Тот самый спектакль... Мастер и Маргарита
Жизнеописание постановки "Мастер и Маргарита" С.Алдонина, Музей-Театр "Булгаковский дом"
Заметка
"Тот самый спектакль"
Тот самый спектакль с Екатериной Волковой в День исполнения желаний!
Последний день лета, и во дворе Музея-Театра "Булгаковский дом" во всю шло действие - со сцены Остап Бендер явился в своём живом воплощении, и тут же - Фагот - и состоялся их фантастический диалог... И затем - феерия музыки... Хор исполнял трогательные песни любви двух людей среди города звёзд на музыку Джастина Гурвица... И сами звёзды-желания после песни о счастье превратились в зажжёные свечи, а затем словами самого творца живого произведения - сколько "блёсток было рассыпано"! - в воздух словно взметнулись и были подхвачены ветром последнего дня лета мечты многих людей, чтобы сбыться... И вот уже действие с музыкой перенеслось в сам спектакль...
Цвет и звук Романа
Это продолжение жизнеописания постановки "Мастер и Маргарита" в необычный день, День исполнения желаний, ежегодную традицию Музея-Театра "Булгаковсий дом", и в данной заметке запечатлены всё новые грани произведения, и сегодня это цвет цветов Маргариты...
Жёлтый цвет нелюбимых Маргаритой цветов, помогших найти любимого, Мастера, и этим цветом окрашено живое произведение театрального искусства: жёлтый свет свеч, фонариков, да и самих цветов - гамма солнечного уходящего лета, окрасившая историю Мастера и Маргариты.
И живопись картины не только в цвете. Звук - та самая кисть, которая пишет роман Михаила Афанасьевича, и действие, которое пишет произведение театрального искусства. Роман "Мастер и Маргарита" звучит: обратили ли вы внимание на звукопись, созданную писателем - как часто все судьбоносные события, в особенности, в самом "театральном романе", а не только в "Мастере и Маргарите", сопровождаются раскатами грома - и в постановке этот рок-рокот звучит вместе со звуками ливня и текущей воды - все силы, воздуха, огня, воды и земли живут в спектакле. И границ для звука нет - не только музыка, песня и речь, но и все звуки окружающего мира, неживой и живой природы, как те же крики птиц и зверей - "бальных ухищрений" Бегемота.
Речь всё более начинает звучать единым текстом, единым разговором: знание мыслей собеседников и их озвучивание Воландом, повторяемые Маргаритой слова звучащей речи Понтия Пилата, одновременные и связанные монологи Ивана Бездомного и поэта Рюхина, или разговор в унисон Фагота и посетившего квартиру номер 50 Босого. А сколько в самой речи мелодики - и роман говорит, говорит на разных языках, с разными акцентами, и на одном языке, знакомом и понятном всем. И мелодия романа из речи переходит в песни и напевы, и в голос трогающего душу пианино, а затем все звуки объединяются в хоре, поющем историю жизни Мастера и Маргариты, и звук вырывается за пределы, соединяя театральное произведение и жизнь, как и в антракте звуки романа звучат в опере, блестящих дуэтах-состязаниях и соло.
И, конечно же, само слово. Как играют одни и те же фразы в разных диалогах, как меняется смысл: например, повторение Иваном слов Иешуа о том, что смерти нет, и тут же слова Левия Матвея, озвученные через Маргариту, "смерти нет", - надежда на жизнь и, наоборот, пожелание освобождения от мук. А как смысл слова романа может раскрыться в действии в живом произведении: обратите внимание, что во время разговора с Берлиозом Воланд преимущественно смотрит именно на Ивана, словно стремясь обратить ум поэта к правде, и эта судьбоносная встреча и мгновения разговора изменили всю жизнь.
За звуком - действие. Не только "единый текст", но и само действие актёров, извечно соединяемое в живом произведении, ещё больше сплетается: дублирование действий друг друга словно расставляет ударения и живо обращает внимание зрителей на эти акценты. И невозможного будто действительно мало - и действие перепрыгивает через голову. Так, к примеру, виртуозности всех воплощений Коровьева нет пределов: мистический рыцарь на этот раз воплощает меж-и-сверх возможности духа: смена поз и действий до танцевальных па и одновременно гипнотически-магнетический разговор с Босым. Или грация и пластика Маргариты, когда её движения переходят от стремительных к лёгкому повороту головы и движениям выточенного в действительности из памяти Мастера силуэта его возлюбленной.
И в завершении находкой в финальной сцене стало применение света фонарика, которым во тьме Маргарита рисовала вдали вечный дом Мастера, и именно Екатерина Волкова по-настоящему переживает, проживает смысл и воплощает его в действии, и глаза - зеркало души - выражают это чувство, или мерное будто отсчёт времени высвечивание лица Воланда, присутствовавшего в сцене прощания Мастера и Ивана, - и традиционное завершение спектакля полётом этого света-душ приобретает новые оттенки. И вновь это работа со зрительским сознанием, например, освещение светом будущего Мастера, и воображение зрителя живо увлекается в эту даль, являемую словом, светом и действием, оставляя этот самый свет на память уходящим после спектакля зрителям...
И пусть сбываются не только желания, но и мечты, и счастье звучит и живёт словом вечной любви, запечатлённой в бессмертной рукописи и оживлённой в произведении театрального искусства...
2024, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства
Свидетельство о публикации №224090100040