Под крылом самолета

Этот случай произошел в далеком 1982 году… Экипаж нашего большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ), закончив промысел рыбы в водах Антарктики, пришел в порт Дакар (этот город является еще и столицей Сенегала), где наше судно должно было пройти плановое межрейсовое техобслуживание (МРТО). Но перед тем, как передать судно подменному экипажу, основной экипаж, получив валюту, отдыхал по полной – а именно ходил от одной лавки к другой, в поисках недорогих японских двухкассетников… А еще в Дакаре можно было купить красивые напольные покрытия (почему-то их все называли паласами). Приходишь в магазин и просишь отрезать от рулона столько метров покрытия, сколько тебе необходимо. И расцветки были очень красивые – и цветы там и павлины).
Сенегал – страна, в которой 95 процентов ее граждан верят в Аллаха, т.е. являются мусульманами. Бывшая французская колония. Практически все население говорит на французском языке. В те годы Сенегал был очень бедным государством – на улицах мы видели нищих и бездомных, ютящихся в коробках из-под сигарет. В оживленных местах какие-то волонтеры и представители международной гуманитарной организации раздавали малоимущим и голодным людям вареный рис с небольшими кусочками овощей и мяса, с виду это блюдо было похоже на плов.
Советские моряки всегда проявляли в бедным и несчастным людям сочувствие и солидарность… Но в Сенегале в дни нашего захода в Дакар к советским людям было особое отношение. Нас оскорбляли. Нам вслед кричали «Аллах Акбар», были такие, кто плевал нам вслед и кричал проклятия… На причале, где стоял наш БМРТ, какие-то люди даже устроили демонстрацию (или пикет)… Тексты на плакатах были понятны всем без перевода – «Русские! Вон из Афганистана!».
Хотя в целом каких-либо особых инцидентов во время посещения городских магазинов и не произошло, но общая атмосфера была достаточно тревожной и напряженной.
Поэтому вечером многие члены экипажа, дабы снять возникшую напряженность, хорошо выпили. Алкогольные напитки многие моряки приобрели в одном из ближайших супермаркетов. Водка, - или что там было в бутылках? – была отвратительного качества… К тому же на судне не было кондиционеров, поэтому в каютах было очень жарко и душно. Соответственно и водка местного разлива была теплой и от этого еще более отвратительной. НО были среди нас и такие, кто следил за своим здоровьем, и поэтому приобрел хороший алкоголь – ром, виски и водку «Немирофф». Стоили эти напитки подороже… но из-за жары их употребление также особого удовольствия не приносило…
И вот наступило утро. Всю ночь рядом с судном стоял пикет противников советского военного вторжения в Афганистан… На французском языке нам кричали не самые приятные слова и пожелания… Вскоре подошли автобусы, которые должны были перевезти нас в международный аэропорт, откуда мы должны были вылететь в Москву.
Экипаж судна, передав дела «подменке», покинул  траулер и с вещами занял места возле этих автобусов. Солнце, жара, похмельный синдром… Но мы были полны отваги и решимости покинуть Сенегал в самое ближайшее время.
И вот мы в аэропорту… Почему-то в зале ожидания, где мы должны были пройти таможенный и пограничный досмотр, вдруг «сломался» кондиционер, в кулерах неожиданно «закончилась» вода… Персонал аэропорта на все наши вопросы отвечал грубо и односложно. Было видно, что нам здесь не рады.
И вот, наконец, объявили посадку на наш Ил-62М. Автобус нам не подали и работники аэропорта сказали, чтобы мы пешком добирались до своего самолета, который стоял на самой отдаленной площадке. Сто человек вышли на взлетное поле и пошли в сторону советского самолета. Сначала медленным шагом, потом чуть быстрее и под конец пути экипаж попросту бежал к трапу, чем немного испугал экипаж лайнера… Так нам хотелось побыстрее попасть на борт советского (своего) самолета.
Мокрые от пота, взъерошенные от напряжения, мы поднялись на борт самолета. Именно здесь мы рассчитывали на радушие и гостеприимство сотрудников «Аэрофлота». Однако, что-то пошло не так… вскоре мы обратили внимание на то, что экипаж лайнера не сразу включил вентиляцию, не сразу запустил кондиционер… Стюардессы были не очень приветливыми – даже «Взлетную» карамельку не предложили… Но мы – моряки – нам ли расстраиваться по таким пустякам?- быстро расселись по местам, выполнили все просьбы и требования экипажа авиалайнера – не курить (в те годы курение на борту международных рейсов было разрешено), не ходить по салону,  пристегнуться ремнями безопасности, выключить музыку (все, кто купил в Дакаре магнитофоны, от радости наслаждались стереофонией по полной).
И вот взлет. Набор необходимой высоты. И вскоре командир воздушного судна – пилот первого класса – по внутренней связи разрешил «уважаемым пассажирам» расстегнуть ремни безопасности и пожелал всем нам приятного полета. Экипаж ответил дружным «Ура!» и у кого было что-то в запасе, те достали свои заначки - остатки былой сенегальской «роскоши». Кто-то вновь включил музыку… Мы начали признаваться стюардессам в любви и просили их о небольшом одолжении – принести нам пластиковые стаканчики и немного фанты или кока-колы (мы видели, как на борт воздушного судна загружали целую паллету с этими напитками).
Но что-то вновь пошло не так. Стюардессы не услышали нас. Ни стаканчиков, ни тем более кока-колы с фантой нам не принесли… Более того нам четко было сказано – завязывать со своей музыкой и вести себя нормально…Хотя ничего такого плохого или недостойного никто из нас и не совершал. Во всяком случае нам так казалось.  После этих слов стюардессы удалились в свой «закуток» и закрылись – отгородились от нас занавесками… Возникла немая сцена…
И  тут кому-то в голову пришла идея, - проучить экипаж авиалайнера простым и нехитрым способом. Все встали и сгруппировались в районе прохода, и по команде кого-то из моряков – «И РАЗ!» все дружно сделали  шаг в одну сторону, а потом по команде «И ДВА» - сделали два шага в обратную сторону. В результате таких телодвижений, лайнер сначала наклонился на левый борт, потом резко наклонился на правый борт. После чего все быстро присели на свои места.
Было слышно, как стюардессы завизжали, чем вызвали лишь усмешку у бывалых мореманов  (разве это качка?!) и вскоре в салон вбежал бортинженер, в руках него был фонарик… он шел по салону разглядывая внутреннюю обшивку самолета… и дойдя до «хвоста» в полном недоумении встал в проходе. После того, как он не обнаружил ничего странного в работе бортового оборудования, инженер вернулся к себе в кабину. А мы решили повторить свой маневр. Самолет вновь наклонился на один борт, затем на другой. Но на этот раз наши действия были замечены стюардессами, которые, распахнув занавески, начали громко и настойчиво объяснять пассажирам – т.е. нам… что наши больше похоже на хулиганство.
Вновь в салоне появился бортинженер. Теперь он уже был в курсе того, от чего лайнер совершал такие выкрутасы… Он быстро выяснил, где находится наш капитан и замполит и начал стращать их тем, что о таком недостойном поведении экипажа командир лайнера будет вынужден сообщить нашему руководству в Министерство рыбного хозяйства (МРХ СССР). Но капитан наш был не из робкого десятка. Он быстро объяснил летчику о причинах такого поведения, дело то не стоило и выеденного яйца – нам не дали стаканчики и прохладительные напитки (хотя их и должны были разносить по салону после взлета).
Бортинженер быстро вернулся в кабину, доложил обо всем командиру воздушного судна, который проявил благоразумие и принял самое правильное решение – напоить пассажиров фантой и кока-колой, а также выделил из личного (представительского?)  фонда минеральную воду «Боржоми» и даже несколько бутылок сухого вина – венгерский рислинг.
В дальнейшем полет проходил отлично, стюардессы расплывались в улыбках, кормили нас строго по расписанию, чай с лимоном и кофе с молоком или без оного наливали по потребности. Ну а прохладительные напитки просто лились рекой.
Промежуточная посадка была в Риме. Там ребята смогли заглянуть в Дьюти Фри, где на оставшиеся иностранные «копейки» прикупить еще каких-то напитков. В Москву прилетели счастливыми, сытыми и слегка пьяными. Ну а как еще возвращаться на Родину? Только так).
Конечно летчики никому жаловаться на поведение рыбаков не стали, да и мы к концу полета уже относились к стюардессам как к самым «любимым и преданным женщинам»… Потом, кстати, выяснилась причина такого негативного отношения к нам. Оказывается, во время размещения пассажиров по местам, кто-то из пассажиров (читай – моряков), стырил в туалете флаконы с одеколоном… Вернее не так, кто-то этот одеколон выпил, а пустые флакончики и выкинул в мусорное ведро… Кто это сделал, выяснить не удалось, но это уже потом было и неважно. Главное, что мы живыми и здоровыми вернулись домой – на Родину, а всё остальное нам уже казалось пустяками.
фото взято в инете, в качестве иллюстрации.


Рецензии
Интересные происшествия. Но мне вспоминаются события при заходах в Дакар,
так годиков на 6 - 8 ранее.
73!

Николай Прощенко   05.09.2024 21:44     Заявить о нарушении