Ребусы истории. Глава 11. Изборск
Глава 11. Изборск
В течение многих лет я приезжаю в Изборск, называемый сейчас Старый Изборск или деревня Изборск.
Кто здесь бывал, понимает притяжение этого древнейшего места - места красоты и силы.
Здесь незамерзающее Городищенское озеро, которое вполне можно назвать Лебединым. Озеро не замерзает, лебеди прекрасно зимуют и выращивают потомство. В нынешнем году двенадцать «гадких утёнков» принесли четыре пары лебедей. Озеро питают так называемые «Словенские ключи» - пробившиеся из стены высокого холма, сложенного из известняка, источники ключевой воды.
Здесь Труворово городище, по легенде место замка Трувора – ровная площадка треугольной формы, окруженная глубоким рвом с трех сторон. На этом месте можно стоять долго, уходить не хочется – простор, райский пейзаж, тишина – все мысли, которые беспокоят городского жителя, уходят, наполняется светлой энергией тело и очищается душа – благодать!
Здесь через ров от Труворова городища, в конце местного кладбища сохранилась площадка из больших, толщиной примерно 20 сантиметров базальтовых плит, на одной из которых выбит так называемый «замок» (с ударением на «о») – символ, который по преданию наносился на могильный камень воина в дохристианский период. Эта плита с выбитым «замком» по стародавней легенде покрывает захоронение Трувора – одного из братьев Рюрика, пришедшего охранять и защищать славено-русские земли в 862 году нашей эры.
Сейчас даже местные жители почему-то считают, что над могилой Трувора установлен большой крест, вырезанный из известняка и вставленный в квадратное отверстие одной из базальтовых плит. Люди забыли, что Трувор пришел в дохристианскую эпоху, был язычником, у которых обряд погребения – это сожжение трупа, часто вместе с любимым конем и даже слугой.
Первая «презентация» христианства на псковщине была на рубеже 11-12 веков, о чем свидетельствует уникальный храм на мерёжке (мерёжкой называли островок на реке Великой, где рыбаки сушили свои мерёжи - круглые длинные сети для ловли рыб), современное название храма - Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.
Здесь древняя крепость Изборск, история которой описана в Псковских и Новгородских летописях, иных исторических документах.
Если обойти всю территорию Изборска от крепости до Труворова городища, можно обнаружить, что участок земли от крепостного рва до площадки с местным кладбищем, где Труворов камень, «просел». На Словеновом поле (из подножной отвесной стены которого бьют ключи) и поле возле кладбища разбросано множество больших гранитных валунов.
Такая конструкция Изборска не могла не вызвать у меня вопрос о том, кто и когда построил этот гигантский холм, сложенный из камня известняка в форме корабля (смотрящий на север нос – Труворово городище, часть кормы – крепость), с сохранившейся до наших дней ровной поверхностью, уложенной большими базальтовыми плитами ориентировочно длиной 1 метр 20 сантиметров, шириной 80 сантиметров и толщиной 20 сантиметров? Эти плиты сохранились и приспособлены как на кладбище в качестве могильных плит, так и в качестве ступеней храма, что на Труворовом городище.
По полям гигантского холма разбросаны большие гранитные валуны. Как они попали на такую высоту?! Человек принес? Великий Потоп «закинул»? Валуны не приспособлены под какие-либо постройки до сих пор, разве что площадка у кладбища огорожена ими как подобие забора. Только более поздние средневековые дороги устроены из небольших булыжников.
Возникает вопрос, кто же и когда построил наш Изборск, этот огромный каменный корабль, покрытый большими базальтовыми плитами, возвышающийся над полями и окруженный реками-озерами?!
Попробуем найти информацию о постройке этого сооружения под названием Изборск.
Начнем с фрагмента летописи епископа Новгородского Иоакима, опубликованной В.Н.Татищевым. В настоящее время достоверность этой летописи нашей исторической наукой не опровергнута, поскольку изложенные в ней события повторяются в других старинных источниках.
« … святитель Иоаким добре сведомый, написа еже сынове Афетове и внуки отделишася, и един князь Славен с братом Скифом, имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Черном мори Дунае себе покориша. И от старшего брата прозвашася славяне…Славен князь оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастария, иде к полносчи и град велики созда, во свое имя Славенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитати… По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоряя, возвратися во град Великий... Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построи по единому граду, и в их имена нарече. И всю землю им разделя, сам пребывал в Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власть передаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли… По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимере… Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаши их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вои победи, едва сам спасся, идее во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо пребывая, умре… Людие же терпяху велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде… Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сынове ево ово на войнах избиени, ово в дому измроша и не остася ни единому им сына, и дочери выданы быша суседним князем в жены…».
Как следует из Иоакимовской летописи, Славен, у которого был брат Скиф, построил себе на севере (в «полносче») град великий и назвал его Славенск. Этот город называли также Великим. Потомок его Вандал построил своему сыну Избору город Изборск. После смерти Вандала Избор правил в Великом городе Славена. Потомок Славена по линии сына Вандала Владимира в девятом колене именем Буривой правил всей Бярмией, сам пребывал в городе Бярмы, который был крепко устроен (крепость) на острове. Сын его Гостомысл был правителем в Великом городе Славена.
«Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» из Хронографа 1679 года (ПСРЛ, Т. 31, Л.1977) нам сообщает: «Сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре.» Эти события согласно Сказанию происходили более 4400 лет назад.
Имена Словен/Славен, Рус, Гостомысл, Избор в нашей истории повторяются. И это исторические личности, которые жили в разное время.
Так, Славен, у которого был брат Скиф, правил в городе Великом Славенске, который иногда звался просто Великим и находился на севере (о нем будет рассказ в следующей главе). Его потомок Вандал построил город Изборск для своего сына Избора.
Словен, у которого были братья Рус, Болгар, Коман и Истер, построил Словенск Великий на реке Волхов от устья озера Ильмень. Этот Словенск потом Рюрик в Новгород Великий переименовал. Он же построил и Словенск на месте Ходницы, который потом переименовал в Изборск его сын Избор.
Словен, сын Гостомысла тоже построил Словенск над рекой, на месте, называемом Ходницы. Его сын Избор переименовал этот город в Изборск.
Получается, что второй Изборск был построен более 4400 лет назад. Третий Изборск можно предположить, был построен незадолго до прихода Рюрика с братьями, то есть в девятом веке нашей эры, не позднее 860 года. А строительство первого Изборска теряется во тьме тысячелетий до нашей эры!
После смерти Гостомысла пришли княжить на Русь три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Поскольку Рюрик по некоторым источникам, в том числе Иоакимовской летописи считается внуком Гостомысла (сыном его средней дочери Умилы), а Трувор и Синеус его братья, следовательно, Трувор также приходился Гостомыслу внуком.
Иоаким Новгородский повествует: «Егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска рода Гостомыслова, иже Прекраса нарецашеся, а Олег преименова ю и нарече во свое имя Ольга».
Изборская Прекраса, внучка Трувора, названная «вещим» Олегом Ольгой, является той самой равноапостольной княгиней, бабушкой Владимира, крестившего Русь?! Выбуты – это не родина княгини Ольги?!
Нет, Выбуты действительно родина (или место жительства) княгини Ольги, но не жены князя Игоря, а первой жены царя Бая, который построил ей «пасеку»/город, где была огромная каменная пирамида, взорванная в 30-е годы прошлого века – вероятно такое сооружение не вписывалось в принятую нашей исторической наукой норманнскую теорию призвания Рюрика на Русь. О царе Бае и его женах можно прочесть в моей работе «Не пора ли вспомнить о русчизне», а о Выбутах в одноименной главе под номером 2.
В работе митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова Евфимия Алексеевича) «Летопись древняго славено-русскаго княжескаго города Изборска», Санкт-Петербург, 1825 г. есть рисунок Изборска, его план с восточной стороны за Городищенским озером.
Митрополит Евгений обозначил на плане буквами памятные места Изборска, дал им описание в своей Летописи.
Ссылаясь на труд Николая Степановича Ильинского «Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания» (Спб, 1790-1795), митрополит Евгений сообщает, что «…близ нынешней крепости точно есть с вырезанием некоторых изображений на больших каменных досках, коих де разобрать за древностию не можно. Но ни кургана, именуемаго Труворовою могилою, ни больших каменных досок будто бы с помянутыми изображениями в Изборске нет. А поселяне близ крепости, или городища, в коем построена и кладбищенская церковь, на плоском кладбище, где доныне погребаются умершие, указывают каменную большую плиту, яко бы над Трувором (каких там и на других могилах много) длиною в 4, а шириною в 2 ; Английских фута, имеющую на себе явственную каменщичью насечку, или так называемый замок, состоящий из двух четвероугольников, один в другом включенных, из коих бока внешняго по 18, а внутренняго по 15 дюймов, без всяких других изображений. План сего камня и насечки помещен в общем плане Изборска под – буквою А, а место его на кладбище – под буквою а.
В отдалении от сего кладбища на пашенных полях (под буквою Б) сохами отрывается много могил с остовами, коих головные черепы увенчаны кольцеобразными медными змеями, на шеях медныя же ожерелья, цепочки и бляхи, а на руках кольчатыя и широкия медныя запястья, какия носят соседния Чухонския и Латышския женщины. Змееобразные венцы на головах вероятно отнести должно к языческим еще временам».
Митрополит Евгений сообщает еще, что «Изборск неоднократно переносим был на разные места. Где был он до пришествия и во время пришествия Трувора, неизвестно… по сказанию старожилов, на левом оныя гористом береге от нынешнего верстах в трех, т.е. почти против погоста Мальскаго и недалеко от бывшаго Мальскаго же Онуфриевскаго там монастыря, где течет река Сходница, и назывался Словенск, по имени Князя Словена, сына Гостомыслова, а по оному яко бы и ключи из горы сей вытекающие в реку Сходницу, прозваны Славенскими… Гораздо вероятнее, был он на правой нагорной стороне той же реки Сходницы за Погостом Мальским, где доныне видно обширное окопанное валом древнее Городище (под буквою В), и может быть, сперва там-то сел княжить Трувор, а после того уже на левом нагорном берегу ближе к нынешнему Изборску против Городищенского озера (под буквою Г) устроил себе с дружиною особый замок. Местоположение сие гораздо выше помянутаго Городища, с западной и северной стороны окопано глубоким рвом и высоким валом, а с южной и восточной примыкается к глубокому и неудобовсходному яру. Правда, Городище сие очень тесно и не более 20 сажен в квадрате, но для замка Труворова с дружиною и для предосторожности от новых его подданных могло быть достаточно и надежно; а сверх неприступных окрестностей его, самый всход к оному от реки Сходницы весьма крутой до ворот, коих место доныне заметно в отверстии вала. Высота сего места способствовала также Трувору для обзора всех движений в окрестностях…
В 1303 году построен Изборск новый вверх по левому берегу реки на равнине близ нынешней Изборской крепости (под буквами ДД). Сие очевидно по оставшимся там следам древних стен и башен, включавшим в себе и обильные так называемые Талавские ключи на горе, составляющие озерко (буква д), из коего подземными проходами с великим шумом прорывается вода сквозь гору в низовое озеро, а из сего ниже составляется речка Сходница…
В 1330 г. Изборская крепость нынешняя близ прежней устроена вновь на высокой горе, именовавшейся Журавлею (буква Ж). В летописи сказано: «Псковский степенный посадник Селога с Плесковичи и со Изборяны поставиша город Изборск на горе на Жеравье (в других списках на Жеравле). Того ж лета и стену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом при княжении Александрове (Псковском)».
Крепость сия со всех сторон почти неприступна, ибо с восточной, северной и южной стоит на высоких гранитных утесестых скалах, а с западной окружена двойным рвом (буква е) и посреди оного валом, простирающимся к Северу и вниз к реке на 80 сажень; с Юга же к полю по дороге от Лифляндии заграждена еще была обнаружившимися из земли частыми и большими гранитными каменьями, недозволяющими никакого проезда возового, и уже в поздние времена дорога сия прочищена для езды».
Сегодня озерцо под названием Талавские ключи стало высохшей впадиной, но название перешло к крепостной башне, которая была ближе к ключам – она называется Талавская башня.
Сохранилась река Смолка, впадающая в Городищенское озеро с южной стороны. Есть и речка Сходница, соединяющая Городищенское озеро с его северной стороны с Мальским озером. Но городище Новый Изборск у бывших Талавских ключей давно ушло под землю, как и кладбище его жителей.
Поля/площади, вымощенные базальтовыми плитами, скорее всего не застраивались, поскольку до сих пор сохранили ровную твердую поверхность. Местные жители с древних времен стали приспосабливать эти плиты под ступени, как у церкви Николая Чудотворца на Труворовом городище – они не требуют ремонта – вечные. На местном кладбище их приспособили для покрытия могил. В некоторые плиты с квадратными отверстиями вставлены известняковые кресты времен средневековья.
Зададимся вопросом, откуда привезены в Изборск плиты из базальта? Поблизости вулканов не было, в Псковской области базальты не добывали и не добывают. Архангельская область, да Карелия ими славится. Так кто и когда, с какой целью соорудил гигантский каменный корабль, «плывущий» на север. покрытый большими толстыми тяжеленными базальтовыми плитами? Какая стихия его разрушила, разбомбила «прилетевшими» гранитными валунами?
***
Свидетельство о публикации №224090101695
Если обстоятельства позволят.
Плиты. надеюсь, сохранятся
Мост Будущее 12.03.2025 20:04 Заявить о нарушении