02. 09. 2024. Про школу
В смысле, я соглашалась редко. Всегда имела свое мнение, отличное от прочего. Не агрессивничала и не конфликтовала. Но шанса заявить о том, что баба яга против, никогда не упускала.
Годы прошли, ничего не изменилось. До сих пор в ответ на чьи-то постулаты могу высказать противовесную точку зрения. Не выхватывая мечей из ножен, не сражаясь до крови. Просто мимо проходя. Объективности ради.
А тут первое сентября прошелестело. Я про школу вспомнила.
И подумала, что за последние много лет не слышала, чтобы кто-то о ней хорошо отзывался.
Модным стало ругать и критиковать. Учителя наезжают на учеников. Ученики фыркают на учителей. Родители кроют систему.
Все всеми недовольны.
Давайте я заступлюсь.
В разговоре одном мне безапеляционно заявили как-то:
-Все же школу ненавидят.
-Не все. - ответила я, вызвав шок в компании. И в реально повисшей паузе подвтердила - Я любила.
А я и правда любила. B детском саду не могла дождаться, когда пойду в 1 класс.
После лета не могла дождаться, когда первого сентября опять.
Очень расстраивалась, что меня не оставляли на продленку. Казалось, что самое интересное происходит там, после уроков, когда прессинга уроков уже нет, а ощущение коллектива еще есть.
Жутко сожалела, что у нас не преподают иностранный с первого класса, только с четвертого. А я в шесть лет имела мечту : хотела знать три. Английский, французский и немецкий. Французского у нас не было. Из оставшихся двух нужно было выбрать один. И учебника по дополнительному, даже если ты сам хочешь учить, не дадут. Засунь свою мечту в потайное место до четвертого класса. Тройная трагедь.
До 6 класса рвалась туда так, как современные люди рвутся на море. После шестого уже спокойно ходила, потому что половое созревание случилось ( зачеркнуто) просто лень было ходить туда-сюда, хотя в целом все равно нормально.
Вот лично мне в школе радостно было и весело. Занимательно, увлекательно и интересно. Вообще не сложно.
Я еще в музыкальную со второго класса пошла .
А в шестом, тайком от родителей, на танцы.
И мне так странно слышать сейчас, когда школу ругают. Ребенок, притихший там внутри все эти годы, возмущается : как можно ШКОЛУ не любить?
Это же как кинотеатр не любить. Или как банк.
Даже если вахтерша на тебя гавкнула , проверяя билеты, ты что, будешь ненавидеть кино?
Даже, если тебе не дали кредит, ты что, не сделаешь попыток заработать сам?
Вспоминаю всякое.
Во втором классе моим родителям не нравилась моя учительница. Честно говоря, я и тогда не особо вдавалась в подробности, почему. А теперь и они, наверняка не вспомнят. Но, даже, когда они критиковали ее при мне, и я прекрасно знала за что и кого, это удивительным образом не влияло на мое отношение к ней. И уж вообще не влияло на мое отношение к школе.
Мне вообще пофиг было, что она там замышляет против меня и почему занижает оценки. Стремление взять столько знаний, сколько смогу унести, вообще не учитывало каких-то личных особенностей преподавателя. Они шли там, за скобками, и это было вне поля моих интересов, поэтому она могла думать про меня все, что угодно. Я о ней не думала вообще (С)
Почему мы были так лояльны к школе?
Только сейчас я начала вспоминать, что в моем детстве про школу плохо не говорили. Кажется.
И не настраивали нас против системы и против всего, до чего дотянемся. И не придумывали противостояний. Если только с капиталистами, но до них мы к тому времени не доросли. А когда подросли /спойлер/ как-то все уже безвозвратно изменилось.
Может, в нас воспитывали уважение к человеку? К учителям, к друзьям?
Или потому что там было интересно? Вечно какие-то конкурсы, смотры , соревнования. То строя и песни, то стенгазет, то радиопрограмм, то даров осени? И это еще у нас олимпиад не было, они до нашего поселка просто не докатывались, застревали в крупных городах по дороге.
Все эти детские радости перемешивались официальными праздниками, двумя демонстрациями на 7 ноября и 1 мая, новым годом, 8 марта и 23 февраля. Только успевай уворачиваться. И днями рождений учеников. 30 в классе, примерно каждую неделю счастливчик.
Еще дежурства по классу. Полы помыть, цветы полить. Парты потягать туда-сюда. Пока видны разводы от тряпки, домой не пойдешь.
К четвертому классу мы гордо дорастали до почетного возраста согласия ( зачеркнуто) помогать подшефным колхозам. То с уборкой картошки, то с вязкой льна. Бодрые путешествия в автобусе стоя , если сидячих мест не хватило, подпрыгивая на бездорожье, по часу буксуя по размытой осенней грязи - до бескрайнего поля и назад. И перекус - посередь бесконечных гранок со свеклой или картошкой, сидя на продырявленном ведре , поставленном вверх тормашками. Не сэндвичами с лососем из хорошенького пластикового контейнера нежного цвета. Вареными яйцами с солью из пакетика, завернутого в газетку. Потому что про лосося мы только по телевизору слышали, колбасы в местное сельпо не завозили месяцами, а куры были почти у всех. А контейнеры небесных расцветок появились вообще только через 20 лет.
Черт... и никто ж школу не ругал. Ехали домой, песни орали на радостях.
В отсутствии интернетов, компьютеров, телефонов и открытых границ, нам было интересно все. И, похоже, большую часть этого всего нам давала именно школа.
Позитивный ли настрой сыграл свою роль или чисто детская наивность?
Или другое время?
Или отсутствие красочных, увлекающих и отвлекающих жевачек для мозга, которым сейчас полон интернет?
Конечно, азарт к стремлению узнать новое был не у всех.
И, уж, естественно, жить в школе никто не собирался. С удовольствием бежали после уроков домой. С восторгом уходили на каникулы. Над некоторыми учителями прикалывались, некоторых не любили. Кого-то боялись. Кого -то обожали.
Но активно-агрессивных высказываний по отношению к самой школе не помню вообще. Почему же сейчас все не так? И школу жалко и учеников. И учителей, кстати, тоже.
Может, пожив сейчас под таким давлением, система вдруг сама устанет от себя и ослабит хватку? Вырастет поколение детей, приученных к обнимашкам и похвалам, к мягкому, позитивному обучению через похвалу и поддержку?
Вырастет, выучится само и придет в школы, неся с собой всеприятие и добрый, всепрощающий взгляд? И тогда станет снова тепло приходить в школу. И снова захочется в ней учиться.
Мне-то, уже, конечно, все равно, я в эту воду второй раз не пойду. Хоть я ее и любила изо всех сил. Такой, какой есть.
Свидетельство о публикации №224090201524