От миллениума до пандемии

В издательстве «ИД РиС» вышла моя книга «От миллениума до пандемии — радость встреч и горечь потерь». М.: ИД РиС, 2024. Она, как и три мои другие книги, была представлена на Московской книжной выставке, которая открылась 4 сентября 2024 года. Как следует из её названия, в ней я описываю события, произошедшие со мной и в стране в период с 2000 до 2020 года. Бумажную и электронную версии можно найти в магазине сайта издательства Litname: https://litname.ru/avt_84890076&kng-4578, электронную версию — на Литрес.

Здесь я привожу три рецензии на книгу от редактора, писателя и критика, опубликованные в разных изданиях. Они воспроизводят её содержание.

Рецензия на книгу Аллы Д. Валько «От миллениума до пандемии. Радость встреч и горечь утрат» от редактора издательства «Четыре».
 
            БЫЛЬ, НЕ ПОРОСШАЯ БЫЛЬЁМ | NEOКультура (neoculture.ru)
               
                И из собственной судьбы
                Я выдёргивал по нитке.               
                Б. Ш. Окуджава
               
Короток наш двадцать первый век. Насыщенный, но не насытившийся, летящий, но не
лёгкий, он сжат до размеров Вселенной в момент Большого Взрыва – то, на что раньше требовались десятилетия (а еще раньше – и столетия), мелькает, как столбы за окном летящего поезда. Другие скорости (выдержали бы тормоза), другое время. Книга Аллы Валько как раз об этом, о том, насколько насыщенными и богатыми на события оказались для автора первые двадцать лет нового тысячелетия.
А всё от того, что сама рассказчица не сидела в это время сложа руки. «Ничто в жизни мне не давалось легко. Это всегда был напряжённый труд или упорная борьба». Эти же слова можно сказать и о некоторых её героях – «Бывает ведь, что человек чувствует родственную душу... нечто такое, что делает нас родными и близкими».

А вот текст получился как раз удивительно лёгким и читабельным. Автор рассказывает свои истории живо, увлекательно, вызывая интерес у «достопочтенной публики». Вообще литературное произведение считается удачным, когда читатель или вспоминает свои события и переживания, аналогичные «книжным», либо «примеряет» последние на себя. Вот и здесь так получилось – можно никогда не учиться вождению и не побывать за границей (а уж тем более в других мирах), а читаешь и видишь – да это ж про меня, про нас! Рассказчице, далекой от медиа-, шоу-бизнеса и политики (тех сфер, участие в которых обычно приносит популярность мемуарной литературе), удалось заинтересовать, создать в своей книге особую атмосферность и притягательность. Но, как ни крути, лучше автора не скажешь: «Среди разных историй, о которых идёт речь в этой книге, есть иронические, которые, надеюсь, развеселят читателя, но есть и почти трагические, в которых я рассказываю о том, как трудно простому человеку бороться за свои права и отстаивать их». Так пишет в предисловии к своей книге сама Алла Валько. И действительно, сильный человек способен пережить любые невзгоды: и неприятных окружающих, от которых всё равно никуда не деться, и бытовые неурядицы, и болезни - эпидемии, и логику чиновников (похоже, это тоже заразно), и даже обещанный нам всем в 2012 году конец света. Главное – сохранить в себе бодрость духа, оптимизм и уверенность если не в завтрашнем дне (как говорили в веке прошлом), то в своих силах и
в своих близких. А насчёт завтрашнего дня, то есть будущего, – искренне завидую тем, кто ещё не читал книгу – у них всё ещё впереди!

                Юрий Иванов,
                редактор издательства «Четыре».


Рецензия издателя, писателя, публициста и общественного деятеля МАКСИМА БУРДИНА, опубликованная в «Литературной России»:
Рубрика в газете: Коллекция ИД Максима Бурдина: Выдающиеся писатели России и русского зарубежья, № 2024 / 32, 23.08.2024, Алла ВАЛЬКО «От миллениума до пандемии – радость встреч и горечь утрат».
 
В какой период жизни человек достигает своего расцвета? Одни скажут – в юности, другие – в зрелости, а у кого-то самая интересная и насыщенная пора наступает с выходом на пенсию. Талантливый прозаик, член Российского союза писателей Алла Валько как раз относится к тем неутомимым исследователям жизни, в судьбе которых периоды наивысшего внутреннего подъёма случались не единожды. В прошлом инженер, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Алла Дмитриевна долгие годы всецело отдавалась основной профессии, реализуя свой богатый личностный потенциал в сфере науки, однако после выхода на заслуженный отдых у нее наступил принципиально новый, наполненный увлечениями и творчеством период.

