Ситуационники, или Легенда о шушере...

     Это случилось тогда, когда люди почти не боялись искусственного интеллекта. Пускали в дело свой собственный ум. И часто применяли его, свой мозг, для того, чтобы придумать что-нибудь. Для того, чтобы высказать придуманное.

     Не так, чтобы рядом друг к другу, но и не так, чтобы далеко, жили Сидор Задорович Подлетаев и Игорёша. Игорёша был очень благодарным  или внимательным слушателем того, что выдавал Сидор Задорович.

     В трудах о человеческой жизни мало говорится о том, чем отличаются друг от друга благодарный и внимательный слушатели. Мало касаются этого вопроса. Коснёмся и мы его. Пусть и мало. Но коснёмся. Лучше по отношению к слушателям понятия благодарности и внимательности рассматривать совпадающими.

      Если болтающего никто не слушает и не слышит, значит, никто ему и не благодарен. А благодарен болтающий слушателю уже за то, что последний внимательно болтающего слушает.

     На чужую благодарность отвечать своей благодарностью - это благородно. Поэтому благодарный и внимательный слушатель - ещё и благородный человек!

      Таким благодарным, благородным и внимательным слушателем был для Сидора Задоровича  Подлетаева Игорёша. Полное имя: Игорь Демидович Наступальников.

      До представляемого случая выслушал Игорь Демидович, с вниманием и благодарностью, Сидора Задоровича, когда тот говорил о барабашках,  Бермудском треугольнике, привидениях,  снежном человеке и чупакабре. И вот приходит Игорёша в очередной раз к значительному, пожилому и в очках Сидору Задоровичу  Подлетаеву, а тот и говорит Игорю Демидовичу:

     - Сегодня, Игорёша, я поведаю Вам легенду о шушере, сочинённую, если по-французски - ситуасьонниками,  а, если по-нашему - ситуационниками. Если совсем по-нашему, то они - обстоятельственники. А это очень уж длинно. Ситуационников приглашают в работу, когда в ней уже не действуют другие научные подходы, включая  и системный подход.

      -  В ней - это в ком, Сидор Задорович? - благодарно спросил внимательный Игорь Демидович Наступальников.

     - В ней - это в работе, Игорёша. Да, работа, особенно творческая - это такая штука, в которой случаются заты'ки. А затыки бывают такие, что с ними даже системники не справляются. Тогда приглашают обстоятельственников. Тьфу! Ситуационников. Деятельность которых, брат Игорёша, посложнее любой магии. И чёрной, и белой!

     - А при чём тут шушера?

     - А при том, мой пытливый, но не всегда "сразупонятливый" друг, что ситуация - это складывающееся в работе сочетание гениев, профессионалов, счастливых дилетантов, учеников и шушеры. Шушера, Игорёша - это слово, которое есть даже в солидных толковых словарях.  Означает дрянных, ничтожных людей. Всякий сброд и шпану.

      - Какая связь у сброда и  шпаны с работой, да ещё и творческой, Сидор Задорович? - не сразу понял Игорёша.

     - Правильно, мой приметливый друг! На первый взгляд у работы, особенно - творческой, с шушерой никакой связи нет. Но готовить профессионалов - очень дорого. И когда люди готовят профессионалов у них часто нет никакой надежды, что кто-нибудь из профессионалов станет настоящим гением. Поэтому именно ситуационники до сих пор предлагают миру готовить таких планировщиков-профессионалов, которые бы так планировали работу, даже творческую, чтобы  с ней справлялась даже шушера. И для того, чтобы не затрачивать  слишком много времени, денег, нервов и сил на подготовку шушеры, ситуационники предлагают помнить, что из шушеры не то, что гениев, а даже счастливых дилетантов получить невозможно.

     - Кто такие, Сидор Задорович, счастливые дилетанты?

     - Счастливые дилетанты, мой сообразительный Игорь Демидович, это избранники, может быть, даже Небес, но не гении. Потому что мозг счастливого дилетанта, в отличие от мозга гения, не может быстро справиться с последствиями своего сбоя, если таковой случается. Тот счастливый дилетант, которому повезло, и он выдал или перспективную мысль, или замечательную идею, или реализуемое решение, никакого труда не стоит превратиться обратно - в полную шушеру. Уже нельзя счастливым дилетантом, по-нашему - счастливым любителем, называть того человека, у которого мозг только и делает, что даёт сбои. И человек из последствий этих сбоев не то, что быстро, а вообще выбраться не может. Как мы, Игорёша, назовём человека, которого затягивают, как болотная трясина, последствия сбоев его мозга?

     - Шушерой! - почему-то радостно воскликнул Игорь Демидович Наступальников.

     - Правильно! А беда человечества, по крайней мере так думают ситуационники, заключается в том, что появление счастливых дилетантов есть штука крайне случайная, почти не предсказуемая, а воспитывая из учеников профессионалов-планировщиков гениев можно получить крайне редко! Очень часто, говорят ситуационники, ситуация - это складывающееся в работе сочетание только профессионалов, учеников и шушеры. То есть без гениев и даже счастливых дилетантов!

     - Что же делать, Сидор Задорович? - с заметной тоской в голосе воскликнул Игорь Демидович Наступальников, голова которого уже плохо запоминала то, что в неё вталкивал Подлетаев.

     - Иногда среди учеников попадаются те, которые вдруг высказывают то, что присуще счастливым дилетантам-любителям. Тогда профессионалам нужно научиться замечать и запоминать счастливые высказывания-замечания своих подопечных, то есть  учеников, и быстро, легко рассказывать шушере, как она должна осуществлять действия по осуществлению счастливых и ценных высказываний как профессионалов, так и даже их учеников.

     - А бывает так, Сидор Задорович, что шушера высказывает что-то ценное для работы, в том числе творческой?

     - Бывает, но тот, кто высказал нечто ценное для работы, вполне возможно был зачислен в шушеру по досадной ошибке. Обычно шушера, имея дело с простым в использовании оборудованием, ничего ценного для работы не высказывает. Многие ситуационники, Игорёша, считают, что из управляющейся с простым оборудованием шушеры  не то, что гениев, даже квалифицированных профессионалов не воспитать! Только зря на такое воспитание будут потрачены значительные время, деньги, нервы и силы.

      - Как это жестоко по отношению к шушере! - с жалостливой слезой в голосе проговорил Игорь Демидович Наступальников.

      - Не до шушеры, когда нужно быть с шифером! - мудро изрёк Сидор Задорович Подлетаев. 

     -  С каким шифером, Сидор Задорович? Я просто теряюсь в догадках.

     - Не теряйтесь в догадках, Игорёша, шифер тут не при чём. Просто я с помощью шифера переделал наше устойчивое выражение о том, что не до жиру, когда нужно "быть бы живу". Главная проблема профессионалов, Игорь Демидович, по мнению ситуационников, в том, как находить  себе в ученики людей с изобретательностью, хотя бы исполнительской только. А ведь есть ещё и необходимость находить людей с творческой изобретательностью.

     - Я, Сидор Задорович, хотя чувствую, что уже устал думать, хочу вам задать последний, на сегодня,  вопрос!

     - Задавайте, Игорёша!

     - А чем творческая изобретательность отличается от исполнительской изобретательности?

      - Прекрасный вопрос, Игорь Демидович, не мальчика, но мужа!  Жаль, что могу ответить на него только туманно!

     - Я достаточно крепкий человек, Сидор Задорович! Отвечайте, как есть!

     - Исполнительская изобретательность увязает в  настоящем, а опирается на прошлое. Творческая изобретательность устремлена в будущее!

     - Да, Сидор Задорович, легенда о ситуационниках и шушере, действительно, сложнее и белой, и черной магии, вместе взятых!

     - А я вас, Игорь Демидович, сразу об этом предупредил!

     Они тогда разошлись, довольные друг другом. Сидор Задорович Подлетаев было доволен тем, что  высказал всё, что у него в голове накипело о ситуационниках и шушере. А Игорь Демидович Наступальников был рад тому, что после разговора с Подлетаевым остался с живым мозгом в своей голове.

      Произойти данная история могла только во времена до появления искусственного интеллекта. Сейчас, когда такой интеллект появился, истории, аналогичные данной, рассмотренной здесь, случиться уже не могут!..

    

         
   

 
   

   
 


Рецензии