Гений теряемых мест - Владимир Колбасов
Первый и самый значимый это - Исторический Санкт-Петербурх, тот который неповторим, задуманный Петром Великим, созданный гением великих архитекторов и трудами русских неизвестных мастеров.
Город великолепных художественных ансамблей, дворцов и каналов и его матушки - величавой Невы. Именно центральный исторический город представляется мне примерно в границах - Фонтанка до устья, Восточная часть Васильевского острова,
Малая Невка, река Карповка, на Петроградской, и по Невке до Невы.
Эта часть города наиболее известна и прекрасна в художественном смысле этого слова, и начиная с первых лет основания и до сегодня дня, лучшие русские и иноземные художники воспевали в великолепных живописных полотнах-произведениях, это чудо.
В наших музеях хранятся картины Алексеева, Махаева, Воробьева, Сурикова, Садовникова, Репина, Беггрова, Бенуа, Бродского и многих других не названных. Но только они рисовали парадный, богатый внешний фасад.
Другой город более поздний и создается в период с конца XIX и до первой четверти ХХ века – его ограничивают Обводный канал, часть Выборгской стороны, западная оконечность Васильевского острова. И все до современных границ города – я бы назвал первое как бы полукольцо вокруг Санкт – Питербурха - Петроград.
Третье это отдаленные районы вобравшее в себя магистрали проспектов Московского, Измаиловского, Славы, Ветеранов, и ушедшее в бывшие пригороды Мурино, Купчино, Лигово, Автово, Гражданки и т.д – обширные кварталы новостроек, безликих пятиэтажек, вновь возникшие спальные районы, с вкраплением десятиэтажных высоток. Это Ленинград.
И последнее четвертое вбирает в себя все, что ограничил КАД, (Кольцевая автодорога), это уже совсем другой Санкт-Петербург, ограниченные заборами кичливые многоэтажки, шлагбаумы, наглухо закрытые подъезды и ворота во дворы колодцы. Заставленные разноцветными автомашинами гранитные набережные каналов и рек. И везде, всюду эти авто.
Только я отвлекся, те торжественные в своем великолепии части города уже не вернуть. А вот у той, которую знают и в которой выросли многие ленинградцы есть свой гений места – и его яркая творческая личность, жизнь и произведения тесно связаны с Санкт-Петербурхом, Петроградом и Ленинградом.
Это художник-поэт Владимир Колбасов. Своим искусством он создает сказочно фантастические городские пейзажи, живопись акварелью придает картинам особую звонкую легкость и прозрачность. Мастер великолепно отражает лучики света в каждой своей работе, даже в выглядящих наглухо закрытыми дворах-колодцах. И тонкими невесомыми мазками.
Санкт-Петербург из холодной имперской столицы, из города «униженных и оскорбленных», превращается в яркий, сказочный по-андерсоновски феерический, неповторимый мир. Весь город словно отражается в воде, дома, повинуясь только им слышной диковинной мелодии, пустились в пляс под плавный ритм города, деревья изгибаются в приветствии горожан, а мосты как будто парят в небе. Линии, рисуемые Владимиром Николаевичем, не следуют кротчайшим путем прямо из точки в точку, а двигаются, так как им интересно.
Характерной и отличительной чертой работ Колбасова является скрупулезная прорисовка мельчайших деталей, придающих его работам достоверность и особую изящность и шарм. Художник предпочитает работать с акварелью, нежели чем с маслом. Только при помощи акварели он полностью может выразить все что задумал, легким движением кисти ему удается прописать еле заметную игру солнечных бликов на поверхности рек и каналов.
У акварели нет белил, свет приходит с водой, чем больше воды тем светлее и ярче мазок, белизна идёт от бумаги и это искусство.
Даже не верится, что все сказочные городские пейзажи, живописно нарисованные художником, имеют точный адрес, и их с легкостью можно найти в Санкт-Петербурге прогуливаясь по закоулкам. Как правило на втором плане это шпиль Петропавловки, купол Исаакиевского собора или Владимирская колокольня.
И зная историю строительства, по заключению берегов рек в гранит, восхищаешься мудростью Екатерина Великой повелевшей не спрямлять русла, а в точности повторять все изгибы и повороты. От этого создалась неотразимая изящность генплана, соединившая прямоугольную геометрию улиц с природной непредсказуемостью движения водотоков.
Владимир Колбасов родившийся в 1960 году в Ленинграде и всю жизнь проживший в горячо любимом городе, старается запечатлеть в своих работах Питер, каким он запомнил его с самого детства, со спокойными тихими улочками, большими лужами, моросящим дождем и благородной архитектурой.
Мне удалось встречаться с Владимиром Николаевичем в торжественно важных коридорах Главного Архитектурно-планировочного управления города, расположенном на улице Зодчего Росси. Некоторое время Колбасов был районным архитектором Васильевского острова. При нем началось оформление морского фасада города.
Это очень большая и важная работа, но она отвлекала своими чиновничными совещаниями, выполнением авторского надзора, проектированием и другими неотложными делами от творчества, и потому он целиком растворился в живописи, где еще была и поэзия.
Он очень поэтично иллюстрирует свои произведения в стихах. Вот только несколько отрывков из его произведений.
***
Сгорбила крышу гриппозная стужа,
Косы стальные на трубы мотая.
И, поскользнувшись, упал неуклюже
Дом под колёса ночного трамвая.
В пыльном углу покосилась икона,
Лопнуло зеркало в гипсовой раме,
Бронзовый пёс на перилах балкона
Выл серенады прокуренной даме.
Сыпался снег на замёрзшие стены
Воспоминаньем ушедшего лета.
***
Бритвы сосулек порезали вены
Труб водосточных…
***
В замороженные лужи
Опрокинув звезд бокал,
Тощий кот январской стужи
Молоко луны лакал.
***
Тонкий изгиб моста,
Лестница без перил,
Прыгнула пустота
В души чужих квартир
Маются до зари
В рубище тупиков
Битые фонари
В шляпах из-под мозгов….
***
Я тебя пригласил
В город бредовых снов
И на руках носил
По простыням дворов
Профиль твой рисовал
Тенью от фонаря,
Но нежных щек овал
Вылакала заря.
***
…И в простуженных кварталах,
Полусонные дома
Тихо шепчутся: "Ах, право,
Знать опять пришла Зима."
А метель, позёмкой звонкой
Рассмеявшись над Невой,
Одинокою девчонкой
Побрела средь звезд домой.
Шла по Млечной по дороге
То ли в рай, а то ли в ад...
А внизу седой и строгий
Спал замерзший Ленинград.
***
…Города, где я жил,
Больше на карте нет.
Ветер, смеясь, кружил
Улиц седых скелет.
Я как и большинство Петербуржцев, часто посещаю персональные выставки мастера, находя в его работах отголоски своего детства, мысленно возвращаясь в родной город, без новых стеклянных металлических конструкций в безликих бетонных стенах на вековых улицах Санкт-Петербурга и смога и дыма за окном.
Найдите в поисковике "Городской волшебник Владимир Колбасов" и вы меня поймете. P.S. Название изменил, с меткой подачи Николая Пащенко
Свидетельство о публикации №224083100736
Эгрант 23.04.2025 21:49 Заявить о нарушении