Ощущение Питера

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез».

Такие строчки пришли мне на ум, когда наш поезд Самара — Санкт-Петербург остановился в конечном пункте. Я, конечно, не так хорошо знаю этот город, как Осип Мандельштам, но приезжаю в него уже второй раз, а это для инвалида первый группы не так уж мало. Мы, в отличие от предыдущего раза, не взяли никаких экскурсионных туров, не хотелось себя вгонять в дисциплинарные рамки, решили просто побродить по городу и посетить те места, которые я за весну накопал в интернете. Еще в этот раз мы были без машины, поэтому я мог созерцать город сидя в коляске, как простой пешеход.

Меня Питер опять очаровал своими дворцами, скульптурами, фонтанами, своей плотной застройкой, тут можно гулять по крышам целыми кварталами не спускаясь на землю, и, действительно, один раз я увидел пеструю группу людей, которая перебиралась с одного ската крыши на другой.

Но такое великолепие только в центре города. Мы в этом убедились, когда поехали на мультимедийное шоу в культурный квартал Брусницын. За окнами автобуса, в который мы сели, дворцы со скульптурами на фасадах быстро сменились пятиэтажками с торчащими около окон антеннами, но постепенно они уступили место железным заборам и ржавым трубам.

Мы вышли на безлюдной остановке. Невдалеке находилась АЗС, дальше были видны какие-то уродливые кирпичные здания. Мои спутники начали недоуменно спрашивать: «Куда ты нас привел?», я с улыбкой заявил: «Еще немного - и вы увидите чудо», но навигатор показывал, что до чуда еще нужно идти два километра, и мы пошли. Заборы и здания начали приближаться, скоро мы зашагали между ними.

Я такое видел только на Ютубе, в видео про другие города и страны, когда ведущий из дорогих районов переносился в трущобы. Теперь вот в таком видео оказался я. Не хватало только железных бочек с горевшим в них разным хламом и БОМЖей возле них. Через некоторое время мы перешли дорогу и нырнули в арку.

Перед нами открылся Финский залив. Здесь стояли столики, работали кафешки, были открыты магазинчики, на противоположной стороне афиши приглашали людей на выставки и шоу. Это был культурный квартал Брусницын! Раньше тут располагалась пром.зона. В 1847-ом году Николай Брусницын купил участок и построил на нем кожевенную фабрику. В 1917-ом, естественно, она перешла государству, а в 90-ые по всей вероятности пришла в упадок. Я об этом периоде ничего не нашел. В 2000-ых этот участок принялись перестраивать под культурный центр, который в 22-ом принял первых посетителей. Конечно, место своеобразное, со своим колоритом. Мы попили чай с беляшами, дорого, и отправились на шоу.

Мы вошли в большой зал с расставленными на полу пуфами, на которых лежали люди, а на четырех стенах показывали фильм о том, какое значение имеют различные цвета и какое влияние оказывают на человека. Странное дело, когда диктор попросил зрителей найти в себе что-то светлое, что-то доброе, за что можно самого себя полюбить, в памяти моей всплывала одна только гадость, одни только черные грехи. Мне шоу не очень понравилось, я ждал что-то более грандиозное, но мама осталась довольна, сестра вообще уснула на пуфе. А вот второе шоу было действительно грандиозное, но прежде, чем я расскажу о нем, короткая предыстория.

В 90-ых годах на радио была замечательная детская редакция. Туда приходили разные ученые: историки, филологи, энтомологи и рассказывали о предметах своего изучения. Приходил туда и Николай Владимирович Момуна, он работал в Московском планетарии и потрясающе рассказывал о звездах и обо всем том, что с ними связано. Я даже записывал его передачи на кассеты и с тех пор хотел посмотреть, что это такое — планетарий. И когда мне стало известно, что в Питере он есть, естественно, я не смог пройти мимо такого факта.

Планетарий в Санкт-Петербурге находится так же не в центре, и, за исключением водного канала посреди дороги, окружающий пейзаж мало напоминает этот прекрасный город. Планетарий тоже неприметный, отдалённо напоминает водонапорную башню, образ тоже из далекого прошлого, но зато внутри нас ждала сказка!

Когда ты смотришь на ночное небо и видишь летящие на тебя звезды, создается такое ощущение, что это ты поднимаешься к ним - незабываемое чувство! Это похоже на 3д, только там предметы летят мимо тебя, за очки, а здесь прямо в тебя. Сеанс состоит из трех небольших фильмов: о возникновении Вселенной, о полете Бурана и об истории Санкт-Петербурга, но эти фильмы были так скомпонованы, что вышло одно часовое кино. Я получил огромное удовольствие. Так что советую: если вы будете в Питере - посетите планетарий, приобретете массу впечатлений, в особенности, это будет потрясающий подарок для детей.

На следующий день мы отправились в Петергоф, причем, мы туда поплыли на метеоре. Мое первое путешествие на таком плавательном средстве. Мне понравилось, в особенности, когда ты сидишь в первом классе, на мягком диванчике за столиком.