С 2011 года, когда автор впервые взялась за перо, и к настоящему моменту она успела полностью реализоваться в новой ипостаси писателя, заслужив высоким качеством своих художественных и публицистических произведений престижные литературные награды, а также выпустив в свет пять собственных книг («39 лет в почтовых ящиках», «Америка моими глазами», «Об Украине с открытым сердцем», «Калейдоскоп чувств и событий в жизни Аси и ее подруг», «Преподаватели и студенты класса английского как второго языка в Калифорнии») и многочисленные публикации в коллективных журналах и альманахах национального и международного уровня – в частности, с переводом на английский язык для зарубежной читательской аудитории.

Следуя основному тренду сегодняшнего дня при создании литературных произведений опираться на реальные события и неподдельную окружающую действительность, Алла Валько в свою малую прозу вкладывает много личного, нередко соединяя образ лирической героини с образом автора и беря за основу сюжета собственные воспоминания и примечательные случаи, приключившиеся с ней на самом деле.
В основу нового сборника рассказов Аллы Валько «От миллениума до пандемии – радость встреч и горечь утрат» легли автобиографические зарисовки, относящиеся к первой четверти XXI века – от первых «нулевых» с их новым, отличным от 1990-х, укладом жизни и заканчивая сюрреалистическими годами пандемии, когда мир вокруг изменился до неузнаваемости.

Рассказывая истории из своей жизни, автор фоном рисует портрет эпохи, где, с одной стороны, человек даже в пожилом возрасте может найти массу занятий по душе, но с другой – зачастую оказывается беззащитным перед бездушной государственной машиной, которая не желает ни в чем помогать простому обывателю, а лишь обирает его до нитки. «Среди разных историй, о которых идет речь в этой книге, есть иронические, которые, надеюсь, развеселят читателя, но есть и почти трагические, в которых я рассказываю о том, как трудно простому человеку бороться за свои права и отстаивать их», – поясняет автор в предисловии.

Особое внимание Алла Валько уделяет проблемам ЖКХ, рассказывая, как сама пережила реновацию с переселением из аварийной пятиэтажки в новостройку, неподготовленную для принятия жильцов: «Началась наша жизнь в новом доме, в котором не было горячей воды и других элементарных удобств. Обои в квартире во многих местах вздулись пузырями, стыки плинтусов топорщились острыми углами, в одном месте из стены сантиметрах в тридцати от пола торчал штырь».
Сама за себя говорит также история о том, как во время карантина московская налоговая служба пыталась брать с её семьи налоги за прежнюю квартиру в снесённом доме, которая продолжала существовать только на бумаге.

Заставляя читателя улыбаться и грустить вместе с ней, Алла Валько, чья проза во многом публицистична и периодически приобретает характерные «репортажные» черты, напоминает нам о знаковых событиях недавнего прошлого, которые каждый переживал по-своему. Так, например, помимо коронавирусной «эпопеи» 2020-х, автор в ироническом рассказе «Лето на выживание, или Вентилятор» напоминает столичным жителям о кромешном лете 2010-го, когда Москва в буквальном смысле задыхалась от смога и с ума сводящей жары. А в художественном очерке «Эйфория первых дней пребывания в Москве» мы возвращаемся в возбуждённую атмосферу 2018 года, когда вся столица была охвачена ажиотажем проходившего в ней чемпионата мира по футболу, на который съехались гости со всех уголков земли.

Многоликий облик стремительно развивающейся Златоглавой занимает в книге одарённого прозаика ключевую роль. Родной мегаполис фактически выступает в качестве отдельного полноценного персонажа. Особенность авторского взгляда заключается в том, что это наблюдения человека, который живёт сразу на два континента – в России и в США, и потому «незамыленным глазом», во время периодических визитов из заграницы, способен оценивать видимые изменения, происходящие во внешней атрибутике и образе жизни Москвы, со всеми их плюсами и минусами. «Мне понравились ставшие просторными, без многочисленных торговых палаток улицы города, с широкими тротуарами, высаженными на них деревьями, табло, извещающими пассажиров о времени прибытия транспорта. Прогуливаясь по старому Арбату, я с удовлетворением отметила, что на улице снова появились художники, и с интересом наблюдала за их работой. А какой красивый многоэтажный дом с цветником и цветущим кустарником я увидела недалеко от станции метро «Крылатское»!» – делится автор впечатлениями от своего двухмесячного приезда домой в 2018 году.

