Об их духовном сродстве!

"Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного  и честного..."

Друзья!
Из Сети.

"У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские
отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в своей жизни, кроме
Врубеля, это был единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с
полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, благовоспитанный
и приятный в общении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и
глубоко им интересующийся. Наши отношения — это братство, сродство душ, которое
я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как
мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и
честного..."
Письма Николая Рериха Марии Тенишевой
25 сент. 1903 г.
"Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.
Прежде всего не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое
произвели на меня художественные учреждения Ваши.
Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением
исконного народного творчества, с примерами отборных образцов художества
расти истинно национальное наше искусство и занимать почетное место на Западе. От
всего сердца позвольте сказать Вам — слава, слава!
… За всю мою поездку я привез много материалов, видел много лучших мест
России, и все же впечатление Талашкина остается самым краеугольным.
Среди нашего художественного сумбура и омута важно сознавать, что и у нас есть
высокая почва, где люди живут действительно чистым искусством.
Прошу принять уверения в моем совершенном уважении и искренней преданности.
Николай Рерих"
20 мая 1905 года:
«Я несказанно тронут Вашими словами о том, что Вам легко пишутся письма ко мне.
Может быть, Вами, правда, чувствуется, как хорошо я к Вам отношусь и как искренне
мне хочется дружественно помочь Вам. (...) Из отношения с Вами во мне возрождается
вера в нужное, нежное и вообще человеческое. Как особенный памятник сохраняю я
Ваши письма. Помимо личного, они имеют большое значение общественное, как
трогательное свидетельство Вашей искренней привязанности и доброжелательности к
искусству. Мне верится, что наше дело — дело святое...".
«Церковную живопись Рериха менее всего можно назвать имитацией, хотя тонкий и
сложный эклектизм в его церковных работах несомненен. Если эти работы не
проникнуты древним религиозным чувством, столь тем не менее понятным автору, то
несомненно проникнуты древним живописным характером, причём поражает
лёгкость усвоений в области древнего искусства. Нигде не чувствуется кропотливого
изучения путём копирования, а как бы воспоминание уже известного. Несомненный
древний русский стилизм в рисунках фигур, но его не подведёшь ни под один
определённый пошиб или характер росписей определённого века, несмотря на
кажущуюся большую близость к ярославским росписям. Несмотря на византизм
богатой одежды, в характере лица и фигуры ''Царицы Небесной'', например, что-то
индийское, восточно-азиатское. В богатстве красок древней иконописи с отзвуками
врубелевских тонов внесены эмалевые переливы красок Востока, Персии, Индии —
столь оригинальный оттенок общего стиля. Словом, и в церковных работах Рериха —
стремление на общей почве возрождения древнего религиозного искусства разрешить
свои декоративные, живописные и исторические задачи»
Максимилиан Волошин:
«Из всех вещей Рериха наиболее заинтересовал меня эскиз запрестольной стенописи
для Талашкинской церкви под именем „Царица Небесная на берегу Реки Жизни“.
Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий,
развертывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье,
а внизу неяркий облачный день и студеные воды будничной реки жизни. Что странно
поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы
в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер.
Белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов или теснота сил небесных над
тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто
очень древнее и восточное, почти не христианское. Глубоко интересно, какое
впечатление будет производить она, когда заполнит собою все пространство главного
нефа церкви над низким деревянным иконостасом.»
Пожалуй, стоит ещё добавить, что в этот раз официальная церковь не приняла
роспись Рериха (внутреннее убранство, которое не сохранилось до наших
дней), слишком она расходилась с канонической – и храм Святого Духа не был
освящён".https://super-kakadu.livejournal.com/.
...Увы, наши попы и сегодня вовсю очерняют посланца Шамбалы Н.К.Рериха.
В.Н.
*********
1.РОДИЛА 22 РЕБЕНКА, ПОСТРОИЛА ФИЛАРМОНИЮ В МОСКВЕ

Она была дочерью богатого фабриканта, считалась завидной невестой и могла бы найти для себя более выгодную партию, но влюбилась в
простого парня из бедной крестьянской семьи, работавшего курьером в немецкой комиссионерской конторе, и помогла ему вырасти до
известного в России кондитерского магната, обучиться языкам и хорошим манерам.
Прожив полвека вместе, они создали процветающий семейный бизнес, воспитали 17 детей, которые получили прекрасное образование и
стали продолжателями славной династии Абрикосовых - предпринимателей, врачей и ученых.

