Поход на Волжскую Булгарию в 985 году
Война русского князя Владимира Святославича с булгарами и хазарами в 985 году. Волжские булгары были побеждены Владимиром и с ними был заключён мирный договор. Однако Руси не удалось закрепиться на Нижней Волге.
Хазарский каганат был разгромлен в результате похода русского князя Святослава Игоревича в 960-х гг. Он лишился самостоятельности и больше не представлял военной опасности для своих соседей. К Руси перешли хазарские владения в Подонье и на Тамани, однако удержание контроля над хазарской столицей в устье Волги, а вместе с ней и волжским торговым путём оказалось более сложной задачей из-за вмешательства соседних стран. В Среднем Поволжье ведущей силой и объективным соперником Руси стала освободившаяся от хазарской зависимости Волжская Булгария. Нижневолжская степь, включая, вероятно, и западный берег Волги, после падения Хазарии перешла к кочевникам огузам (в русской летописи были известны под именем торков). Их отношения с Русью были дружественными. Свою власть в регионе стремились утвердить и соседние мусульманские государства: со стороны Кавказа — Ширван, со стороны Средней Азии — Хорезм. Последний издавна имел тесные торговые и культурные связи как с Булгарией, так и с Хазарией. Ход борьбы за «хазарское наследство» во 2-й половине X века приблизительно восстанавливается благодаря нескольким коротким известиям, сохранившимся в арабских источниках.
Русские дружины, по-видимому, оставались в Итиле около десяти лет. Об их статусе по отношению к Киеву нельзя сказать ничего определённого. Одинаково вероятными могут быть три объяснения. Они либо подчинялись Киеву, либо представляли собой вольные отряды, отпущенные киевскими князьями после войн с Византией, либо были наёмниками, которые давно жили в Итиле и до войны служили в армии хазарского царя. Последние две трактовки подразумевают, что русы стремились создать собственное государство, заключив договор с жителями, подобно тому, как это было двумя десятилетиями раньше, при походе на закавказский город Бердаа. Местное население и хазарский царь покинули город, укрывшись на островах Каспийского моря и Мангышлаке. Около 981 года правитель Ширвана ширваншах Мухаммад ибн Ахмад ал-Йазиди оказал хазарам военную помощь, и они смогли вернуться. Вскоре после этого хазары подверглись нападению «турок» (огузов?) и обратились в Хорезм, который согласился помочь, но выдвинул условие, чтобы бо;льшая часть хазар перешла из иудаизма в ислам. После того, как помощь была оказана, ислам вынужден был принять и хазарский царь. На Руси в 970-е гг. шла война между детьми Святослава, за время которой многие земли отложились от центральной власти.
Под 985 годом «Повесть временных лет» сообщает о походе Владимира на Волжскую Булгарию. В этом походе огузы (торки) выступили союзниками Руси. Их войско двигалось по суше, в то время как славянское войско, возглавляемое Владимиром и его дядей Добрыней, плыло на ладьях. Над булгарами была одержана победа, и стороны заключили равноправный договор, не предполагавший уплату дани. В летописи это обстоятельство передано следующей фразой, вложенной в уста Добрыни: «Все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». «Память и похвала русскому князю Владимиру» — произведение XI века, написанное монахом Иаковом Мнихом. Считается, что оно восходит к прижизненному сочинению о Владимире и сохраняет более древнюю версию его биографии. В этом источнике перечисляются народы, побеждённые Владимиром, и среди них последними упоминаются булгары и хазары.
Реальность похода и его успешность косвенно подтверждаются событиями последующих лет. Под 986 годом в «Повести временных лет» говорится о «выборе вер» Владимиром. В Киев прибыли булгары и «хазарские евреи», предлагавшие князю перейти, соответственно, в ислам и иудаизм. У хазарских послов Владимир спросил, где находится их земля, и те вынуждены были признаться, что своей земли у них нет. В следующем году к булгарам Владимир направил ответное посольство, а согласно восточным источникам, послы Владимира даже посещали Хорезм. В 987 году за помощью к русам обратился эмир Дербента Маймун бен Ахмад, враждовавший с Ширваном и заточённый местной знатью в своей собственной резиденции. Восемнадцать русских кораблей подошли к городу, освободили эмира и отправились грабить Ширван. Русы оставались на службе до 989 года, когда вспыхнувшие народные волнения вынудили дербентского правителя их прогнать. Очевидно хазарская столица вновь вернулась под русский контроль, поскольку быстро войти в Каспий и поддерживать контакт с эмиром можно было только из Итиля. Тем не менее, вскоре контроль был утрачен и на этот раз окончательно. В другом месте своего сочинения ал-Мукаддаси ещё раз упоминает Хазарию и Хорезм. Понимание этой фразы зависит от вариантов перевода. Обычно её переводят в незаконченном времени:
Городами Хазарии иногда завладевает правитель Джурджании.
Исследователи, использовавшие этот перевод, делают вывод, что в конце 980-х гг. эмир ал-Мамун (с 995 года объединил Северный и Южном Хорезм, став хорезмшахом) повторно завоевал Хазарию и с определёнными трудностями удерживал над ней власть
Как бы то ни было, хазарская государственность с этого момента в источниках больше не упоминается. Последнее датированное известие о Хазарии относится к 30-м гг. XI века. Ал-Бируни, при описании Каспийского моря вскользь упоминает, что город Итиль лежит в руинах и на его месте сейчас находится земля огузов:
Таково же море Джурджана, которое действительно является морем ал-Хазар. Их разрушенный город находится близ впадения в него на севере реки Итил. Здесь на севере — земля гузов, а на востоке — земля Джурджана, а известно это море по порту Абаскун.
Для Древнерусского государства удержать завоевания Святослава и Владимира на Нижней Волге было невозможно из-за существования Волжской Булгарии. К тому же в 1-й половине XI века волжский торговый путь утратил своё значение и практически перестал функционировать из-за истощения месторождений серебра в восточных провинциях Арабского халифата. В древнерусских источниках домонгольского периода нет практически никаких конкретных сведений о Нижнем Поволжье, что свидетельствует об отсутствии прямых связей с данным регионом. Каспийское море именовалось на Руси «Хвалынским» — то есть Хорезмийским. В Слове о законе и благодати, написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века при Ярославе Мудром, князь Владимир упоминается как «великий каган нашей земли». Это созвучно титулу правителей Хазарии и может быть как символом того, что Владимир завоевал Хазарию и перенял себе титул её правителей, так и являться эпитетом, одной из версии более привычного слова князь.
#War@milhistory
Свидетельство о публикации №224090101021