Янтарь. 1859
Ловцы янтаря. Нач. XXв.
**************************************
ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник "Gartenlaube".
Leipzig, 1859, Heft 31, S. 445-447
"Der Bernstein"
*********************
Благословенный дар прусского побережья и одно из самых замечательных творений природы.
Янтарь, или Bernstein, как говорили в Пруссии. А так же Boernstein, Agtstein и Aitstein – от старонемецких слов «boernen» и «aiten», означавших «гореть» и «быть сожженным». Он был известен еще в древности. «Высокогрудые девы»-троянки, а также жены эллинских воинов, приплывших на «крылатых, чернобоких кораблях» /1/, чтобы разрушить Трою, украшали себя янтарными камнями.
И троянцы, и греки получали янтарь от финикийцев – бриттов древнего мира. Янтарь привозили с морского побережья. С какого? Да с того, где его и сегодня чаще всего находят, – с морского побережья Пруссии.
Согласно древнегреческому мифу, поэтически изложенному в «Метаморфозах» римского поэта Овидия, янтарь возник из слез, которые пролили сестры Фаэтона, когда этот незаконнорожденный сын Гелиоса нашел ужасный конец в своей безрассудной попытке править колесницей отца. Плачущих гелиад боги превратили в тополя. Они стояли на берегу Эридана, а слезы, что проливали безутешные девы, попадали в студеную воду и затвердевали, превращаясь в янтарь – прекрасный прощальный дар сыну Солнца.
"Плачут несчастные девы, по брату горюя,
Льется слеза за слезою в воды священной реки.."
Под «Эриданом» эллины во времена Гомера понимали реку Пад, что ныне зовется По, их потомки — реку, впадающую в Северное море (Маас, Шельда или сам Рейн), и только ко времени рождения Христа – т. е. в то время, когда Сидон и Тир, бывшие метрополии Финикии, уже лежали в руинах, а финикийцы продолжали жить только в истории, – удалось выяснить настоящее место, где находили янтарь, – песчаное морское побережье Пруссии, носящее поэтичное имя Нерунг.
Долгое время янтарь считался минералом, недаром его называли камнем. Однако недавние исследования показали, что он несомненно имеет растительное происхождение и относится к растительным смолам, хотя и лишен некоторых из их свойств. Вероятно, он – продукт хвойного дерева, принадлежавшего к роду Coniferae, погибшего во время одного из последних катаклизмов Земли. Это, в частности, подтверждается тем фактом, что мелкие насекомые, часто встречающиеся в янтаре, идентичны тем, что существуют и сегодня.
Так что янтарь, несмотря на свое почтенное знакомство с финикийцами, не очень стар с точки зрения науки геологии, которая, как известно, оперирует не десятилетиями и столетиями, а тысячелетиями. При объяснении частого появления янтаря в северных широтах, предполагают, что это древесная смола, которая изобильно сочилась тонкой струйкой из ствола хвойного дерева и быстро затвердевала.
В те времена северные районы, в которых расположена нынешняя Пруссия, имели благодатный мягкий климат. На обширной части нынешнего дна Балтийского моря росли девственные леса, которые погибли под толщами вод, когда с крайнего севера сюда вместе с ледяными массами пришли гигантские паводки, что и привело к смене мягкого теплого климата на суровый холодный.
**********
В зависимости от того, где он был найден, янтарь бывает морским и береговым. Первый добывают главным образом ловлей сетью или сачком в море, второй — раскопками на морском берегу.
Морскую добычу проводят в любое время года. Когда шторм или другое возмущение волн срывает с глубокого морского дна бурые водоросли с застрявшим в них янтарем, то часть их несет к берегу. И как только ловцы янтаря, а это в основном крепкие мужчины-рыбаки, замечают прибиваемые волнами к берегу водоросли, они, одетые в грубые шерстяные юбки и кожаные фартуки-кирасы, взяв в руки сети или сачки на длинных шестах, заходят по грудь в море, черпая глубоко до самого дна воду.
Шагая по мелководью, они таким образом собирают янтарь вместе с водорослями – этим его досадным, но неизбежным дополнением, затем подходят к берегу и вываливают свой улов на сушу. На берегу женщины и дети заботливо выбирают из бурой гущи кусочки янтаря и несут драгоценную ношу домой, а мужчины обычно идут в ближайший трактир и там совершают возлияния картофельным шнапсом во славу Бахуса-освободителя от забот. В зависимости от подаренного Нептуном улова, возлияния эти бывают более или менее обильными.
