трагедии, он или циник, или идиот. Я выросла, мама, меня не устраивает больше мироощущение животного. Я должна разобраться, почему так безобразно в этом мире.
- Вот и славно! Разбирайся на здоровье, только, пожалуйста, без меланхолий, объективному разбирательству меланхолия не помощник.
Алла не ответила. Алевтина Владимировна, помолчав, тронула руку дочери и сказала:
- Это у тебя пройдёт. Ты просто переутомилась от экзаменов.
- Я бы не хотела, чтобы это у меня прошло, - возразила Алла.


Рецензии