Немалый интерес в книге представляет, среди прочего, рассказ автора о встрече с известным российским писателем Виктором Ерофеевым, с которым Аллу Дмитриевну объединило… ограбление. Или, вернее, похожий горький опыт, нажитый по вине мошенников и грабителей. Читая о злоключениях творческих интеллигентов, решившихся поделиться на семинаре мэтра своими несчастливыми историями, лишний раз мысленно отдаёшь должное мастерству автора наполнять иронией даже самые неприятные бытовые эпизоды, вытесняя таким образом злость, досаду и разочарование светлой оптимистической улыбкой.

Впрочем, персонажам Аллы Дмитриевны вовсе не обязательно должны носить громкие фамилии, чтобы вызвать искренний интерес у читателя. Живо, по-доброму, с душевной теплотой она выводит портреты своих близких, друзей и знакомых, каждый из которых имеет собственный характер и индивидуальные отличительные особенности. Но самым увлекательным персонажем вне конкуренции остаётся, конечно, сама лирическая героиня, неотделимая от личности автора, которая поражает своей тягой к познанию нового, вне зависимости от количества прожитых лет. Она готова испытать себя, впервые сев за руль, и не слишком расстраивается, потерпев неудачу; осваивает принципиально новую для себя профессию, постигая в творческих коллективах тайны писательского мастерства; или вспоминает давно, казалось бы, позабытое увлечение шахматами, набираясь смелости для участия в межрайонном чемпионате. В красках рисуя перед нами образ любимого московского парка Фили, автор вспоминает:
«Летом я играла в парке в шахматы. В шахматном павильоне во второй половине дня собирались серьёзные игроки. Однако сражаться со мной им было сложно. Не зная теории шахматной игры, я, тем не менее, могла находить правильные решения, но очень долго думала над каждым ходом, выводя своих соперников из состояния равновесия. Один из очень сильных игроков Константин Петрович, хотя и называл меня ласково «дюймовочка», никогда со мной не играл».

Единый дух, объединяющий яркие, разноплановые рассказы и очерки новой книги Аллы Валько «От миллениума до пандемии – радость встреч и горечь утрат», можно охарактеризовать как неутомимую жажду жизни, непобедимую готовность противостоять любым препонам и в конце концов выходить победителем даже из самых сложных ситуаций благодаря смелости, решительности и упорству. Делясь с читателем своим жизненным опытом, Алла Валько одновременно заряжает нас собственной внутренней силой и энергией, пробуждая интерес к новым экспериментам и достижениям.

                Максим Бурдин,
                издатель, писатель, публицист,
                общественный деятель.



Рецензия критика ЭВЕЛИНЫ РАКИТСКОЙ "Радость встреч и горечь утрат. Новая книга Аллы Валько", опубликованная в издании "Изба-Читальня":


Писательница Алла Валько в своей новой книге "От Миллениума до Пандемии: Радость встреч и горечь утрат" делится насыщенной и яркой историей своей жизни, охватывающей два десятилетия — от миллениума до пандемии. Книга состоит из шести частей, каждая из которых представляет собой отдельный этап жизни автора, наполненный событиями, переживаниями и размышлениями.

Тематика книги разнообразна и многослойна, охватывает личные достижения и неудачи, бытовые проблемы, экстремальные ситуации и радости встреч с близкими. Здесь и рассказы о хобби и увлечениях автора, включая попытки освоения вождения, успехи в шахматах, занятия волейболом, и бытовые реалии - переезд в новый дом, сопряжённый с многочисленными трудностями, связанными с состоянием жилья и бюрократическими преградами, здесь и рассказы об экстремальных ситуациях – таких как аномально жаркое лето, ожидание "конца света" или трагические события в детском лагере в Болгарии. Писательница подробно описывает свои поездки в Москву в 2018 и 2019 годах, где она встречается с друзьями, наблюдает за изменениями в городе и сталкивается с бытовыми проблемами. Немало авторского внимания уделено жизни во время пандемии.

Алла Валько поднимает важные вопросы о значении личных связей и человеческой солидарности в трудные времена. Она показывает, как важно поддерживать дружеские и семейные отношения, даже находясь на расстоянии. Также автор акцентирует внимание на трудностях, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, и на необходимости бороться за свои права и улучшение условий жизни. Истории о преодолении трудностей и достижениях автора могут служить источником вдохновения для читателей. Автор убеждает: несмотря на жизненные препятствия, можно находить радость и смысл в каждом жнее жизни, продолжать идти вперёд и оставаться сильным.