Это самый распространенный способ, по которому море лишается своих янтарных богатств. Значительно меньше то количество янтаря, которое Нептун добровольно отдает обитателям суши, этим созданиям своего брата Юпитера. Или, выражаясь менее высокопарно, то количество янтаря, что Балтийское море выбрасывает на восточное и западное побережья, когда дуют северные и западные ветра.
Как бы там ни было, западное побережье Земландии – это «Янтарный берег» Пруссии, наиболее щедро одариваемый морской стихией. Менее богаты пляжи Данцига, Балтийская коса и северный берег Земландии. Еще менее – Куршская коса и Дальняя Померания, а наиболее бедны берега Курляндии в России и Сконе в Швеции. На всех остальных участках морских побережий, где находили янтарь, он встречается редко.
**********
Второй способ добычи – береговые раскопки. На побережье отыскиваются участки, где кусок берега обрушился из-за подмыва, так что на обрывистой уцелевшей стенке стали отчетливо видны наслоения пластов земли. Там, где коричневые полосы указывают на наличие залежей бурого угля или там, где появляются слои голубой глины и охряной гальки, можно ожидать и наличие янтаря.
Поскольку холмы на морском побережье обычно образуются донными наносами, то при добыче янтаря сначала делают надежную укрепленную яму.
После того, как кропотливая подготовительная работа завершена и яма готова, копатели начинают срезать землю слой за слоем в поисках янтароносной жилы. И только когда добытчики убеждаются, что в яме янтаря больше нет, ее оставляют, чтобы попытать счастья в другом месте. Примерно также работают калифорнийские и австралийские золотоискатели.
**********
Стоимость янтаря в первую очередь определяется размером, цветом и формой кусочков, их большей или меньшей прозрачностью. Полностью прозрачный янтарь обычно ценится дороже всего, полупрозрачный «янтарь-бастард» является наиболее распространенным стандартом, а непрозрачный "Дрейер" ("простой, подлый камень") наименее ценен. На Западе предпочтение отдается молочно-белому цвету, а на Востоке — бледно-желтому.
Самые мелкие кусочки янтаря для обточки не годятся. Они используются для приготовления янтарного лака, янтарного масла и янтарной кислоты, а янтарная осыпь низкого качества идет на изготовления благовоний. Янтарная кислота и янтарное масло считаются укрепляющими нервы, спазмолитическими, потогонными и мочегонными средствами. Испарения янтарного благовония часто с пользой использовались при подагре, растяжениях связок и ревматизме. Янтарный лак обеспечивает красивое, блестящее, водо- и воздухонепроницаемое покрытие деревянных изделий.
**********
Янтарь является важным предметом экспорта прусского побережья, особенно на Восток, причем в прежние времена в гораздо большей степени, чем сейчас. Когда-то турецкие, армянские и греческие торговцы приезжали в Восточную и Западную Пруссию, чтобы закупать здесь янтарь, как обработанный, так и нет. Его вывозили в Турцию и страны Востока и Юга, где его носили в женских украшениях, а также использовали для благовоний, поскольку персы, китайцы и другие жители Востока предпочитают запах янтаря всем ароматическим веществам, которыми так богат Восток, и охотно используют янтарные благовония на религиозных празднествах и пиршествах.
Ныне жители Леванта больше не приезжают в Пруссию. Торговлю янтарем взяли в свои руки прусские и особенно данцигские иудеи. На протяжении веков Данциг был и остается крупнейшим центром торговли янтарем. В прошлом 1858 году, согласно официальному «Списку судовых счетов», из Данцига в море ушли корабли с 1028 центнерами необработанного и обработанного янтаря, а также янтарных химикатов (в том числе 14 центнерами янтарного масла). Большая часть груза ушла в Голландию, которая снабжает внутренние районы Индии, Индийские острова, Китай и Японию янтарными украшениями и изделиями из янтаря, пользующимися там большим спросом. Как бы ни была велика стоимость этих 1028 центнеров янтаря, они все-таки не представляют собой весь экспорт: по крайней мере, столько же янтаря отправляется вглубь материка – из Данцига в Польшу, Россию, румынские страны, Турцию.