В Петергофе мы, к сожалению, не посетили ни Большой дворец, ни Монплезир, куда я хотел сходить, но зато погуляли по парку. Подстриженные кустарники, высокие деревья, статуи, фонтаны, водоемы, все это завораживало меня, я хотел бесконечно любоваться всей этой красотой или просто раствориться в ней. Чувство прекрасного проснулось во мне, я в полной мере понял, что это такое. Смотря на Морской канал, я представлял, как по нему плыл к своему дворцу Петр I, как по этим аллеям гуляли Екатерина Великая и Александр II, как здесь обдумывались государственные дела и решались сложные проблемы. И другое чувство - чувство патриотизма начало шевелиться в моей душе. Но в то же время я не мог не осознавать, что все это великолепие было заимствовано от запада, от Европы, возможно, из самого Версаля. А это значит, что мы по сути своей европейцы, что Европа для нас была и, надеюсь, будет учителем. И нынешняя ситуация мне напоминает подростка, который, чтобы заявить о своей независимости, начинает третировать родителей, однако физически и духовно связан с ними.

В Петропавловской крепости мы побывали в музее пыток. В нем были представлены преимущественно орудия инквизиции. Все, что я там увидел, меня не удивило, скорее, подавило. Я понял, какой бы силой воли и духа ни обладал человек, после таких станков он заговорит и скажет все, что было и чего не было. Да, человеческая фантазия беспредельна в изобретении методов причинения другим людям неимоверных страданий.

А вот тюрьма Трубецкого бастиона меня удивила, причем, приятно, своими одиночными камерами. Они довольно большие, где-то 6 на 6 метров, под потолком зарешеченное окно, в солнечный день здесь достаточно светло. Деревянный стол с керосиновой лампой, в одной стороне от двери - параша, в другой - умывальник. Кровать, правда, жестковата - испытал на собственной спине: вместо деревянного настила к раме приварены железные пластины. Коридор тоже широкий, четыре человека могут пройти свободно. Так что Ленину с товарищами ужасы Солженицына не снились.

Петербург еще славится белыми ночами. Многие приезжают, чтобы посмотреть на них. Я тоже хотел насладиться этим явлением природы, но мы так выматывали себя за день, что ночью спали без задних ног. Однако, в одну из ночей мы все-таки выбрались из отеля, вызвали такси и поехали на причал, чтобы покататься на пароходике.

Я выбирал речные прогулки заранее, еще дома. Из множества вариантов остановился на пароходике с живой музыкой, с джазом. Билеты правда не купил, мама отговорила, причем с большим трудом, ссылаясь на непредсказуемую погоду. И, в самой деле, из недели, которую мы находились в Питере, дождь не шел лишь два дня. Так что, билеты купили уже на месте, сверяясь с прогнозом погоды.

На причале было довольно прохладно, дул сильный ветер. Простояв двадцать минут, мы вошли на борт. В салоне было уютно. Мы выбрали столик и открыли шампанское, я хотел, чтоб эта ночь прошла на высшем уровне. Свет выключили, пароходик поплыл.

Дворцы, храмы, шпиль Адмиралтейства, мосты утопали в множественной огненной подсветке, которая отражалась в воде и переходила в сумерки белой ночи. От этого казалось все вокруг каким-то воздушным, невесомым, что может разрушиться от любого прикосновенния, от сильного порыва ветра. Я смотрел на эту сказку, пил шампанское, слушал любимые мелодии живого сакса, и мне хотелось только одного: чтобы длились эти минуты вечно. Я был в восторге, я был абсолютно счастлив. И хоть из трех мостов я видел развод только одного, и то издалека, но это ничуть не испортило мое впечатление. Эту ночь я никогда не забуду!

В отель мы возвращались в четвертом часу. За 20 минут поездки на такси отдали 900 рублей - рекорд в моей жизни! Да, цены в Питере кусаются, хотя, и для инвалидов много мест бесплатных, а иногда даже и для его сопровождающего. В Эрмитаж вообще прошли втроем без билетов.

Там я хотел посмотреть Египетский зал и Античное искусство. Египетский зал посмотрел, а вот на Античное искусство только взглянул, растравил аппетит. Вероятно, поступил звонок о заложенной бомбе, и всех посетителей попросили на выход. Но мы не отчаялись, пошли в другой корпус, в Главный штаб Эрмитажа. Там находилась выставка импрессионизма, похожую выставку мне не удалось посмотреть в Москве. Запомнился Ренуар, его Жанна Самари, во весь рост, великолепная. Пикассо мне не понравился. "Абсент", репродукция которой висит у меня в комнате, показалась слишком темной.

В последний день нашего пребывания в Питере светило солнышко, было настоящее лето, можно было гулять без толстовок. Но увы, дорога звала нас в обратный путь. Мы собрали вещи и поехали на вокзал.

Я в этот раз полностью насытился Питером. Он даже чуточку надоел. Не знаю, с чем это связано. Может действительно из-за того, что я все время сидел в коляске, или потому, что мы постоянно мотались мимо одних и тех же мест. Тем не менее, я надеюсь на третью встречу с этим прекрасным городом. Нужно все-таки досмотреть Античное искусство, да в Юсуповский дворец не мешало бы сходить.

Автор выражает благодарность Stylist за корректуру текста.


Рецензии