Пианисты с топорами

 

"РАДУЙТЕСЯ С РАДУЮЩИМИСЯ И ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ" (Рим. 12:15)

Нынче для слез поводов гораздо больше, нежели для радования, - не так ли? Хотя каждый всегда может найти повод и возможность и  порадоваться за ближнего в истинных радостях его частной жизни. И правда: это нередко требует от нас преодоления своих эгоистических мотивов, высокого внутреннего благородства. Так учат святые отцы.

Но сейчас идет война. Гибнут солдаты и мирные люди, умирают, калечатся дети, терпят великие страдания раненые и искалеченные телом и душой люди. Творятся дела сатанинской - не тронем зверей - они невинны, - жестокости и злобы.

Не время ли попомнить Павлов завет плакать с плачущими? Или время - как всегда! - брать от жизни все, к чему привыкли безбожники. Или велеречиво рассуждать о "добрых мыслях" и покое, дарующем духовные радости ("... потому что добрые мысли дадут тебе мир и радость"), как то нынче нам напоминают иные псевдоучителя?

Увы. И таким может быть - превращение полезного во вред - извращение духовной жизни христиан. И в такой форме может выражаться запредельная глупость, нерассуждение и прЕлестное состояние современных "проповедников" и "проповедниц", бездумно раздирающих великое духовное святоотеческое наследие Православия на цитаты. Не к месту, ни ко времени, выхватывая их из контекста - без царя в голове, бездумно, преступно...

И это вовсе не невинное дело - ведь все можно опошлить и  изуродовать, - вырывание цитат из аскетических контекстов. Предложение всем того, что было  адресованно частному человеку с учетом его личного устроения и конкретных обстоятельств его жизни, что было нацелено на преодоление конкректных аскетических проблем, возникаемых у подвижников в процессе прохождения их трудного поприща. Как, например, цитатки о "добрых мыслях" и мирных душевных радостях (ныне нередко читаемых в ленте) во время жестокой войны - без оговорок и пояснений, без четкого прицела, а "вообще", - всем человекам, где бы, как  бы они в данный момент не существовали. Белгородцы, куряне! Старайтесь ныне больше о "добрых мыслях" и будет вам радость. 

На самом деле такое бездумное разбрасывание цитатами из святых текстов - есть форменное ветхозаветное законничество, разрушающее христианское мышление читающих, которых святые отцы всегда приклоняли учиться духовному рассуждению. Когда говорить, когда молчать? "По любви скажи, по любви же и промолчи, - как научит благодать".
Вот где корень - не в законническом забивании гвоздей в головы наивных слушателей (читателей), а в стремлении научать их слушать голос Благодати, учиться рассуждать духовно, соизмеряя свое слово и дело со многими обстоятельствами бытия ради хранения заповедей Нового Завета.

Надо понимать: то, о чем тут говорится, это нерассуждение и просто запредельная глупость горе-проповедников есть вовсе не результат "скупости" Божией в раздаянии талантов, это плоды нетронутой и  никак не врачуемой духовной изуродованности и болезни человека.
Где их врачи? Где их наставники? Сколько же таких изуродованных и не исцеленных нынче лезут в учители и проповедники от имени и под покровом церковным! Уверены, верно, что уже готовы сеять вечное, доброе и полезное, а того не видят, что противятся Божиему учительству в воспитании народа и превращаются в соблазнителей малых сих, в слонов в хрустальных лавках, в пианистов в с топорами.
Иногда полезно протрезветься и постараться увидеть свою мнимую "духовность" с реальном свете. И принять ту истину, что топорами и кувалдами по роялям не играют, пока руки "пианиста" в долгом и жестком подвиге очищения и просвещения не освятятся, и не превратятся в трость книжника скорописца.


Рецензии