Начало работы на берегу

В 1987 году, после долгих обсуждений с женой, я решил уйти с флота и найти работу на берегу. К этому времени у меня уже родилась старшая дочка, и это явилось дополнительной мотивацией. Вообще, если ты решил уходить с флота, то нужно уходить пока ты не достиг своего «потолка» в профессии. Для судоводителя – это капитан, для судомеханика – старший механик. Объясняется это просто: за это время ты досконально изучил свою работу, получаешь максимальную ставку и привык к условиям работы. Ты уже командир производства в своем судовом мирке. И, что немаловажно, семья привыкла к долгому отсутствию мужа и отца и, к сравнительно высокому, уровню жизни. Я ушел после пяти лет работы, в должности второго механика, и наверно, поэтому, мне было довольно легко адаптироваться к новым условиям жизни. Я не подыскивал новое место на берегу заранее, потому что не сомневался, что быстро найду подходящую работу. В действительности все оказалось намного сложнее. Все-таки хотелось, чтобы новая работа была связана с флотом. И тут я, довольно случайно, наткнулся на абревиатуру – «Судоимпорт». Как раз то, что надо.
Судо – значит связано с флотом, импорт – значит связано с заграницей. Я еще не знал, насколько блатная эта организация, и, что со стороны попасть сюда нет ни единого шанса. Я был абсолютно уверен в себе – пять лет работы на загранфлоте. Да, чего тут думать – это место мое. Из вестибюля я позвонил в отдел кадров и сообщил кадровичке, что я предлагаю свою кандидатуру для работы в компании. Уже потом я узнал, что в «Судоимпорт» приходили уже согласованные где-то на верху кандидатуры, да и было это не часто, потому что текучки там практически не было. В отделе кадров немного помедлили, но все-таки попросили подождать, наверно, консультировались, как им поступить в этой, новой для них, ситуации. Через некоторое время меня вежливо пригласили на собеседование, и, даже предложили чай. Как я много позже понял, что им и в голову не пришло, что к ним пришел кто-то со стороны, как говориться «с улицы». Скорее всего они решили, что им не сообщили о каком-то новом согласовании. На «собеседовании» кадровики очень скрупулезно, долго и профессионально старались выпытать у меня как я узнал о «Судоимпорте», и кто посоветовал мне прийти сюда, т.е. «кто за мной стоит». К моим честным ответам, что это моя личная инициатива, они отнеслись скептически. Наконец уяснив, что я действительно пришел со стороны, и не имею никаких покровителей, они мгновенно потеряли ко мне интерес, и сообщили, что вакансий в «Судимпорте» нет, и, в ближайшее время и в обозримом будущем не предвидится.
Надо сказать, что первая неудачная попытка устроится на работу, не особенно расстроила и обескуражила меня, не поколебав убеждение, что я быстро найду работу. И действительно, в ближайшие несколько дней, я нашел, как оказалось, очень удачный вариант, устроившись в ЭСМП (экспедиция специальных морских проводок речных судов Северным морским путем). Оказалось, что ЭСМП, как одно из подразделений Министерства речного флота, имело контакт и с Судоимпортом и поэтому первое знакомство с этой организацией имело продолжение, о чем я расскажу чуть позже.
Самым трудным на новой работе оказалась не сама работа, а унылое и неподвижное сидение за столом, изучение документов и заполнение бесконечных бумаг. После тяжелой, чисто физически, настоящей мужской работе на флоте, я чувствовал себя канцелярской крысой, офисным планктоном, и береговым чинушей, которых так не до любливают на флоте. Сидеть по 8 часов на стуле, после активной и очень подвижной работы на судне, та еще пытка. Я вставал, приседал, отжимался, и делал различные упражнения, чем очень удивлял, и даже веселил своих коллег. Через некоторое время я принес из дома гантели, эспандер, и, даже турник, который установил в распорку в дверном проеме. В дальнейшем некоторые коллеги тоже пристрастились к этим занятиям. Моя должность называлась очень солидно и, даже, как-то респектабельно – «Уполномоченный Экспедиции специальных морских проводок речных судов Министерства речного флота РСФСР северным морским путем по поставкам судов из-за границы». Согласитесь, звучит очень даже внушительно. Из названия выходило, что я не вылезаю из-за границы и контролирую строительство и поставки загранфлота. Название должности было написано  без всяких сокращений, и еле вмещалось в рамках удостоверения. Солидное название должности никак не соответствовало моим должностным обязанностям, но не все знали об этом. И поэтому, когда я приходил в министерство речного флота, по мелким служебным вопросам, охранник на входе, читая мое удостоверение постепенно и непроизвольно, вытягивался по стойке смирно.

Прежде, чем перейти к рассказу о еще одном посещении «Судоимпорта» нужно сказать, что в советское время суда для пароходств заказывало и оплачивало Министерство речного флота. Но в перестроечные времена оплату уже заказанных судов переложили на сами пароходства. Переход на перестроечные рельсы был резким и очень болезненным, после чего последовала череда инфарктов у начальников пароходств.

