Пушкин и экзистенциальный кризис 2

На эту миниатюру меня толкнула статья об эгогенезе «Часть 6. Экзистенциальный генезис»  Юрок Ленки в сборнике Теория этногенеза (хотя о Пушкине и 8 экзистенциях мы с фра АИЯ уже толковали)
 
И.З. Сурат писала об экзистенциональном 1835 годе А.С. Пушкина

Поэт, издатель, придворный  и муж-кокю  исчерпал энергию Я и преодолел в 1837-ом сопротивление инстинкта жизни

В 1843-ем датчанин Серен Кьеркегор (ровесник Дантеса и Натали) опубликовал трактат «Страх и трепет» (Frygt og B;ven), затем в 1845 «Стадии жизненного пути» (Stadier paa Livets Vei), а в 1849 — «Болезнь к смерти» (Sygdommen til D;den) и стал основоположником экзистенциальной мысли
Кьеркегором было найдено слово, которое стало наименованием такой философии: слово «экзистенциальный», «экзистирующий». Слова, которые стали впоследствии наименованием такой философии: «экзистенциальный», «экзистирующий», «экзистенциально». Он не говорит, конечно, ни о каком экзистенциализме, у Кьеркегора нет термина «экзистенциализм». Он говорит, к примеру, об экзистирующем мыслителе и о необходимости мыслить экзистенциально.
Параллельно понятию «экзистирующий», «экзистенциальный» и «экзистенция» Кьеркегор разрабатывает понятие, которое по-датски указывает на существование. По-датски «существование» — tilv;relse. При этом Кьеркегору важна семантика этого слова. Atv;re — «быть». Atv;retil — это «присутствовать».
 
(см. https://magisteria.ru = Курс: "Пути экзистенциальной мысли от Кьеркегора до Сартра" Лекция: "Сёрен Кьеркегор – основоположник экзистенциальной мысли")
Идеи СК стали развиваться и превращаться в философию экзистенциионализма

В 1927 г (через 90 лет после ухода Пушкина) Хайдеггер М.  смастерил «Время и бытие»

В 1943 г Сартр Ж.П. выдал книгу «Бытие и ничто», которая отправляет нас на поиск Бытия и приводит с итоге к Ничто

«… Темой, которая осуществляет единство всех выборов возможного, является ценность, или идеальное бытие ens causa sui. Что станет со свободой, если она обратится к этой ценности? Не увлечет ли ее эта ценность за собой самим своим обращением к в-себе-для-себя? Не будет ли свобода захвачена сзади этой ценностью, которую она хочет созерцать? Или из того факта, что свобода себя понимает в качестве свободы, может ли она положить конец господству ценности? В особенности, возможно ли, чтобы свобода принимала себя за ценность в качестве источника всякой ценности, или она необходимо должна определяться по отношению к трансцендентной ценности, которую она преследует?».

Последняя фраза  Сартра такова:
«Идея Бога противоречива, и мы теряем себя напрасно: человек оказывается тщетной страстью».
То есть, не надо пытаться стать богом.
Чел освобождается от морали и религии

Пушкин не дожил физически до этих громил экзистенций, Я и Бытия. Ему этого и не надо было – он ведь Пророк, все знающий как Наше Всё про Рок, он Провидец  и наш экзистенционалист не теоретический, а  практический: согласился на вызов двух Геккернов и подставился под пулю, дав право первого выстрела противному ему противнику

***
Бонус
Сартр забавно о женщинах:
«… Женщина чувствует свое положение как призыв и именно потому, что она "продырявлена"».
«Вне всякого сомнения, женский половой орган является ртом, и ртом прожорливым, который глотает пенис, что хорошо может подвести к идее кастрации; любовный акт является кастрацией мужчины; но прежде всего женский половой орган является дырой».

Черной?


Рецензии