Проекты строительства Новой Сибирской линии

В 1745 году, признавая недостатки ранее построенной линии, полковник Павлуцкий писал недавно назначенному на должность командира Степного корпуса генерал-майору Христиану Христиановичу Киндерману и предлагал рассмотреть проекты проведения новой линии:
«От Ишиму к Тоболу, рассмотря удобные места и угодья, вдобавок к прежде построенным крепостям и форпостам, ещё несколько, а в других местах между оными и редутов …построить надлежит небольшие деревянные крепосцы и форпосты, в которых были бы полигоны сажен по сорок, а редуты в  25 сажен палисадом, надолбами и рогатками укрепить… и рвы выкопать и по нескольку в них казарм сделать, и пушкам быть по две для лучшего от неприятеля охранения, также для сигналу для пребывающих не в дальности у работ для добычи лесов и в сенокосное время».
Вопросами проведения новой линии стали заниматься ещё в 40-х годах. По приказу оренбургского губернатора И.И.Неплюева прапорщик геодезии Куроедов в 1742 году изучал Тоболо-Ишимское междуречья, проехав от Тобола до Чернолуцкой слободы на Иртыше. В последующие годы этой работой были заняты капитан Новосёлов, тобольский дворянин Макшеев и геодезии поручик Шишков.
Рассматривались два основных проекта проведения новой линии. Первый, предложенный подполковником Кутузовым, предполагал построить новые форпосты от Утяцкого форпоста на Тоболе до Коркинского острога на Ишиме, и оттуда по прямой линии до Чернолуцкой слободы на Иртыше.
Согласно второму проекту премьер-майора Сташкеева линия проходила значительно южнее, вдоль Камышловских озер, нигде не примыкая к старым крепостям, остававшимся в глубоком тылу.
16 января 1746 года Неплюев, изучив проект Сташкеева, решает «провести линию от урочища Звериная Голова  к редуту при Камышинском озере, а от него через Ишим на редуты при Песчаном и Травяном озерах, и прямо на Омскую крепость». После учреждения новой линии необходимость в старых форпостах отпадала. В южные форпосты предполагалось вывести служилых людей со старой Ишимской линии – между Тоболом и Иртышем поставить старый Сибирский драгунский полк. А  гарнизоны форпостов  от Ишима до Иртыша сформировать из драгун Новоучреждённого полка.
 Около урочища Звериной Головы предполагалось построить крепость и два редута,  в  которые планировали перевести гарнизоны из крепостей Бакланской и Куртамышской. В последние намеревались поселить крестьян.
 Строить линию собирались по примеру Оренбургской, состоящей из крепостей и редутов, находившихся на расстоянии одного от другого  в сорок верст. Предложение Сташкеева и Кутузова соорудить межу ними земляной вал Неплюев отверг, из-за нехватки людей, которых нужно было 9900 человек.  Губернатор посчитал это предложение излишним и убыточным для казны. Крепости предлагалось строить без особых расходов.
При строительстве Оренбургской линии «из казны отпускались для церквей иконы, книги, сосуды, колокола и жалование священнослужителям.  Солдатам для обзаводства выдано было железо, топоры и косы, заработной же платы не было, вместо того они довольствовались остзейским жалованием».
В марте 1746 года, тщательно изучив ландкарты Сташкеева и Кутузова, Неплюев пришёл к выводу,  что обе нуждаются в уточнениях. На двух картах, представленных Сташкеевым, положение линии разнилось – одна линия была показана южнее другой. Карта Кутузова также вызывала вопросы, поэтому весною предполагалось провести новую экспедицию для составления новой карты.
Сибирский губернатор Сухарев получил Указ Сената от 15 мая 1746 года, в котором были даны указания для дальнейшей работы над проектировкой линии. В Санкт-Петербурге рассмотрели представленные генерал-майором Киндерманом проекты и согласились, что они весьма несовершенны.
«Генерал-майор Киндерман, находит линию назначенную подполковником Кутузовым от форпоста Утяцкого через Коркину слободу до Чернолуцкой неудобной, ибо многие угодья, сенокосья, хлебопахотные места, звериные и хмелевые промыслы будут находиться вне линии, при том же эта линия ведена криво.. Линия же Сташкеева ближе, угодья остаются внутри ея, на содержание ея потребно менее людей, места сухие».