Возвращаясь к своей работе в ЭСМП, хочу рассказать о втором (и последнем) посещении «Судоимпорта». Официально заключением договоров на поставку флота из-за границы, занималась ЭСМП, как одно из подразделений Министерства речного флота. Естественно, что фактически всеми делами, связанными с поставками судов, заключениями контрактов и отправкой судовых экипажей, занималось само Министерство и частично «Судоимпорт». Министерству было удобно иногда перекладывать ответственность на ЭСМП. Перед заключением очередного договора на поставку судна в ЭСМП приходил текст Договора, для ознакомления и подписания. Делалось это формально, все условия поставок были согласованы и утверждены в Министерстве. И вот однажды в ЭСМП пришел очередной Договор на поставку судов типа «Амур», которые строились в г. Комарно (Чехословакия). В мои должностные обязанности не входило изучение Договора, и, тем более делать замечания и писать рекомендации, да и попал он ко мне довольно случайно. Но свободное время у меня было, и я ознакомился с ним ради интереса. Также ради интереса я сравнил новый контракт на поставку судов типа «Амур» со старым контрактом, и отметил для себя очень интересную особенность. При тех же самых основных характеристиках судна, т.е. мощность, скорость, грузоподъемность и т.д., цена новых судов выросла в полтора раза. Для заключения договора на строительство судов из Комарно приехала целая делегация во главе с директором верфи. Еще раз повторяю, что все уже было согласовано между Министерством речного флота и чешскими товарищами. Участие в переговорах представителей ЭСМП было абсолютно формально, но, чтобы соблюсти юридическую чистоту, мы были приглашены в «Судоимпорт» на встречу с чехами. Так как наше участие ни на что не влияло, то на эту встречу отправили меня, тем более что название должности к этому обязывало. Когда в Судоимпорте увидели меня второй раз, сомнения в том, что я пришел со стороны, переросло в абсолютную уверенность, что все-таки за мной кто-то есть. И этот кто-то большой туз, ведь я не просто пришел в Судоимпорт, а пришел, как представитель ЭСМП, да еще на согласование такого важного контракта.
За большим столом в переговорной разместилось не менее двадцати представителей Судоимпорта и чешской делегации. После вводных слов о благотворном и многолетнем сотрудничестве, слово, довольно неожиданно, предоставили мне, как представителю компании-покупателя. И тут уже я, неожиданно для присутствующих, задал вопрос директору чешской верфи, а именно, почему при незначительных изменениях в проекте, цена выросла почти в полтора раза. Сказать, что наступила тишина, значит ничего не сказать. Все замерли, не зная, как реагировать. Представители Судоимпорта не ожидали, что я ознакомился с контрактом, а чехи не могли поверить, что мы не участвовали в согласовании. И в гробовой тишине директор чешской верфи спросил: « Так вы отказываетесь подписывать контракт?» Напряжение нависло такое, что ощущалось физически. И мое «ДА» прозвучало как выстрел. И тут я убедился, что сочетание двух слов  - судо и импорт, это не просто судоходная компания, работающая за границей, а компания, в которой работают дипломаты. Меня быстро оттерли от переговоров, и в дальнейшем уже не давали слова. Постепенно все вошло в рабочее русло и прошло в строгом соответствии с регламентом. Но после переговоров ко мне подошел директор чешской верфи, и лично пригласил меня посетить верфь в Комарно. Больше, в течение всей моей работы в ЭСМП, в Судоимпорт меня уже не приглашали.


Рецензии
И хотя я человек далёкий и от судоходства и "судопроизводства"...))) Мне понравилась Ваша публикация!
Я думаю, что сегодня в сфере судоимпорта всё гораздо проще стало... Алишер Усманов или тот же Роман Абрамович, приезжает из Израиля на верфи Blohm + Voss в Гамбурге с несколькими мешками, набитыми новыми банковскими 100-долларовыми пачками... И отваливает в качестве заказчика 1,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ за свою готовую уже личную яхту! Которую ему заработали граждане России - нищие рабочие-шахтёры... Абрамович и бенефициар (хозяин) этой шахты "Распадская" в Междуреченске - http://ok.ru/video/1234281435511

Игорь Фельдшеров   31.08.2024 16:11     Заявить о нарушении
Игорь добрый вечер, Спасибо за ваш отзыв (не пишу рецензия, если вас это слово коробит). Всегда приятно получить письменный отзыв, значит публикация чем то "зацепила". Всего хорошего. Успехов вам в вашем творчестве

Михаил Пруцких   31.08.2024 17:05   Заявить о нарушении
Да не РЕЦЕНЗИЯ меня коробит... ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Произведения только у великих классиков... У всех остальных ПУБЛИКАЦИИ... Как и у меня... Только вот я (в отличии от многих здесь) ничего не сочиняю... Как и Вы - публикую свои воспоминания (мемуары)...

Игорь Фельдшеров   03.09.2024 23:46   Заявить о нарушении