Таруса. Часть 1

  Хочу рассказать о небольшом городе, районном центре Калужской области - Тарусе.
Впервые я узнал о его существовании в 1961 году, когда жил еще в Иркутске и отец привез из командировки в Москву, подаренный ему Константином Паустовским, литературный сборник-альманах "Тарусские страницы". А первый раз побывал в Тарусе в 1996 году. Таруса мне очень понравилась, и я стал подыскивать место, где можно было бы купить дом, чтобы проводить в нем отпускные и выходные дни. Такой дом я нашел в тридцати километрах от Тарусы, в старом селе Роща, ведущим свою историю с начала 16 века. О Роще и других окрестностях Тарусы я расскажу подробнее в одной из следующих частей, а сперва хочу начать с предложения вам прочитать очерк К. Паустовского о Тарусе, которым он открывал тот самый, созданный им альманах.

ГОРОДОК НА РЕКЕ
  Вообще ошибочные мнения бывают обычно очень живучими. Они существуют сотни лет и с трудом выветриваются из нашего сознания.
До революции все маленькие города было принято считать захолустьем, где жизнь течет скудно и сонно. И теперь это представление о маленьких городах, так называемых райцентрах, почти не изменилось. Считают, что они, конечно, далеко отстают от больших городов и по культуре и по благоустройству.
Самое название "райгород" и "райцентр" дает богатую пищу для шутников и зубоскалов. Они называют их "райскими городами" и "райскими центрами" и острят по поводу того, что в этих городах мало признаков земного рая.
Все это - болтовня.

  Я живу в одном таком маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха.
Городок этот вплотную входит в сельскую жизнь. Гул тракторов по окрестным полям сливается с пронзительными требовательными гудками окских буксиров. Обширные огороды окружают городок буйной зеленью, цветением картошки, запахом помидорных листьев. С берега Оки во все стороны открываются сияющие дали, близкие и далекие планы лесов - от светлых и серебрящихся под солнцем до загадочных и темных, сохранивших в своей глубине журчанье ручьев и шумящие кроны столетних дубов и сосен.

