Вольная земля и наше земледелие. Глава VI

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

………………………………………………………………………………………
      
А. Дивильковский
      
ВОЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ И НАШЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Книгоиздательство Е. Д. Мягкова «КОЛОКОЛ»

С.–Петербург

1906

Типография товарищества «Общественная Польза»

Страниц всего: 56

   50
               
                VI. Социализм

   Конечно, не старинная вольная земля станет снова такой верной порукой. Правда, на вольной земле жилось людям счастливее, чем во времена свободы, когда кризисы свирепствуют, словно бури какие над человеческими головами. На вольной земле хозяйство земледельца было всем нужным ему, богато, как полная чаша, и какая бы не явилась нужда у хозяев, её сейчас же можно было исполнить – всё было под рукой, всё мог хозяин добыть без запрета; и это хозяйство было необычайно живуче, вроде, например, ящерицы, у которой хоть и оторвёшь хвост, он опять скоро отрастёт.

   Нынешнее же земледельческое хозяйство, в самых даже свободных и выгодных для земледелия странах, как Америка, существует только до поры до времени, пока не нагрянет и не сметёт его неудача. После же неудачи – хоть по миру побирайся. Вот отчего правильно всё-таки наши старики желают, чтобы и нам было такое же верное житьё, как на вольной земле в старину.

   Так как же теперь такое житьё устроить?
 
   Его устроить, конечно, гораздо трудней, чем в старину. Нелегко при нынешних машинах, заводах, при нынешних собственных имениях, где каждым хозяином сделано своё улучшение, нелегко всё это собрать, всех конкурентов так согласить между собою, чтобы они друг другу не мешали, а, напротив, помогали бы жить. Верно лишь одно; из нынешних денежных капиталистических тисков выбраться можно только общим согласием всех людей, только прекращением их конкуренции между собой, прекращением погони за своей денежной прибылью, в ущерб чужой прибыли. Только тогда, когда общее согласие, общий суд и совет установятся между людьми в их хозяйственных делах, точно так же, как они установили уже (за границей) свободу, совет и согласие в своих государственных делах, – только тогда и может выйти настоящий толк, только тогда

   51

и можно будет ожидать настоящего, верного, крепкого благополучия для всех.

   А такой новый, хороший порядок в хозяйственных делах настанет только тогда, когда незачем будет людям думать о своей корысти, не к чему будет собирать себе груды денег, то есть, когда деньги уже перестанут давать силу и власть одним людям над другими. Перестанут за деньги распоряжаться людьми тогда, когда трудовые люди станут работать не на капиталиста, а на весь народ, и каждый, значит, трудовой человек будет получать для себя обратно от всего народа всякие товары, какие ему потребны, чтобы всегда оставаться здоровым, сытым, сильным и довольным рабочим человеком, и чтобы не беспокоиться за своё семейство. Однако для этого вовсе надо отнять у капиталистов право нанимать на свою работу рабочих, то есть надо отобрать в собственность всего народа все фабрики, заводы, земли, леса, воды, железные дороги, словом всё, из чего только можно человеческим трудом добывать прибыль.

   Никому не будет тогда позволено добывать откуда бы ни было прибыль в свою лишь пользу, а вся прибыль будет идти в общую пользу всех – чтобы все имели, где работать, к чему приложить свои рабочие силы, и чтобы не у кого ни в чём не было нужды.

   А кто же тогда будет управлять работой на фабриках, заводах, железных дорогах, пароходах, копях, рудниках, в лесах, в полях и на лугах? Кто будет распоряжаться, если нигде не будет собственника-хозяина, который бы соблюдал свой кровный интерес? Кто будет распоряжаться? Да выборные распорядители от трудовых людей, с согласия всего народа, по общему совету, по общему суду и избранию. Ведь народу-то всему – тоже кровный интерес, чтобы дело шло во всех его хозяйствах только как можно лучше, а уж народ сумеет выбрать себе таких мирских артельных людей, которые будут изо всей силы стараться заслужить перед народом.

   Самые лучшие хозяева, самые понимающие люди, любящие и знающие своё дело пойдут на службу народа охотней, чем теперь идут на службу какого-нибудь купца или помещика. И во всём государстве тоже выборные люди будут иметь суждение, чего

   52

больше всего потребно трудовым людям в их жизни, и чего, значит, для них следует наибольше наготовить. И будут всего готовить как раз, сколько надо, никому не будет интересу стараться наготовить больше, чем следует – не будет и кризисов, никто не будет друг друга загонять конкуренцией, не к чему будет и морить кому бы то ни было трудовых людей на работе, потому что никто не будет иметь права присвоить себе прибыль от их труда. Люди будут работать только на общую пользу, и, значит, не будет разницы такой между людьми, как теперь. Не будет богатых и сильных, которые распоряжаются тысячами малоимущих слабых. У всякого человека будет поровну силы со всеми другими людьми, просто сказать, все будут одинаковые, трудовые люди, со всеми равные, одинаково свободные.

   И эта свобода будет верная, крепкая свобода, при которой человек будет себя так чувствовать, как рыба в воде.

