Молчаливые тени города
Кузнецовой.
Персональная выставка молодой художницы Дарьи Кузнецовой, недавней выпускницы
кишинёвской Академии искусств – посвящена городу.
Её личной, авторской концепции города.
И это не отражение архитектурного облика, его изменений или, напротив, попытка
ухватить уходящий в прошлое фрагмент истории. Выставка отражает своё время,
индивидуальное ощущение эпохи и такое явление, как Человек и Город, их взаимосвязь на уровне семиотики и философии.
Город во времени сохраняют не только архитекторы, строители и предстоящие у власти,но и писатели, поэты, художники.
В моменты озарения, вдохновения они постигают смысл города и передают его всем в
своем творчестве.
Город отличается от других творений, созданных человеком, - и огромностью масштаба и тем, что он является произведением многих авторов разных поколений, эпох и цивилизаций. Необходимо много времени, чтобы рассмотреть и оценить это творение.
Санкт- Петербург в изображениях художников классицизма был торжественным, строгим и парадным.
Он должен был выглядеть как идеальный город, рождённый вопреки стихиям
и согласно рациональных планов великих просветителей.
В творческой интерпретации художников, писателей и поэтов присутствует и
субъективное восприятие города: оно отражает разные грани городского существования и у разных авторов выражается по-своему.
Нью-Йорк Теодора Драйзера и Нью-Йорк О.Генри – разный и у каждого – особенный.
Кишинев в работах молдавских художников тоже разный, и у каждого - свой. В основном – это то. что представляет акцент на исторической памяти.
Да дело и не в конкретном городе и его статусе – провинциальном, столичном или
мегаполисе, - а в городе как форме поселения. А это - другая форма. Ведь город, тем более современный - не похож на деревню, хутор в степи или рыбацкий посёлок - в нём нет такой психологической общинности, нет близкой сопричастности человека и природы.
Художники-футуристы выше природы ставили то, что создано руками и разумом человека.Футуристический город – это центр цивилизации, где жизнь пульсирует,бьёт фонтаном и всё - во власти индустрии, техники, паровоза и автомобиля.
В 20-е годы минувшего века петербургский учёный-медиевист, исследователь города -Иван Гревс, - разработал для слушателей своих курсов специальную программу по
исследованию городской среды и её влияния на современного горожанина.
Город он называл высшим показателем цивилизации. Его подопечные изучали Петербург как знакомо-незнакомый город,делились впечатлениями, анализировали и делали выводы.
Профессор вывозил студентов в Рим и Венецию для «вживания в душу города». Большое внимание уделялось, например, таким моментам, как первое знакомство с городом в наиболее выгодном для него ракурсе,как правило, это был панорамный вид,открывающийся с возвышенной точки и позволяющий получить впечатление о
целостности города.
Ракурс, который даёт художник Дарья Кузнецова – это не панорамный вид с возвышенной точки, который захватывает дух и рождает эмоции.
И это не городская история в духе футуризма.
Это - глубоко личный взгляд на мир урбанизированный, холодный, окутанный
тенью. На уровне знаковости и философии.
Каждая эпоха рождает свою цивилизацию. «Смысл человека» и «смысл города»
(философское определение) – их взаимосвязь – это отражение и порождение идеи
цивилизации.
В экспозиции «Umbra care tace» (Тень, которая молчит) – несовпадение смыслов города и человека. Здесь город - не аккумулятор человеческой активности и не катализатор её проявления, он не побуждает деятельные силы человека. Здесь человек – вне общения,он не деятелен и не социален, не вписывается гармонично в среду.
По признанию художницы, город её угнетает и отстраняет.
Отстранение – это то, что противостоит чувственному вживанию. Отстранение в общении с городом – это не пауза в диалоге, не остановка речи, позволяющая продумать новую мысль, выслушать собеседника. Это – просто столкновение с тенью. Она затаённая,безмолвная и выразительная.
А коллизии красок, где превалируют красный и зелёный, сброс наслоений академической живописи - попытка приоткрыть завесу обыденности и проникнуть в трансцендентную сущность мира.
Это экзистенциальный взгляд внутрь. Взгляд, который вписывается в концептуальную
идею современного молодого автора – Дарьи Кузнецовой.
Свидетельство о публикации №224090101069
В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный,
И, ничем не удрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая, словно тень,
Глаза светятся как день.
То, что я увидел, меня потрясло. Нет, не бездарностью. Художница, несомненно, талантлива. Но, дьявол её побери, она же ненормальная! Эти образы, эти краски — настоящая фантасмагория, потоком нечистот выплеснувшаяся из самого жерла дурдома! Даже сам образ художницы удручает. Двадцать четыре года! И хорошенькая, спору нет. А на лице — все скорби мира и депрессия.
Её реально надо лечить. Художественный талант, помноженный на психический сдвиг — гремучая смесь. Где-то это уже было. Где-то было...
Ах, да. Всплыл в памяти "светлый образ" несравненного Адольфа Алоизыча. Правда, он как-то рисовал получше, что ли.
Никита Евгеньевич Попов 24.12.2024 19:01 Заявить о нарушении
Что касается "ненормальности" - всё это так зыбко...Когда Ван Гог спросил своего врача "Доктор, я - ненормальный?" - он ответил: "Не больше, чем я, и все окружающие..."
Людмила Куликова-Хынку 24.12.2024 21:54 Заявить о нарушении
Никита Евгеньевич Попов 24.12.2024 22:44 Заявить о нарушении