  Но городок хорош не только этим. Он хорош своими людьми - талантливыми и неожиданными, трудолюбивыми и острыми на язык. Я просто перечислю нескольких жителей этого городка, и станет ясно, что слова о захолустье не выдерживают критики.
Если бы были живы такие писатели, как Лесков или Мельников-Печерский, то городок на Оке дал бы им богатую пищу для рассказов о простом и замечательном русском человеке.
Лесков написал, как будто анекдотичный рассказ о тульском мастере Левше, который подковал блоху. Но это совсем не анекдот и не забавный случай. В каждом городке есть свои Левши. Есть они и в нашем. Живет в нем слесарь Яков Степанович - изобретатель и поэт по душе. Он может сделать все,- как говорится, "и небо и землю". Из всякого металлического лома и утиля он собрал мотоцикл, изобрел машину для посадки деревьев в лесах и, между прочим, склепал проволокой сломанный зубной протез одному старичку. И тот носил его еще много лет. Потом, говорят, этот протез взяли в краевой музей как образец тончайшего мастерства.
Яков Степанович - человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
Есть еще в нашем городке печник Митя, слабый здоровьем и насмешливый, кладущий печи по своему способу - виртуозно и быстро. Оказывается, в печном деле есть свои секреты, свои законы, и нет у Мити ни одной печи, похожей одна на другую.
Никто так точно, как он, не знает законов тяги и нагрева кирпичей, не знает всей сложности русской печи и всей практичности "унтермарка" (Иоганн Унтермарк русский архитектор немецкого происхождения, изобретатель отопительной печи, жил в первой половине 19 века.). Споры Мити с другими печниками, все его разговоры о печах слушаешь, как живописное исследование, иной раз - как поэму. По словам Мити, мастер без выдумки, без воображения есть "фитюлька" и халтурщик.
Таких мастеров с воображением есть много в любой области. Человек сам создает вокруг своей работы поэтическое состояние. От этого работа спорится и просто сверкает в его руках.
Есть плотники, работающие топором с такой чистотой, что стук топора под их рукой звучит как бравурный марш.
Есть столяр Николай Никитич - знаток птиц. Больше всего он любит делать скворечники и птичьи клетки. Каждая вещь, что выходит из его рук,- "игрушка". Его клетки - это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями, балкончиками и верандами. В этих клетках, будь они немного побольше, хочется пожить и человеку. Они обточены, нарядны и воздушны.
Николай Никитич сам ловит птиц по веснам на так называемый птичий клей секретного состава. Он смазывает им ветки деревьев, и птицы просто прилипают к этим веткам без всякого вреда для себя.
Николай Никитич больше всего любит щеглов - разноцветных и нарядных птиц, похожих издали на порхающие цветы. Очевидно, от нарядности этой птицы и произошло слово "щеголеватый".
Голосам птиц Николай Никитич подражает, не имитируя их, а придумывая иной раз слова и целые фразы, которые лучше всего передают пенье и чириканье птиц. Так, чиж, по словам Николая Никитича, поет: "Пили кофе, пили ча-а-ай!", щегол кричит: "Стриг-лик, стриг-лик", а щур никак нe может признаться своей подруге в любви к только заикается: "Влю-влю-влю-влив-влив ".
В городке есть вышивальщицы, если можно так выразиться, с европейским именем. Их работа восхищала зрителей на разных выставках, особенно на международной выставке в Брюсселе.
Вблизи Оки живут знатоки речного дела - промеров фарватера, постановки бакенов и буксировки барж при малой воде.
Да всех не перечислишь. Живет у нас бывший корабельный врач - быстрый и строгий старик, большой знаток музыки, обладатель богатой исторической библиотеки. Есть садовод, ухитрившийся вырастить в срединной России субтропические деревья.
К городку этому давно тяготеют художники и писатели. В какой-то мере он уже становится литературным и художественным подмосковным центром. Хотя и небольшим, но все же центром.
Имена Поленова, Крымова, Борисова-Мусатова, Ватагина, скульптора Матвеева тесно связаны с городком. На многих полотнах этих художников вы увидите самые трогательные уголки нашего городка.
В городок часто приезжают работать и подолгу живут в нем писатели и поэты, особенно молодые. Сплошь и рядом можно услышать из открытых окон, из садов и палисадников разговоры и споры о Пикассо или последней книге Каверина, о Сарьяне и пьесе Арбузова.
В этом городке жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий. Он оставил несколько прекрасных стихотворений о городке, о ясности окружающей природы - очень русской, очень мягкой и очень разнообразной. Особенно хороши "Вечера на Оке".
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.

Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.

Я не называю имени этого города только потому, что такой городок не один в нашем Советском Союзе. Если приглядеться к любому городку и пожить в нем, то окажется, что он удивительно интересен, характерен, жизнь в нем разнообразна, в нем много культурных людей, и, кроме того, он кровно связан с историей страны. Тогда не будет и мысли о несколько обидном термине "захолустье".
Но если все-таки вам интересно, о каком городе я писал, то, пожалуй, я назову его. Это - Таруса. Та самая Таруса, что лежит где-то на краю калужской земли. Туда вы теперь можете доехать на автобусе или приплыть по Оке на новейшем быстроходном катере:
Извините за этот беглый очерк. Но если за ним последует ряд очерков от жителей таких городков о своих людях и родных местах, то моя цель будет достигнута.
1961г

Поскольку  вступительная часть о Тарусе, была связана с Константином Георгиевичем Паустовским, вторую часть я тоже решил посвятить ему.  В Тарусу Паустовский перебрался благодаря своей третьей жене Татьяне, именно она купила этот дом и создала там ему условия для работы.  До этого летнее время они проводили в Рязанской области в Солотче. Оттуда они с маленьким сыном Алексеем, родившимся в 53 году перебрались поближе к Москве, потому, что Паустовского мучила обострившаяся астма, и надо было периодически показываться московским врачам.

