Таинство рамадана

В ливанской провинции рамадан - это месяц, оживляющий исламские традиции. В этот лунный месяц мусульмане строго соблюдают пост: не едят и не пьют ничего с рассвета до заката. Конечно, есть те, кто притворяется, что держит пост и ест втихаря от окружающих, но все же много честных мусульман, для которых рамадан привносит свой дух смирения и богобоязненности.

Удивительно наблюдать, как вместе держат пост и богатые торговцы, и трудяги, и представители интеллигенции. Пост начинают соблюдать с отрочества, как мальчики, так и девочки. Соблюдают рамадан и сирийские беженцы, даже дети 8 лет!

Открыто не держат пост в мусульманской среде, помимо стариков, больных и детей, коммунисты и водители маршруток. Приходилось встречать и местных социальных авторитетов, не соблюдающих пост, возможно из-за непреодолимой привязанности к крепкому арабскому кофе и сигаретам.

В рамадан, длящийся 29-30 дней, принято много и вкусно готовить, ходить в гости, принимать гостей. Рамадан в 2016 году пришелся на июнь, так что люди собираются на верандах или в садах и проводят вечера до поздней ночи, а иногда и до утра. Перед рассветом последний прием пищи, именуемый «схур», после чего наступает время рассветной молитвы и долгий трудный день.

У тех, у кого нет работы утром, те стараются просидеть всю ночь до рассвета и спать до полудня. Те же, кто работает утром, спешат в обед устроить себе сиесту, чтобы сократить время ожидания приёма пищи, именуемого «ифтар». Люди разговляются в первую очередь водой, которой очень не хватает в течение дня. Часто после этого съедают несколько фиников, следуя примеру пророка Мухаммада, который разговлялся финиками. Затем садятся кушать. Заядлые курильщики, выпив глоток воды (а иногда и без этого), разговляются табачным дымом, ведь курить днём тоже нельзя.

В рамадан принято есть много сладостей. Арабские сладости жирные, с сахаром и тестом, но очень вкусные. Особой популярностью пользуется «усмалийе», что переводится как «османская сладость». «Усмалийе» – это нежный крем «кашта», посыпанный тонкой обжаренной вермишелью в сахарном сиропе. После сытного ужина появление «усмалийе» на столе вызывает новую волну аппетита: съесть этой сладости можно много, даже, если знаешь, что она калорийная, и от неё толстеешь.

Соблюдение поста повышает в людях терпение, усиливает дух, развивает чувство богобоязненности. В этот месяц люди стараются соблюдать предписания Корана и не впадать в грехи. Особо богобоязненные даже исключают акт соития из семейной жизни на протяжении всего священного месяца. Супруги отдыхают друг от друга физически, что идет им на пользу.

Особое место в ливанской культуре занимает обман, приукрашивающий обыденность и разбавляющий рутину. Пустомели обманывают других, сочиняя истории, распуская слухи, упражняясь в сотворении небылиц, словно готовясь к международной олимпиаде по блефу. Те, кто привык к брехне, не бросает это дело и во время поста. Один представитель местной интеллигенции с негодованием восклицал: «Они ограничивают себя в еде и питье, но как было бы прекрасно, если бы еще ограничили себя в обмане!».

Справедливости ради, следует сказать, что в провинции врут все: кто-то больше, кто-то меньше; кто-то искусней, кто-то неинтересно. Социальное враньё настолько вошло в образ жизни, пропитав азы местной риторики, что породило явление лжепостящихся. Это те, кто при людях делает вид, что соблюдает пост, а на деле втихаря ест.

Как бы то ни было, но богобоязненные мусульмане соблюдают пост. Днём они страдают от голода и жажды, а ночью ублажают тела пищей и души молитвами. Смена пустыни дня блаженством оазиса ночи вызывает резкий перепад эмоций, что закаляет дух и учит людей ценить время.

В период рамадана телевизионные и радиопередачи рассказывают о пользе поста для физического здоровья: он очищает организм, способствует похудению, улучшает кровообращение, лечит болезни почек и простаты, улучшает микрофлору кишечника, избавляет от изжоги, поднимает уровень эндорфинов и представляет собой лучшее лекарство от нервов. Именно в период священного месяца рамадан куётся дух ислама, как утверждают правоверные мусульмане, соблюдающие пост.

Ливан, Северный Бекаа, 2016 г.


Рецензии