Помощь и сострадание

Реальность такова, что люди в своём большинстве не хотят знать о трудностях и бедах других. И это нормально, потому что все люди склонны воспринимать чужую боль, как свою собственную и страдать от этого также, как по-настоящему. Поэтому многие предпочитают меньше знать о боли и проблемах других. Хватает и своих проблем. Кому захочется всё время страдать, как от своих бед, так и от бед чужих людей? Это излишне, и вредит больше, чем приносит пользы.

Нескончаемые страдания приводят к угнетённому состоянию, депрессии и могут даже в качестве защитной реакции сделать человека равнодушным к своей или чужой боли, чтобы сохранить психику, а если это не поможет, то всё может быть ещё хуже и привести к обратной реакции, к радости от чужой боли, что практически является началом полного разрушения личности.  Защититься от этого можно только усилием воли и мудростью, которая не позволяет человеку  выгорать изнутри и одновременно не даёт забывать о текущих  проблемах и бедах, как своих, так и чужих.

Более того, постоянное переживание о чужих бедах притупляет боль от собственных бед и отвлекает от своих проблем, которые каждый обязан решать сам, чтобы не навредить своим близким и самому себе. Однозначно, что чужая боль не должна восприниматься как личная, это опасно для жизни и здоровья. К тому же существует угроза обмана, когда другие просто давят на жалость, чтобы вытянуть из человека побольше средств и сил. Это всегда ранит сердце, приводит к сильному потрясению и разочарованию во всех людях, что может даже убить наивную душу или вынудить её закрыться в себе навсегда.

Безусловно, милосердие и сострадание к чужим это важная  часть духовной внутренней жизни каждого человека разумного, но это и самая хрупкая часть души. Поэтому прежде, чем начать испытывать к кому либо из чужих (малознакомых или незнакомых) людей чувство сострадания, нужно вначале «выслушать всю  историю», то есть изучить суть проблемы. Ведь многие лукавят, когда просят о сострадании и помощи, иногда это им нужно  только, чтобы привлечь внимание и поиметь выгоду.

Попрошайничество не является благодетелью, и об этом надо помнить, как и о том, что никакая милость не поможет тому, кто не способен к благодарности. Неужели нужно оставаться равнодушным к бедам другим, чтобы сохранить свою душу? Отчасти так. Мудрость беспристрастна, а сострадание это прежде всего чувство, а все чувства должны быть мотивированы моралью, законом справедливости и реальными возможностями.  Иначе не избежать беды. Глупый человек готов помогать всем без разбора, да ещё мотивирует это или верой в Бога, или своей добротой. Но это совершенно не так.

Желание помогать всем и всегда, отдавая последнее, а иногда, даже за чужой счёт,  это путь саморазрушения, а не доброта. Помогать нужно прежде всего в меру своих возможностей и вначале ближним, а только потом чужим, если позволяют средства и время, если нет моральных противоречий с теми, кому собираешься помогать и нет обмана, а главное, если нет  цели удовлетворить собственное тщеславие. Не зря сказано в Священном Писании, что помогать чужим нужно так, чтоб левая рука не знала, что делает правая, то есть чтобы никто не догадался. А такой вид помощи обычно не приносит большого  удовлетворения, поэтому многие любят хвалиться своей помощью, а это уже показное сострадание, а значит, противное Богу, если говорить с точки зрения христианской веры по Писанию.

Сострадание это добровольное принятие на себя не только боли другого человека, но и его внутренних ценностей и это может стать опасным для души. Так, давая «милостыню» алкашу на бутылку, завтра можно самому погрязнуть в этой пагубной зависимости или не заметить, как в семье эта страсть завладеет кем-то  из близких.  А всё потому, что сострадать тому, кто просит для удовлетворения своих пагубных страстей, это «оплачивать» эти страсти, а значит, стать их участником, а это уже серьёзно, и последствия будут негативные, потому как добром тут и не пахнет. Поэтому очень важно кому подаёшь и на что.

Но как же наш Учитель Христос, Который помогал всем? Во-первых, не всем и не всегда; во-вторых, у Него и возможности были безграничные, в отличие от нас; а в-третьих, у Него и миссия была на то и мудрость, чтобы просвещать всех. Кстати, нужно помнить, что именно Его устами сказано о том, что  перед свиньями бисер не мечут и не кидают святыни псам (с). Священное Писание предупреждает, чтобы не общались с теми, кто не разделяет  единых моральных принципов и даже вещей у них не брали, и «прах с ног»...

Увы, но сострадание к лукавому и злобному человеку может принести не мало бед и погубить. Реально сопереживать врагу опасно, а не полезно. Но как же любовь к врагам? Любовь к врагам это добросовестное справедливое отношение к ним без излишней ненависти и презрения. К врагам нужно относиться внимательно, нельзя их недооценивать, как и нельзя доверять врагам и принимать как друзей. Это вверх глупости и самоуверенности. Христос не дружил с сатаной и не доверял фарисеям, книжникам и другим людям, которые замышляли убить Его.

Нужно всегда внимательно разбираться в каждом случае милосердия, или же действительно, так жертвовать, чтобы никто не догадался, даже близкие. Но много ли таковых? Ещё меньше возможностей помогать всем подряд. Кроме того есть и те, кому человек должен помогать по закону справедливости, даже если не очень и хочет. Его обязывает к этому как совесть, так и закон. Это члены семьи, родители, дети, престарелые родственники.

К сожалению, а может и к счастью, всем помочь невозможно. Но помогать нужно, это потребность человеческой души. Этой потребности: оказывать жизненную помощь, тоже нужно учиться, как и любой другой. Желательно помогать тем, кому действительно необходима твоя помощь. Ведь ничего не остаётся без ответа. Безвозмездный дар обязывает и делает должником больше любого приговора и больше всякой сделки, и с этой точки зрения, покупать и продавать намного спокойнее, чем дарить. Дар обязывает практически навечно, а сделка заканчивается с момента обмена товаров (услуг) и денег. Видимо, потому Бог и запрещает брать бесплатно у тех, кто чужд по духу, чтобы не стать их вечными должниками. А вот, брать у близких по духу, это стать ещё ближе и родней.

Конечно, лучше всегда вначале думать и не торопиться со своей помощью или состраданием ко всем без разбора, чтобы не взрастить паразита и не пригреть змею на шее, которая потом задушит. Ну, а если очень хочется скорее помогать, то, как сказано, пусть твоя левая рука, не знает, что делает правая. Хотя, Бог всё знает, и награда не оставит того, кто отдаёт, впрочем, также и долг не будет снят с того, кто берёт безвозмездную помощь. Заплатить всё равно придётся, а вот, когда и чем, может стать непосильной неожиданностью и погубить должника. Так что прежде, чем брать что-то, нужно думать, чем отдавать придётся. И горе человеку, если он думает, что никому не должен.   

И напоследок, немного закономерностей. Нельзя сострадать другому так, чтобы расстраиваться больше, чем за близких, тогда беды не миновать, потому что психика может разрушиться, а сердце не выдержать. Так и нельзя завидовать чужому благополучию, тогда и все несчастья другого человека также притянутся и добавятся к завистнику. И все потому, что принимая что-то одно близко к сердцу, человек невольно провоцирует и всё остальное, как закономерное следствие. Не зря сказано, что у каждого «свой крест». Каждому дано по мере его сил, поэтому брать на себя чужую ношу опасно, как и отказываться от своей. Для этого и нужно учиться дружить с мудростью, чтобы не перебрать лишнего и не лишиться  необходимого.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.