Муниципальная библиотека
Как всегда, городок жил муниципальной политикой. Мой родной дядька Абу Мунзер наконец-то занял столь желанное кресло главы муниципалитета. Что-то типа местного мэра или главы колхоза. И пока различные кланы бились между собой за доступ к материальным благам, я выпросил доступ к библиотеке, расположенной в здании муниципалитета.
Писарь Хади Салех регулярно открывал мне дверь в кабинет, где располагалось множество книг. Большинство из них было в пыли, так что пришлось прибраться и разложить книги по полочкам. Хади, как оказалось, тоже почитывал и был поклонником Г. Г. Маркеса.
На полках располагалось много книг, в основном на арабском. Были также на английском и французском. Помимо книг по исламскому праву и истории я обнаружил много художественной литературы, в том числе переводы русских классиков – М. Горького, Н. Островского, Н. В. Гоголя.
Засев в библиотеке, я принялся изучать те книги, которые мне показались интересными. Через мои руки прошли арабские книги по истории ислама, жизнеописанию Мухаммада Абдо, аль-Афгани, Августина Блаженного. Книги по арабскому национальному движению, партизанской войне (написанной легендарным министром обороны Сирии Мустафой Тласс). В изобилии были книги по масонам и коварным планам сионистов, весьма популярные в арабских странах.
Больше всего меня привлекла работа доктора Константина Зрайка, изданная Американским Университетом Бейрута в 1934 году. Внутри на титульной странице я обнаружил подпись доктора Зрайка. Книга представляет собой жизнеописание езидского эмира Синджара Исмаила Бек Гюля, а также изложение самим эмиром основ веры и езидской религии.
Исмаил Бек Гюль много путешествовал, в том числе посетил Российскую Империю (Грузию), где встречался с князем из династии Романовых, который предлагал ему покровительство, а сам эмир был встречен с почестями.
Ознакомившись с книгой, я понял, что в моих руках оказался весьма интересный материал. Сколько я ни просматривал в русском сегменте Интернета статей и научных работ по езидской тематике, так и не нашел тех сведений, о которых поведал Исмаил Бек Гюль, посвященный в основы езидизма по своему призванию.
Эмир в своем изложении утверждает, что езидизм представляет собой древнюю религию (язд), существовавшую до ислама и до христианства. Сами езиды происходят от курдов Персии, а другая часть от ассирийцев. Упоминаются контакты с иудеями и царем Соломоном, от которого они получили определенные знания.
Исмаил Бек указывает на то, что езидизм подвергался реформам в раннеисламский период (при омеядском халифе Язиде) и в XII веке в период духовного правления шейха Ади, уроженца Баальбека.
Если о реформе шейха Ади известно хорошо, то о езидизме в прежние века мало что известно. В одной из ливанских газет, посвятившей статью езидам, утверждалось, что езидизм возник лишь в XII веке и основателем его является шейх Ади Ибн Мусафир.
Но то, что говорит Исмаил Бек полностью отвергает эту версию. По словам эмира, основателем религии езидов был некий персидский курд Язид (Езид) Джаафи. И жил он задолго до появления ислама. Эмиртакже утверждает, что езиды признали в Язиде сыне Муавии перерождение Язида (Езида) и воплощение Ангела Павлина, которому они поклоняются как Демиургу Вселенной. Такой информации я до этого нигде не встречал.
Самое интересное (или совсем не интересное) то, что никто из тех, кому я говорил о своей находке, не проявил к ней интерес. Одних совсем не интересовал езидизм, другие настолько во всем разбирались, что появление новой информации отвергалось в принципе.
Ливан, Северный Бекаа, 2016 г.
Свидетельство о публикации №224090101114