Проза Аллы Валько – это прекрасный пример автобиографической прозы, отличающейся искренностью и теплотой. Автор умело сочетает иронические и почти трагические моменты, что делает повествование живым и динамичным. Язык книги простой и понятный, что позволяет легко воспринимать информацию и сопереживать автору. Валько удаётся передать атмосферу времени и места, создавая ощущение присутствия читателя рядом с ней. Личные рассказы способствуют развитию эмпатии и понимания. Читатели могут почувствовать связь с автором, узнавая о его радостях и трудностях, и таким образом лучше понимать свои собственные переживания и опыт других людей.

Среди главных достоинств прозы Аллы Валько можно отметить её искренность и эмоциональную насыщенность. Автор делится своими личными переживаниями и воспоминаниями, что делает книгу близкой и понятной для читателя. Также важным аспектом является внимание к деталям и способность автора передавать атмосферу времени и места. Обилие деталей в описаниях бытовых проблем и экстремальных ситуаций добавляет реалистичности и глубины повествованию, делая его более аутентичным.

В современном мире, где информация становится всё более фрагментированной и поверхностной, мемуары и автобиографические книги, такие как произведение Аллы Валько, играют важную роль.

Мемуары предлагают читателям возможность глубоко погрузиться в реальные истории, предоставляя личные и эмоциональные взгляды на события, которые могут быть знакомы или незнакомы. Они помогают понять, как крупные исторические и социальные изменения отражаются на жизни отдельных людей.

Мемуарная проза всегда фиксирует определённые моменты истории, которые могут быть забыты или упущены в официальных хрониках. Книга Аллы Валько, например, запечатлевает важные моменты жизни в Москве в начале XXI века, включая пандемию, и сохраняет их для будущих поколений. Мемуары помогают укрепить культурные связи, так как они часто содержат детали и описания, которые раскрывают особенности национальной и культурной идентичности. Читатели могут лучше понять и оценить культурные и социальные аспекты жизни в другой стране или регионе.

Алла Валько следует богатым традициям русской мемуаристики и автобиографической литературы, которые глубоко укоренены в российской литературной истории.

Традиция автобиографической искренности, характерная для произведений Льва Толстого и Максима Горького, видна в подходе Аллы Валько. Она открыто делится своими переживаниями, мыслями и чувствами, не скрывая личных трудностей и побед.

Подобно Александру Солженицыну Алла Валько вплетает личную историю в более широкий социально-исторический контекст. Это помогает читателям увидеть, как крупные события и изменения влияют на жизнь обычных людей.

Психологическая глубина и внимание к внутренним переживаниям персонажей, характерные для произведений Фёдора Достоевского, также находят отражение в мемуарах Валько. Она уделяет большое внимание своим внутренним эмоциям и размышлениям.

Внимание к деталям роднит прозу Аллы Валько с прозой Ивана Бунина - его реалистическими описаниями повседневной жизни, Алла Валько тщательно и подробно описывает свои повседневные занятия и взаимодействия с окружающими.

Как и многие русские писатели, Алла Валько включает в свои мемуары элементы философской рефлексии, размышляя о смысле жизни, человеческой природе и социальных проблемах. Это придаёт её книге глубину и заставляет читателя задуматься о важных вопросах.

Книга будет интересна широкому кругу читателей. Её оценят те, кто интересуется личными историями, автобиографиями, воспоминаниями. Людям, которые сталкивались с жизненными ситуациями, описанными в книге, будет интересно узнать, как автор справлялась с трудностями и находила радость в повседневной жизни. Также книга будет полезна тем, кто хочет понять, как изменялась жизнь в Москве на протяжении последних двух десятилетий.

Думаю, трудно переоценить значение таких книг, как мемуарная проза Аллы Валько, для современного читателя. В доверительной манере общения с читателем эта проза предлагают глубокие и искренние взгляды на жизнь, способствует эмпатии и пониманию, фиксирует историю и поддерживает людей в трудных ситуациях. Можно с уверенностью сказать, что Алла Валько продолжает важную культурную и литературную линию русской литературы.

Эвелина Ракитская, член Союза писателей Москвы и Международного Союза писателей. Иерусалим

Я выражаю глубокую благодарность моей дочери Юлии Валенской за дизайн передней и задней обложек, создание коллажей и полезные советы, данные мне при прочтении рукописи книги.


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.