В Данциге также обрабатывается и большая часть янтаря. Впрочем, в настоящее время его в этом отношении начинает опережать Париж. Сейчас там шлифуется множество «солнечного камня», и часть его возвращается в Германию по весьма завышенным ценам.
Поскольку янтарь по сравнению с другими смолами обладает значительно большей прочностью, существует множество способов его обработки. Огромное количество камней для изготовления ожерелий отправляется в Турцию, придунайские страны, Египет. А из Египта также в Судан, Нубию и Абиссинию, где работорговцы часто выменивают янтарь на рабов для домашней и полевой работы в доме ленивого мусульманина и на наложниц для его гарема. Для Индии специально отбираются большие плоские бесформенные камни. Они идут на ожерелья для статуй Брамы, Вишну, Шивы, Будды, которые устанавливаются в пагодах. Для экспорта на Восток изготавливаются также янтарные мундштуки для трубок, ведь мусульманам разрешено курить только из них, поскольку Коран запрещает верующим прикасаться губами к частям мертвых животных (рог, панцирь черепахи и пр.).
**********
Учитывая высокую ценность, которой всегда обладал янтарь, он с древних времен привлекал внимание правителей земель. Но, вероятно, до прибытия немецких рыцарей-братьев ордена в Пруссию каждому – и местному жителю, и чужестранцу – не возбранялось собирать янтарь, о чем прямо свидетельствуют средневековые хроники:
Antiquitus legebat quisque succinum in Prussia gratis.
(В древности всяк янтарь собирали бесплатно)
Histor. Prussiae.
Рыцари Тевтонского ордена, распространив в последней четверти XIII в. свою власть по всему побережью Земландии, объявили введение так называемой Янтарной регалии, или Янтарной привилегии, т.е. монопольного права на добычу янтаря и его продажу. Несанкционированный сбор янтаря карался смертью.
«Уложение об янтаре» XIV в. поручало общий надзор за соблюдением Янтарной регалии маршалу ордена в Кёнигсберге. Весь найденный янтарь должен был сдаваться так называемым «управляющим ордена», которые назначались орденским маршалом. Местные жители не имели права ни продавать, ни хранить у себя янтарь.
Кёнигсберг, как и Данциг, стал важнейшим центром производства предметов из янтаря начиная с XVI века. Но если католический Данциг специализировался на производстве предметов религиозного назначения, то протестантский Кёнигсберг в основном производил предметы повседневного обихода. Так, из крупных кусков янтаря изготавливали кресты, сердечки, шкатулки, кубки, кольца, статуэтки, различные безделушки, целые шахматные наборы и т.д.
«Великий курфюрст» Фридрих Вильгельм Бранденбургский во время своего правления постановил, что все жители берега Балтийского моря, а равно те, кто посещал побережье по торговым делам, должны были приносить официальную клятву не присваивать янтарь. Эту так называемую «береговую, или пляжную клятву» должны были давать все лица мужского пола старше восемнадцати лет. Не являлись исключением даже священники. В клятве имелся следующий пассаж:
"И если я увижу и пойму, что мой отец, мать, братья, сестры и пр. хотят злоупотребить доверием в обращении с янтарем, клянусь не допустить этого и не поддаться соблазну.."
Наказания нарушителям были определены следующие: за кражу одного фунта янтаря — штраф в 90 прусских гульденов или соответствующее лишение свободы; двух фунтов — двойная сумма штрафа или тюремного заключения; трех фунтов — штраф 270 гульденов, порка плетьми и изгнание из прибрежных областей на 10 лет; четырех фунтов — тот же штраф, но, кроме ударов плетьми еще и позорный столб, а также пожизненное изгнание из страны cum infamia; свыше четырех фунтов — виселица и возмещение украденного в двойном размере семьей преступника. На морском берегу устанавливали виселицы, а пойманных за незаконным сбором янтаря тут же вешали. У подозреваемых в присвоении янтаря и скупщиков признательные показания выбивали с помощью кнутов и пыток.
В случае особо крупной кражи (25 фунтов янтаря и более) виновника могли даже приговорить к казни колесованием /2/. Простой несанкционированный заход на берег моря карался штрафом от 12 до 18 гульденов, а в случае повторного нарушения приводил к изгнанию из прибрежной области на срок от одного до трех лет. А вот чужестранца, рискнувшего выйти на морской берег без карты легитимации, т.е. по-современному, визы, в кармане, ждала «испанская мантия» и тюрьма.
