Цифры бывают плохими и вкусными?
……………………………
Бабушкина звезда Каникула давно исчезла с неба, и Никита живёт в городе рядом с мамой, папой и своими книжками.
– И сколько я теперь проживу без бабушки? – спросил он.
– Давай посчитаем, – сказала мама и стала рассказывать Никите, что такое цифры, и зачем они нужны. Сколько нужно собрать вместе единиц – дней, чтобы прошла зима и наступило лето у бабушки в деревне. – Ты всё понял? – спросила мама.
– Понял. Это плохие цифры.
– Почему?
– Их слишком много до лета.
– Цифры в этом не виноваты. Они не бывают хорошими или плохими.
– Да? – не поверил Никита. У меня одно яблоко и у тебя одно. У меня большое и вкусное, а у тебя маленькое и кислое – я сам пробовал.
– Красивое, вкусное, противное – это свойства предметов, а цифры – их
количество. Они абстрактные, – сказала умную мысль мама. – Понял?
– Ладно, – согласился Никита, – пусть будут абстрактными. Но большое и вкусное – это мое, хочешь откусить?
Мама откусила от красивого вкусного Никитиного яблока, и они стали разговаривать про историю чисел.
– Древние долго думали, как научиться считать.
– Миллион лет?
– Даже больше.
– Этому папы учат.
– Древние папы этого не знали.
– Папы знают все.
– Согласна. Но папы знают то, что в мире изобретено, а древние люди цифр ещё не придумали. Конечно, можно навыдумывать чёрточки, которые бы обозначали цифры, но ещё надо всем договориться, что какая-то закорючка означает твое стадо, в котором больше сотни овец.
– Мальчики умеют считать, – важно сказал Никита и стал загибать пальцы.
– Пальцы для счета – великая вещь, но их всего десять. Можно, конечно, ходить босиком в магазин, на базар, в школу – тогда добавится ещё десять пальцев – на ногах.
Римские цифры до сих пор напоминают пальцы: I, II, III, V. А как записать твой любимый миллион?
– Миллион чего? – уточнил Никита. – Чупа-чупсов?!
– Да хоть чего. Миллион – это цифра. А цифре без разницы, что ей считают – чупа-чупсы, мороженки или яблоки. Миллион записывают как единицу и шесть нулей. А где люди взяли нули? На ладошках их не было.
– Где?! – в тон маме спросил Никита.
– В Россию цифры пришли от арабов. Они, как и римляне, цифры записывали палочками, но раскладывали их по-своему. Со временем палочки соединились и получились наши современные цифры. Но нулей у них не было.
А нули к нам пришли из Древней Греции. Там придумали считать на особой разграфленной в клеточку доске. На каждую клеточку приклеивали кружочек с цифрой, а вместо нуля – пустой кружочек. Вот так и родился нуль.
– Я обиделся, – сказал Никита.
– За что?! – поразилась мама.
– Миллион – это не пустые кружочки. Это миллион!
– Логично, – сказала мама. – Миллион – уважаемая цифра. Просто люди
договорились так его записывать.
Раньше для счёта они таскали с собой мешки с камешками или сливовыми косточками. Потом догадались надеть косточки на спицы, а ещё придумали нули – считать сразу стало легче. Ты это поймёшь, когда в школу пойдёшь и будешь цифры складывать, делить, вычитать, умножать.
Твоя прабабушка, Никита, в XX веке считала деревянными "косточками", надетыми на спицы. Так выглядели счёты. А сейчас нажал на кнопку – и элементарный калькулятор сам считает: делит, умножает, складывает, вычитает. Секундное дело – и всё сосчитано, на табло светится готовый результат. Я уж не говорю о более сложных машинах.
– Давай возьмем абстрактных денег и купим калькулятор. Зачем тогда в школу ходить? – удивился Никита.
Свидетельство о публикации №224090100127