Таруса. Часть 3
В 1848 году накануне французской революции, примерно в ста километрах от Парижа, в маленькой деревушке Барбизон, находящейся в лесу Фонтенбло, поселился художник Пьер-Этьен-Теодор Руссо. Здесь он создал свои главные картины, сюда к нему приезжали друзья художники и постепенно образовался кружок, получивший в истории живописи название "Барбизонская школа.
Осенью 1887 года живописные берега Оки около Тарусы привлекли внимание проплывавшего на пароходе русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Открывающие глазам пейзажи, их красота, настолько ему запали в душу, что он твердо решил осуществить свою давнюю мечту о собственном доме на природе.
«Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть и сбудутся…» писал он в письме своей жене.
В 1889 году Поленов со своим любимым учеником Константином Алексеевичем Коровиным, снова побывал на берегах Оки, они проплыли от Калуги до Тарусы и побывали в деревне Бехово, где продавалось полузаброшенное имение помещицы Саблуковой. В начале 1890 года покупка состоялась и весной Поленовы переехали во временно поставленный двухэтажный бревенчатый флигель.
Это было временное жилище, поселившись там Поленов начал искать место для строительства дома своей мечты. Местом для новой усадьбы был выбран песчаный бугор, Борок, пустырь, покрытый зарастающим паром бывшего ржаного поля. Поленов выменял его у крестьян села Бехово, за одну десятину бугра давая двойное количество пахотной саблуковской земли.
Открытый склон Борка выходил на юг и запад, с севера его защищали березовая роща и смешанные поросли орешника, липы, дуба, осины. Пологий спуск в тени этой чащи приводил к песчаной отмели беховского речного переката. С востока, удаляясь от реки по оврагам и ее мелким притокам, тянулся старый Деляновский лес. С южной и западной стороны бугра открывался вид на долину реки, на озера старого русла, заливные луга, речку Скнижку с заводью Кривушей, на глушняки прибрежных зарослей, обвитые хмелем и куманикой.
Влево, за сосновым бором, вид замыкали лесные пространства, справа — речные крутые берега, изрытые каменоломнями; за лугами — уездный город Таруса, расположенный на северном склоне высокого берега Оки. На западе, за рекой, высились старые ели петровского парка бывшего нарышкинского поместья — Игнатского, белела церковь большого села Кузьмищева; дальше к северу, за лесами и перелесками, чуть виднелись очертания Очковых гор.
Вот с этих самых пор и начался культурный расцвет Тарусы. В новую усадьбу Поленовых стали приезжать художники, писатели, поэты, композиторы. Они "проложили дорожки свои вдоль и поперек и еще по диагонали, так густо, что простой ноге, без трепета - Чтобы великий след не затоптать, - и ступить негде. Плотно исхожена Таруса и её окрестности великими, воздух над ней особый стоит: вдыхаешь - воздух, как воздух, а выдыхаешь строфы, рассказы, поэмы", - писал поэт Николай Панченко в своей книге "Частный опыт истории".
Поленов радовался, когда мог угостить друзей «кислородом» своего Борка. «Приезжайте к нам подышать озоном, которого как раз так много от тающего снега, — писал он своему заболевшему ученику Левитану. — От этой ужасной болезни главные медикаменты — это чистый воздух, холодная вода, лопата и топор». «Очень буду рад видеть тебя и милого Егише у нас в природе и кислороде», — писал он сестре, уговаривая ее привезти с собой его младшего ученика Егише Мартиросовича Татевосяна (1870—1936), впоследствии заслуженного деятеля искусств Армении.
Еще в 1892 г. Поленов вместе с женой и сестрой приступил к организации у себя в усадьбе музея, куда вошли все художественные и научные коллекции, собранные, как он говорил, «четырьмя поколениями Поленовых». Дом-музей скоро стал художественным центром, куда стали собираться художники, писатели, музыканты, проводившие свой отпуск в городе Тарусе и его окрестностях. После Октябрьской революции двери дома-музея были широко открыты для народа. Любимым делом семидесятитрехлетнего Поленова было показывать свой музей. Он радовался, видя, как со всех сторон, из ближних и дальних деревень, домов отдыха, санаториев и школ, с ранней весны до глубокой осени, в музей шли посетители.
В 1939 г. семья художника В. Д. Поленова передала все ценности музея в дар советскому народу. С тех пор это Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова.
Советское правительство предоставило семье Поленовых право пожизненного пользования усадьбой Борок (Поленово). Научным сотрудником в музее до самой смерти в 1973 году, работала дочь Поленова - Ольга Васильевна. Нижний этаж в доме-музее сохранился в том же виде, как и при жизни художника. Картинная галерея второго этажа организована после смерти Поленова. В ней имеется портрет деда (по матери) художника В. Д. Поленова - генерал-майора А. В. Воейкова (1778 - 1825 гг.). Воейков был другом М. М. Сперанского, после ссылки которого попал в опалу. Он участвовал в Бородинской битве и во всех больших сражениях с французами вплоть до взятия Парижа.
Летом 1915 года в Тарусе в перестроенном бывшем соляном амбаре (ул. Каляева, 3), Поленов торжественно открыл Народный дом, обустроенный на деньги Поленовых и их близких родственников Вульфов. Василий Дмитриевич был не только великим художником, но и композитором и Народный дом был открыт постановкой его оперы "Призраки Эллады".
В. Д. Поленов умер в 1927 г. Согласно его желанию, он и его жена были похоронены вблизи церкви села Бехова, на высоком берегу реки Оки, где много раз он писал свои любимые мотивы «Золотой осени», «Первых заморозков», «Раннего снега».
Написав однажды свое «Художественное завещание» (май 1906 года), он закончил его словами: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, — это есть отдых, покой небытия, а бытие его остается и переходит в то, что он сотворил».
На могиле Поленова лежит большой простой камень. Такова была воля художника. Около могилы стоит дубовый в древнерусском стиле крест. На нем надпись стилизованной вязью: «Василий Дмитриевич и Наталия Васильевна Поленовы. Род. 20 мая 1844 г., сконч. 18 июля 1927 г.; род. 10 августа 1858 г., сконч. 30 декабря 1931 г.»
Художественным оформлением спектаклей в Народном доме занимался еще один известный художник, основоположник анималистического жанра в русском и советском искусстве, Василий Алексеевич Ватагин.
Именно с с легкой руки Ватагина и Поленова, Тарусу и её окрестности прозвали "Русским Барбизоном".
Продолжение здесь:http://proza.ru/2024/09/02/796
P/S В фотоколлаже слева направо: 1.В.Д Поленов 2.Поленов с женой в лодке на Оке. 3.Поленов с женой на ярмарке в Тарусе. 4.Картина Поленова «Вид на Оку из старого Бехова»
Свидетельство о публикации №224090101743
Берегите эту землю
Мост Будущее 01.01.2025 17:34 Заявить о нарушении