  "Они встретились, когда она, актриса Татьяна Евтеева, была женой модного
драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса "Таня"). А он, писатель всемирной известности Константин Паустовский, был давно женат.
История их любви - это еще и история оставленного, увы, в прошлом отношения к любви", - считает дочь Татьяны от первого брака, Галина Арбузова. 
Она и является экскурсоводом по музею. Галина Алексеевна Арбузова - падчерица Паустовского, дочь третьей жены Татьяны и достаточно известного в свое время сценариста и драматурга Арбузова. После смерти Паустовского Галина Алексеевна стала хозяйкой этого дома, тут иногда живет, приезжала сюда вместе с мужем, В.К. Железниковым, автором рассказа по которому был поставлен фильм "Чучело". Кроме музейной половины - вторая половина дома жилая.

Когда Твардовский отказался  печатать очередную часть "Повести о жизни" в журнале "Новый мир", (поводом послужила речь Паустовского на обсуждении романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым", ставшая одним из первых текстов "самиздата"), Паустовский задумывает альманах "Тарусские страницы", в котором впервые публикуют свои произведения Наум Коржавин, Юрий Казаков, Борис Балтер, Булат Окуджава - не очень любимые советской властью авторы…

  "Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре – и вдруг вспомнишь, что уже видел ее когда-то очень давно, может быть даже во сне, но полюбил всем сердцем.
Так же случилось у меня и со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.
С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.
Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.
С этим кустом и с пасмурным небом, помаргивающим дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь."
К. Паустовский

Продолжение здесь: http://proza.ru/2024/09/01/1641


P/S  В фотоколлаже слева направо: 1.Гравюра "Таруса". 2.Константин Георгиевич Паустовский. 3.Речка Таруска. 4.В Тарусе дом-музей К.Г.Паустовского находится  на ул.Пролетарской. 5.Так выглядел кабинет Паустовского. На одном конце стола он писал свои произведения ручкой, а на другом конце стояла пишущая машинка, на которой он на следующий день перепечатывал то, что написал днем раньше... 6. Аккуратный сад у дома. 7.Вот она сама, Галина Алексеевна Арбузова. 8.Могила Паустовского в Тарусе. 9.6 августа 2012 года в честь 120 -летия со дня рождения, в Тарусе, на берегу Оки,  открыт памятник Константину Паустовскому. Скульптор — В. М. Церковников, архитекторы — В. Н. Ржевский, Н. П. Маркин.




 


Рецензии
Приходилось бывать в Калужской,
Там работал агрономом мой брат
Хороший очерк
Зеленая!

Юрий Баранов   02.01.2025 17:02     Заявить о нарушении
Через два дня и мы с Николаем покинули отцовский дом. Только на одну ночь я заехал к своему брату под Калугу. И там, на пятьсот километров севернее Тамбова, в густо заросшей кустарником и ветлами долине реки Нары, я вновь ушел слушать вечерних соловьев и удивился, что их песни очень мало похожи на песни тех, что мы записывали возле отцовского дома. Это был какой то другой подвид.
Из рассказа Соловьиные ночи

Юрий Баранов   02.01.2025 17:06   Заявить о нарушении
Интересно! Неужели разница в 500 км. существенно меняет песенные ритмы соловьев?
Орнитологи сходятся на том, что причиной становятся фенологические (погодные) особенности конкретного сезона. От этого зависят миграционные сроки, наступление фазы размножения. И в зависимости от этого может меняться рисунок пения и трелей.
В средней полосе европейской части России обычно живут серые обыкновенные соловьи, а вот на Дальнем Востоке и в Забайкалье я видел синих соловьев. Верх у них синий, а низ (брюшко) серо-белое. По размеру с воробья, может даже чуть меньше, но поют громко.
Добрый день, Юрий! Спасибо за посещение и за соловьев! :-)))

Николай Таурин   03.01.2025 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.