Кутузов, проехавший по местам, отмеченным Сташкеевым, отметил в рапорте нехватку воды по всей линии.
Командующему линиями генералу Киндерману Сенат повелел весной  1746 –го года, "как в степи появится корм для лошадей", самому выехать с геодезистами и инженерами для разведки и установить "какой способнейший и ближайший той линии путь найти можно" и « мнение своё, где прямее и способнее можно провести линию и ландкарту, вновь сделанную, с назначением линии, прислать в Правительствующий Сенат». Сенат предлагал генералу "накрепко смотреть, чтоб настоящих сибирских нужных и угодных мест за линиею не осталось, напротив же того и внутрь киргизских земель не вдаваться, чтобы тем не подать им причины к претензии, а паче к возмущению".
Выполняя решение Сената, в дождливое «смочное» лето Христиан Христианович Киндерман проехал от Омской крепости на запад до урочища Звериная Голова на Тоболе, и  назначил по пути следования места для строительства крепостей, редутов и маяков. В его команде находился Андрей Селивёрстов, руководивший группой  картографов и топографов. Свои предложения Киндерман немедленно отправил в Сенат. Неплюев писал 3-го сентября: «Сего августа 26-го получил от господина генерал-маиора Киндермана план по его собственному осмотру назначенной новой Сибирской линии  и копии с представлений, каковы о той Новой линии в Сенат отправлены…Со своей стороны прибавить ничего не имею, с оным расположением согласуюсь». Неплюев сообщает, что после утвердительной резолюции Сената «построенные на Уйской линии крайние к Сибирским жилам две крепости Куртамышскую и Бакланскую испразднить, а вместо их вновь одну построить при урочище Звериной Головы, где обе линии, Уйская и новая Сибирская, також и форпосты, способно совокупятся».
Линия  через Коркину слободу "весьма кривовата, - писал Киндерман, - и многие рыбные, зверовые, пашенные земли, сенокосы останутся за линией". Линия же вдоль Камышловки будет прямее и "расстояние убудет". Севернее линии можно "крестьян селить, яко тут к хлебопашеству места удобные и всякими угодиями издоволены".
«Сенат мнением своим 1745 г. ноября 13-го…» распорядился «до предбудущего о том указу обождать»
Предложения генерала Киндермана после длительной задержки в правительственных инстанциях 25 февраля 1752 года были утверждены, и с 22 июня этого года началось строительство крепостей и редутов оборонительной линии, которая в отличие от Староишимской стала именоваться Новой линией.
Зауральский исследователь В.В.Литвинова считает, что вопросы военной колонизации на севере Курганского округа и Ялуторовского дистрикта в Тобольской губернии нашли своё отражение в проекте Иллариона Матвеевича. Кутузова (отца фельдмаршала М.И.Кутузова) по проведению передовой Ишимской линии (1749-1750 гг.). Под его руководством в 1743-1745 гг. проводились геодезические изыскания на предмет изменения старых границ Ишимской линии 1737 года. До 1752 строительство укреплений осуществлялось в соответствии с планом Кутузова.
Проект И.М. Кутузова предусматривал возведение земляной и сплошной инженерных линий: «…на той новой линии от Утяцкого форпоста даже до Иртыша… крепости строить земляные, а около ея ров, а позади ея рогатки», которые «разваливаться не допущать» и «на коште сибирского губернатора содержать одного кондуктора».
На территории Белозерского района Курганской области ручным способом были возведены «канавами шириной от 5 и до 10 м» долговременные фортификационные сооружения. По всему рву вдоль дороги, шедшей между укреплениями, вырезали сохами дёрн «самою прямою линией». Предполагалось вырезать дёрн и по краю непроходимых болот, а «потом с другой стороны вести таким же порядком». Рядом с селом Солтосарайским (в 1749 г. - слобода Солтосарайская) от «кордона Солтосарайского» до деревни Белый Яр пролегала «сухая канава шириной до 10 м» и длиной около 50 км.
По центру «канавы» располагались деревня Ордина и село Скаты (в 1749 г. с. Скатинское). Совершенно очевидно, что Солтосарайская, Ордина, Скатинское и Белый Яр появились примерно в 1744—1750 гг. при закладке оборонительного сооружения.



Из книги Виниченко С.От Тобола до Ишима.-Костанай.2024.


Рецензии