   Этот превосходный будущий порядок называется  с о ц и а л и з м о м.

   Конечно, никто ещё его не видал, но уже много голов о нём думало, вот уже около ста лет.

   Оттого ему есть уже и название:  с о ц и а л и з м,  значит, товарищеский порядок, устройство всего хозяйства и всей работы в государстве по общему согласию, полюбовно, как в одной, большой семье. Сто лет уже мечтают люди о таком согласном хозяйничанье и дружеской работе, и сколько ни думать, всё явственней становится, что без такого порядка и не обойтись, да и к такому порядку всё больше идёт дело во всём свете, чем больше придумывают новых улучшений в хозяйстве и работе, чем больше раскладывает свои сети по всему свету капитал, чем больше богатств добывает он от земли.

   В самом деле, что дальше, то больше богатств становится на свете, и всё растут капиталы в руках капиталистов. Но большие капиталы ворочают всё большим множеством людей. Поэтому и кризисы или те поветрия, когда разоряются за раз тысячи хозяйств и без хлеба остаются тысячи рабочих, – и эти кризисы становятся всё огромней и ужасней. Каждый новый кризис всё сильнее разоряет народ. Можно видеть уже, что когда-нибудь пойдут такие

   53

ужасные и непоправимые кризисы, что во всех странах весь народ потеряет всякую надежду на поправку своих дел при таких порядках, и громко затребует себе новой свободы, новых прав – затребует себе в общую народную собственность все те заведения и всю ту землю, где он трудится, то есть весь народ потребует  с о ц и а л и з м а.  И то теперь за границей есть уже довольно много трудового народа, в разных странах, понимающего что только в этом социализме его окончательное спасение, и всюду, во всё мире оттого устроены социал-демократические партии (значит, советы рабочих между собой).

   Но ещё они не вошли в силу, ещё много остаётся народа, который не успел понять своего интереса, ещё многие на свете надеются на деньги, на большую поправку от капитала или хотя бы от труда на своей собственности. Только мы уже видели, что напрасны эти надежды. Поправляются одни лишь большие капиталисты, а больших капиталистов становится всё меньше, хотя каждый из них богатеет всё больше и больше.

   Понятно, что в те будущие, счастливые времена и у земледельцев не будет своих собственных мелких участков, да и зачем им они тогда бы понадобились? Говорилось уже, что мелкий земледелец никак не в состоянии на своей земле завести все улучшения, какие можно завести по нынешней земледельческой науке. Самые большие улучшения можно устроить только общими силами многих работников и притом на больших участках земли Так что при той, новой, настоящей или социалистической свободе, земледельцы будут хозяйничать сообща, большими экономиями, с той только разницей, что никто не будет их подгонять, и работать они будут с общего совета. Они будут работать, будто свои собственные ненаёмные батраки.

   Понятно, что тогда во всём-то государстве будет получаться гораздо больше богатства, чем теперь получают все капиталисты-помещики и все мелкие земледельцы вместе. Работа будет куда спорей, скорей и прибыльней, и работы каждому выйдет куда меньше. За свою же работу земледельцы станут получать необходимый для их хозяйства и

   54

для семейства товар из городов, от тамошних народных выборных. Весь порядок будет держаться не палкой, не пулей, а общим интересом всего народа.

    Это немного похоже на то, что было при вольной земле. Тогда тоже все были – равные между собой рабочие люди, управлялись выборными, хозяйничали с общего совета и не знали, что такое вековечная кабала и нехватка во всём. Но большая разница в том, что тогда, в старину, весь народ не был спаян в одно, словно крепкий камень, тем общим интересом, какой есть уже нынче и особенно выступит наружу при социализме. В старину далеко не было у каждого жителя такой крайней нужды во всяком другом жителе, как в наши времена.

   Оттого-то в наши времена настоящая свобода только и возможна, если весь народ между собой столкуется и согласится насчёт всего общего хозяйства. И даже так надо сказать, что социализм только тогда и может наступить, когда большая часть народов во всём свете поймут это дело и столкуются между собой. А раньше этого ничего не будет, потому что всегда будут до тех пор народы посильней и народы послабей (как, например, англичане и индийцы), и сильные будут тянуть прибыль из слабых, и, значит, сильные всё будут надеяться разбогатеть от слабых – хоть и напрасно (ведь богатеть будут одни капиталисты).

   Кроме того, чтобы какая-либо страна могла перейти к социализму, необходимо, чтобы в ней уже не было следов старинного хозяйничанья, необходимо ей сделаться такой страной, где бы все хозяева и все рабочие уже работали только на продажу, и в промыслах, и в земледелии; необходимо, чтобы всюду в такой стране хозяйство велось новейшими машинами, по новейшим хорошим способам. Такая страна, можно сказать, созрела для новой, социалистической свободы – для неё настаёт время жатвы.

   Но из сказанного сейчас видно, что не одна, а большая часть стран зараз должны достичь такой образованности – тогда только можно считать дело крепким. Однако ещё далеко не все страны дошли до этого, многие ещё только переходят к образованным порядкам, ещё многие не завели у себя и той перемены

   55

(реформы), той свободы, которой мы ожидаем сейчас у себя. Таковы, например, Китай, Турция, Персия. А страны эти огромные, много миллионов людей их населяют. Поэтому-то не так ещё скоро, надо думать блеснёт заря социализма над нашей землёй.