Она родилась в июне 1832 года в семье купца и известного московского фабриканта Александра Мусатова, владевшего крупнейшими
фабриками - табачной и парфюмерной. Накануне ее рождения русская православная церковь отмечала день памяти мученицы Агриппины
Римлянки, поэтому девочке дали имя Агриппина.
В девичестве она носила фамилию своего отца, почетного и уважаемого гражданина столицы, и наверняка могла бы рассчитывать на
выгодную для себя партию. Она росла в окружении богатых людей, изысканных ароматов духов, роскошных нарядов, но на удивление была
абсолютно равнодушна к этой роскоши и совсем не мечтала быть похожей на светских красавиц, которых она нередко видела в своем доме и
на рекламных плакатах своего отца.
В семнадцатилетнем возрасте она встретила свою первую и единственную на всю жизнь любовь - Алексея Абрикосова, который происходил
из разорившегося купеческого рода и вынужден был работать в услужение у обрусевшего немца Ивана Гофмана за 5 рублей в месяц.
Отец Агриппины не был против выбора дочери и даже выделил Алексею приданное - 5 тысяч рублей, на которые он смог возобновить бизне
своего отца, открыв кондитерскую фабрику. Агриппина полностью разделяла стремление мужа к предпринимательству, она стала его
надежной спутницей в жизни и прозорливой помощницей в бизнесе, помогая мужу вести дела.
Просила о детях Всевышнего, и Бог ей дал 22 ребенка

Вся жизнь Абрикосовых была посвящена труду, все дни они проводили на фабрике, Алексей управлял делами, Агриппина следила за
финансами и вела для мужа бухгалтерские книги. Вскоре их семейный бизнес стал процветать, а фабрика получила известность далеко за
пределами Москвы. Но как все молодые и дружные семьи, Абрикосовы мечтали о детях.
Первые два года замужества Агриппина не могла забеременеть, что, безусловно, огорчало ее и наводило на нехорошие мысли. В те годы
муж, не дождавшись наследников, мог подать на развод, а два года считались достаточным сроком для того, чтобы суд признал его
претензии обоснованными.
Однако любящий Алексей не собирался уходить от жены, вместо этого он повел Агриппину в Алексеевский монастырь, где супруги на
коленях просили Бога послать им детей. И Бог услышал их искренние молитвы.
Всего в семье Абрикосовых родилось 22 ребенка, но до совершеннолетия смогли выжить только 17. Агриппина рожала почти каждый год,
при этом не оставляла работу и сама занималась воспитанием детей, а чтобы было проще совмещать уход за детьми с работой, открыла при
фабрике первый в столице бесплатный детский сад для сотрудников фабрики, в который ходили и их дети.
Когда дети подрастали, супруги начинали приучать их к труду, находя и для них посильное дело на фабрике, например, складывать конфеты
в коробки или заворачивать их в обертки. Более старших детей они постепенно вводили в семейный бизнес, подыскивая для них занятия в
соответствии с их способностями.
Усердно трудилась и знала цену заработанным деньгам
Шоколадные конфеты, производимые на фабрике Абрикосовых
Абрикосовы с уважением относились к достатку, знали цену заработанным деньгам и считали их даром Божьим, но при этом они понимали
какую роль в умении зарабатывать деньги играет образование. В юные годы Алексей не смог получить образование из-за того, что его семья
разорилась, и ему пришлось наверстывать упущенное с помощью жены в более позднем возрасте. Поэтому супруги прекрасно понимали, чт
помимо развития практических способностей, каждый ребенок должен получить достойное образование.
Все их дети учились в пансионах, гимназиях и академиях, а с годами многие из них унаследовали часть предприятий своих родителей. Таким
образом, в 1880 году было основано товарищество под названием «Абрикосов и сыновья», которое быстро вошло в тройку крупнейших
кондитерских предприятий России. Впоследствии их предприятию, производящему почти половину всей кондитерской продукции в стране
было присвоено заслуженное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества».
Абрикосовы всегда с уважением и заботой относились к своим рабочим, платили им достойную зарплату, организовывали бесплатные обеды
на предприятиях, дарили щедрые подарки на праздники.
Большинство сыновей Абрикосовых пошли по стопам своих родителей и развивали семейный бизнес, но некоторые стали учеными,
врачами, актерами и художниками. После Октябрьской революции их семейный бизнес был конфискован, а большая семья Абрикосовых
была разбросана по всему свету. Но мать и отец не дожили до этих дней.
Учредила первый в Москве бесплатный родильный дом и оставила завещание на постройку второго
Агриппина Абрикосова с супругом
Агриппина Абрикосова умерла в 1901 году. До последних дней она вела дела своего семейного предприятия и активно занималась
благотворительностью. Супруги всегда считали, что если Бог дает человеку богатство, им нужно делиться с другими. Их добрые дела были
известны в России не менее, чем их процветающее семейное предприятие.
Во время войны с Турцией семья Абрикосовых отчисляла большие средства для лечения раненых, а позднее финансировала строительство
бесплатного жилья для ветеранов войны. Кроме того, Агриппина открыла бесплатную детскую больницу и родильный дом, пригласив туда
на работу лучших врачей. Детская смертность в этом учреждении была самой низкой по всей России.
Агриппина также поощряла развитие искусства и выделила 100 тысяч рублей на строительство здания для Московской филармонии, а
незадолго до смерти написала завещание еще на 100 тысяч рублей для строительства в Москве второго бесплатного родильного дома.
Дети Абрикосовых, воспитанные в этих традициях, также занимались благотворительностью, каждый в своей сфере деятельности. Вера
финансировала городские детские приюты, Мария поддерживала женские образовательные учреждения, выделяя деньги на нужны училищ
для девочек, Алексей помогал мужскому училищу, где обучались мальчики из бедных семей.
Глава семьи пережил свою супругу на три года, но он уходил спокойным и счастливым, потому что к тому времени
а в последние дни его жизни у его постели собралось все многочисленное
семейство Абрикосовых - более 150 любящих детей и внуков.
************
2.МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. В 1869 году поступила в гимназию Марии Спешневой, обучение в
которой велось по программам мужских реальных училищ. Увлеклась изучением иностранных языков, отечественной историей и
естественными науками.
Первый брак
В 1876 году вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией. Брак не сложился;
вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уехала в Париж к знаменитой Матильде Маркези учиться пению, так как имела хороший
голос (меццо-сопрано). В Париже познакомилась с Иваном Тургеневым, Константином Маковским, написавшим её портрет, и Антоном
Рубинштейном.
В 1885 году Мария Клавдиевна Николаева и Рафаил Николаевич Николаев развелись, их дочь, Мария Рафаиловна Николаева была
определена в закрытый пансион. Впоследствии дочь отдалилась от матери, не поняв её выбор в сторону творческой самореализации. Мария

Клавдиевна Николаева поселилась в Талашкино, родовое имение своей близкой подруги Екатерины Святополк-Четверинской, где она
открыла первую школу для крестьянских детей.
Брак с Вячеславом Тенишевым. Занятия изобразительным искусством
В 1888 году уехала в Москву, предполагая выступать в театре. Познакомилась с Константином Станиславским, сыграла роль в поставленном
им благотворительном спектакле. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с крупным
промышленником князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым. В 1892 году Мария вступила в брак с ним (родные мужа бесприданницу
не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в
имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где
княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного
училища близ Бежицкого завода (первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года), столовой и клуба для рабочих завода.
Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её
Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором
Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему
художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. В то же время была открыта начальная рисовальная школ
в Смоленске 1896—1899 годах. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью,
коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Музею Александра III в Санкт-Петербурге.
Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала
творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». О сотрудничестве с Дягилевым
княгиня впоследствии особо пожалела, о чём предупреждал её муж:
«А за Дягилева ручаюсь тебе, что ты ему так же интересна, как прошлогодний снег, ему нужны только средства…»
Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её
исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной
(опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во
Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного
искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного
просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.
Мария Тенишева в Смоленске и Талашкино
Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париж
и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева
передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». По этому
поводу ей лично было создано эмалированное блюдо с надписью «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые.
Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своим
княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года». Тогда же Тенишева была удостоена звания почётной гражданки города Смоленска.
Тенишевы в своём доме в Петербурге собирали широкую творческую интеллигенцию, композиторов.
«На наших [музыкальных] вечерах [в Петербурге] участвовали Брандуков, Гофман, Скрябин, Ментер, Вержбилович, Ауэр, Аренский…»
Княгине Тенишевой довелось спеть у себя дома романсы П. И. Чайковского под фортепианный аккомпанемент самого автора. После чего
Пётр Ильич был в восторге от особенного вокального исполнения княгини.
Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины
Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 году (управление
делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино
концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и
одновременно — развития сельского хозяйства.
Храм Святого Духа в Талашкино
В 1894 года Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную
школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки
позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Большое внимание княгиня уделяла
созданию во Флёново храма Святого Духа. Идут споры о создателе архитектурного проекта храма. Среди наиболее распространённых версий
авторство проекта самой княгини Марии Тенишевой. Известно, что значительную роль в создании проекта сыграли художник-портретист
Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. Автором плохо сохранившихся росписей интерьер
храма и мозаики на фасаде над входом в храм является российский философ, художник, путешественник Николай Рерих.
Княгиня Тенишева была наполнена глубокими патриотическими чувствами, горела русской национальной идеей.
«А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений,
лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу
теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской
национальной идеи».

«Мы больны, мы очень тяжко больны! Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого
корня и, как ветхий организм, разлагается! Страшно! Больно до слез, обидно…»
Остро переживала разложение церковных клириков, участвовавших в событиях, связанных с персоной Распутина.
«До чего мы дожили! Религия поругана, духовенство запугано, ум, способности людей обесценены, отброшены, как ненужный хлам, и на
поверхность всплывают одни авантюристы за другими…»
Княгиня Тенишева после 1905 года
В 1905 году из-за революционных событий Тенишева покинула Россию. Постепенно в Париж вывозилась и её коллекция. В Париже
совместно с Сергеем Дягилевым была проведена выставка, на которой были представлены предметы декоративно-прикладного искусства из
собрания Тенишевой. Париж захлестнула мода на русские мотивы.
Мария Клавдиевна помогала в снабжению фронта во время Первой мировой войны, в частности выращиванием и доставкой капусты (1916
год). Не только фронт, но и тылы находились в глубоком упадке, что крайне огорчало княгиню.
«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел: своих
сынов, свою последнюю скотину, свой посильный труд в лице копошащейся бабы с подростком на одинокой нивке, наконец, он отдал
самое дорогое — свою жизнь!»
Княгиня видела предательство элит в России, которое особо проявилось в годы войны:
«Все эти либералы, социал-демократы и прочие — пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь
корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так
часто видела, что слова их не сходились с делами… Усиленная пропаганда антимилитаризма, интернационализма и других „измов“
ослабила патриотический дух, вернее, уничтожила это вполне естественное чувство».
Тенишева твёрдо стояла на народных позициях, даже когда это было не модно и вызывало насмешки у некоторых зазнаек.
«Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые
обыкновенно, в виде утешения, объясняют „славянской натурой“. Что это такое за „славянская натура“? Говорят, что особенностями
этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без
сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия, в противном же
случае они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самы
свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность
добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я
думаю, лишь крестьянство и духовенство ещё сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера».
Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М. К. Тенишевой были ментально близки и особо приятны М. А.
Врубель и Н. К. Рерих.
«С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого
к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Я была его ярой поклонницей и очень дорожила его милым, дружеским
отношением ко мне; Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство».
«Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это [Н. К. Рерих] единственный, с кем можно было
говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний,
благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся»
Во время гражданской войны в России, после 26 марта 1919 года госпожа Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-
Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию в очередной раз, но уже навсегда, и
уехала через Крым во Францию. Эмиграция произошла до эвакуации частей Русской армии и гражданского населения под руководством
барона П. Н. Врангеля. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой —
«Впечатления моей жизни. Воспоминания» — охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.
Надгробие на могиле М.К.Тенишевой на Старом кладбище Ла-Сель-Сен-Клу.
Княгиня Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Ла-Сель-Сен-Клу. Похоронена на Старом кладбище Ла-Сель-Сен
Клу (могила расположена на 1-м участке Старого кладбища, у обелиска погибшим во время Первой и Второй Мировых войнах).

В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для
которого сделала бесконечно много".
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 сентября 2024 года


Рецензии