Глава 4. Песня дервиша Камади
До ночи наш герой сидел на кухне, лишь пару раз выходил в магазин за продуктами. После полуночи он снова сидел один за столом и смотрел на огрызок яблока. Рюмка водки снова стояла на готове. Он не хотел запивать безысходность, но и скинуть дрожь неясных волнений тоже надо.
Почему ничего не происходит? Когда он пытается решить свою проблему, то ему везде отказывают. И почему-то создается впечатление, что вот-вот раздастся звонок телефона и ему позвонит какой-нибудь старый знакомый и предложит встретиться. Так, потянув за одну ниточку, он сможет выйти на правильную траекторию и снова вернуться в общество в качестве полноправного ученого, исследователя воосточных эзотерических систем.
Однако все надежды разбивались о молчание телефона, странных прохожих на пути в магазин и обратно, необходимости найти источник заработка. Николай опять голову повесил, словно живет в какой-то страшной неприятной сказке, из которой никак не может выбраться.
Жене уже сообщили, что, если через неделю не будет оплачена аренда квартиры, то надо съезжать. А переезжать некуда. Тяжелые думы свинцовыми ливнями забили по черепной коробке доцента. Где искать выход?
В момент грусти и печали он посмотрел на пол. Наверное, надеялся увидеть муравья, который его научит терпению, как в легенде про Александра Макендонского, стоявшего с войском у осажденного финикийского города Тира. Однако не было никакого муравья, только крошки хлеба и старый дырявый тапок.
Раздумывая над своим отчаянием, Николай стал раскачиваться взад и вперед, словно иудейский раввин у Стены Плача. Закрыв глаза, он перебирал в своем уме имена всех своих старых знакомых. К каждому он обращался за помощью, но никто не помог. На рекрутинговых сайтах висели его резюме, а компании все отвечали ему отказом или просто игнорировали.
Николай раздумывал о том, чтобы пойти добровольцем на войну, но каждый раз его остановливала мысль о том, что его кинули с оплатой экспедиции, а после возвращения из Шамастана его просто не взяли обратно на прежнее место, хотя он сумел собрать много полевого материала, обоготившего его знания о восточных эзотерических концепциях.
Доцент стал представлять, чтобы на его месте сделал тот или иной духовный наставник или посвященный в великие таинства маг. Каждый раз все упиралось в социум. Вне общества все оказывались бессильны. Если они выходили в духовную пустыню, то для того, чтобы набраться сил и снова вернуться в народ. А тут он набрался и сил, и знаний, но его словно невидимая рука абсурда не впускает в общество людей.
Николай вспомнил о греческой традиции остракизма, а также об африканских племенах, которые изгоняли нерадивых членов. Изгои могли сколько угодно пытаться вернуться в среду своих близких и родных, но их каждый раз изгоняли. Так многие умирали от овладевающего чувства тоски и довлеющего отчаяния прямо у мест жизни своих же племен.
«Глупая и в тоже время крайне неприятная ситуация!», - подумал доцент. Ему захотелось кричать, но это вызвало бы опасение соседей, поэтому он смолчал, лишь слегка заскулив, подобно дворовому псу. В груди и у солнечного сплетения становилось моментами больно, а руки обессиленно опускались на стол.
Закрыв глаза и нахмурив брови, Николай почему-то вспомнил дервиша Камади, что бродил по поселкам Шамастана один и развлекал жителей своими песнями и игрой на ситаре. Он ни с кем не общался, но лишь принимал от людей пожертвования и пропитание. Вместо ответов он либо исполнял какой-ниубдь куплет, либо стих, сопровождая мелодией своего старинного инструмента.
Конечно, у человека из другой среды сложилось бы впечатление, что этот дервиш юродивый и сумасшедший. Наврное, он и вправду юродивый, но сумасшедшим не был, поскольку знал как выживать и что для этого делать.
Николая очень опечалила мысль, что его могут воспринимать как юродивого. Глупо, конечно, но сравнение может сработать. Люди вообще везде имеют свойство ехидничать и острить, и особенно забавляются над юродивыми.
Покачав головой, словно выбрасывая идиотскую мысль из головы, доцент снова вспомнил дервиша Камади. Он любил часто исполнять песню, в которой звучали такие куплеты:
Не ищи милая меня в пустыне,
Не ищи в садах в тени кипарисов.
Я брожу вечно в вечной чужбине,
Просыпаясь утром среди ирисов.
Я забываю все, что вокруг происходит.
Но очей твоих нежность помню всегда.
За мною печаль верным другом бродит,
Нам путь освещает Тиштрайа-звезда.
Николай тихо пропел слова этой песни и улыбнулся. Когда слышишь такие мотивы внутри всегда что-то шевелится, какая-то маленькая искорка да загорится, а на душе становится легче.
Свидетельство о публикации №224083100819