Деревянные бочки позора, также называемые «испанская мантия», были орудием наказания в Европе, начиная с XIII в. Помещенного в бочку, облицованную изнутри листовым металлом, разрешалось оскорблять, давать ему пощечины, бросать в него мусор. Чтобы увеличить мучения наказуемого, бочка позора у нижнего края и у горловины имела гири.
Подобные варварские методы борьбы с нарушителями Янтарной регалии, запугивание и принуждение, которому подвергались жители побережья, оказывали на них весьма негативное воздействие. Согласно старой латинской поговорке «Nitimur in vetitum!» — «К запретному людские души тянет!» — они приводили к противоположному результату, побуждая дерзкие души к тайному воровству, и рождали слепое ожесточение, жертвами которого стали многие стражники, патрулировавшие побережье.
Многочисленные виселицы на вершинах прибрежных дюн, клятва не красть янтарь были слабой мотивацией к честности. Местные жители, имевшие низкий уровень культуры, не считали кражу янтаря преступлением: «Волны выбрасывают камень на берег. Янтарь – благословение моря, поэтому янтарь принадлежит нам, людям побережья, а значит, присвоить его — не воровство».
В начале XVIII в. наказания несколько смягчились. Отныне к повешению приговаривались лишь в том случае, если было украдено около четверти бочки (Tonne) янтаря /14/ и к тому же «вор был подлого сословия». Досмотры тоже стали регламентироваться более четко. Каждые три года жители побережья от границ Данцига до Мемеля должны были явиться «с сыновьями и слугами», принести «береговую клятву», дать провести проверку своих сачков, и, если в хозяйстве имелось какое-либо увеличение благосостояния, должны были убедительно доказать, что таковое не произошло от сбыта незаконно присвоенных кусков янтаря.
**********
С 1762 г., после окончания российской оккупации Восточной Пруссии, наказания стали более гуманными. Смертная казнь и высылка из страны были отменены, а битье плетьми назначалось только в том случае, если злоумышленник напал на конного охранника, контролирующего пляж, который застиг его на месте преступления. Но всегда в качестве меры наказания была тюрьма на воде и хлебе, а в более серьезных случаях – исправительный дом с так называемыми «приветствием и прощанием», которые проводились по прибытии, а также при освобождении заключенного. Это были 25 ударов палкой, которые отсчитывались под строгим наблюдением тюремного хирурга.
В 1837 году, когда сами жители прибрежной зоны получили в аренду привилегию пользования янтарной регалией, ненавистные досмотры и обязанность местных жителей собирать и отвозить янтарь сборщикам были упразднены. Это означало, что существовавшие ранее ограничения доступа к морскому берегу прекратились, и только с этого момента начались многочисленные посещения Кранца, Нойкурена и других морских курортов побережья Восточной Пруссии, их интенсивное развитие. Конечно, теперь прусское государство стало получать меньшую прибыль от янтарной регалии, но эти денежные потери вполне компенсируются не только доходами, которые круглый год приносят курорты прусского побережья, но и оздоровлением моральной атмосферы среди местного населения.
**********
В конце статьи хотелось бы упомянуть о предпринятой несколько лет назад в Бреслау профессором Гёппертом попытке искусственного получения янтаря. Ученый выдерживал еловую смолу и еловые ветки в теплой воде температурой 65-80 град. в течение трех месяцев. Смола начинала пахнуть уже не скипидаром, а скорее приятным бальзамическим ароматом, что приближало ее по своим свойствам к янтарю, но в отличие от янтаря она все равно растворялась в спирте. Другая смола, венецианский терпентин, вместе с ветвями лиственницы, выдерживалась целый год в теплой воде. В результате она также потеряла часть своей растворимости, но все-таки не смогла в полном объеме достичь характеристик янтаря. Эти начавшиеся опыты, вероятно, поощрят физиков к дальнейшим экспериментам и попыткам воссоздания этого чудесного дара природы.
ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************
ПРИМЕЧАНИЯ
***********
1. Корабли ахейцев Гомер описывает как чернобокие, то есть имеющие смоленый корпус.
2. Колесование — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни, также известный под названием «Колеса Екатерины» или просто «Колеса». Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы.
===========
Интересующимся этой темой настоятельно рекомендую прочитать
ПОЛНЫЙ текст статьи по ссылке:
https://vbaden.blogspot.com/p/1859.html
КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО
Свидетельство о публикации №224090201492