   Подумайте же, как сильно ошибаются те наши социалисты, которые считают возможным завести у нас, в России, сейчас же социалистические порядки (или что-нибудь вроде социалистических порядков) хоть и не во всё государстве сразу, а по крайности, в сельском хозяйстве. Они надеются сейчас всю ту землю, которая отойдёт от разных владельцев к трудовому народу, заодно с нынешней деревенской, крестьянской землёй, отдать народу в общую собственность всех земледельцев и в общее их управление; а затем, из них уже, с общего согласия, будет даваться каждому хозяину столько земли, сколько ему потребуется для обработки руками своего собственного семейства.

   Кто советует это, тот надеется, что такой способ будет получше собственных наделов, в полную собственность каждому хозяину, и что это поможет перейти потом к новому, общему, социалистическому хозяйствованию. Однако это ошибка.
   Как ни устраивай общее управление землёй, но ведь всякий земледелец в своём хозяйстве всё равно будет гнаться за своей корыстью, за денежной прибылью, а ведь прибыль бывает тем больше, чем больше её урезать у соседей. Что же, разве общее управление землёй удержит какого хозяина от корысти, то есть от ущерба соседям? Конечно, ничего не удержит.

   Напротив того, корысть всё больше будет разгораться, ловкие хозяева всё больше будут богатеть, а неловкие слабеть, и, в конце концов, выйдет надвое, или богатые возьмут силу и начнут сами управлять всей землёй, себе на пользу и на корысть, или бедные, выпахав свою землю, как в нынешнее время по деревням, будут требовать переделов да равнений – и тем будут вредить хозяевам, которые успели завести у себя на земле большие улучшения, бедным же эти равнения не будут на пользу, потому, что всё снова пойдёт описанным порядком. Нет, уж лучше собственные наделы, потому что здесь всякий, по крайности, знает

   56

своё место и свои права и не будет ждать себе отовсюду обиды. Равнение же и общее управление в наше время, в денежное, в корыстное время, нисколько не проторит дороги социализму, лишь повредит и той свободе, какая нам нужна, словно воздух. Названные ошибочные социалисты наши, на самом деле, не новое что-то придумали, а сами всё не могут позабыть старинной сказки про вольную землю. Только они эту сказку-то плохо уразумели. Вольная земля вовсе не состояла в равнениях и переделах, а в том она состояла, что у Бога земли было много. Но ведь это было, да прочь уплыло.

   Оттого-то сейчас по деревням и переделы, и равнения ещё существуют, что земли-то мало, теснота одолела. Эти переделы-то да равнения лучше всего и показывают, что старина нынче никуда не годна. Это вовсе – не социализм, не товарищеское хозяйство, а, наоборот, грызня и свара. Нет сейчас большего греха на Руси, как эти зависть да грызня между деревенскими соседями. От этого их только и могла бы вылечить настоящая, полная собственность каждого хозяина на его участок земли.

   Социалистическое же сельское хозяйство настанет только тогда, когда и всё во всей стране превратится в социалистический порядок. В первую голову, надо подрезать крылья капиталу, деньгам, корысти, наживе, конкуренции, а тогда уж говорить и о новом хозяйстве сообща в земледелии. Сперва промышленность, торговлю, банки, баржу надо привести в порядок, обратить в полезные для трудовых людей дела, а уж тогда за ними пойдёт и земледелие.

   Вот, когда это исполнится (а исполнится оно не вдруг), тогда наново можно будет сказать земледельцу: у нас верное благополучие, земля вольная. Только тогда земля будет вольною совсем по-иному, не по-старинному. И счастья-то на ней, пожалуй, будет гораздо больше, чем в старину.

   Вернее, будет крепче, гораздо богаче и образованней.

               
                А. Дивильковский**

                ………………………………………………………………………………………

Для цитирования:

                А. Дивильковский, ВОЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ И НАШЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, Книгоиздательство Е. Д. Мягкова «КОЛОКОЛ», С.–Пбг, 1906, Стр. 3–56   


               
                ПРИМЕЧАНИЯ СОСТАВИТЕЛЯ:


   В связи с публикацией этой брошюры Петроградским комитетом при Главном управлении МВД по делам печати было возбуждено судебное преследование против виновных в напечатании брошюры под заглавием «А. Дивильковский. Вольная земля и наше земледелие», т. е. против книгоиздательства «Колокол» и типографии «Общественная польза» (Большая Подъяческая, 39) в Санкт-Петербурге.

                (Дело № 148 в Российском Государственном Историческом Архиве, шифр: 776, Оп. 11).

   В ходе подавления революционных событий — в 1907 году они были вынуждены прекратить работу; к тому времени А. А. Дивильковский уже покинул через Финляндию территорию Российской Империи и продолжил свою революционную деятельность в эмиграции в Швейцарии и Франции.


      * Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.


   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – революционер, публицист, литературный критик, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. 18 марта 1908 года В. И. Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии