Дочери Лилит - часть I
Излишняя худоба Линор делала ее похожей на мучениц Эль Греко. Смешливой мученицей, оставляющей молоко мышам, а цветы призракам.
Линор любила истории о нераскрытых преступлениях вафельные стаканчики из-под мороженного, само мороженное отправлялось в чашку с голубыми китами. Эта чашка неизменно доставалась мне, правда, не раньше чем мороженное превращалось в сладкую жижу, но так было даже вкуснее. Жидкое мороженное едят только гении, так говорила Линор. С тех пор прошло много лет, и я терпеть не могу жидкое мороженное, но мысль о гениях, поедающих жидкое мороженное, так и осталась не вытянутой занозой.
Вместо больших романов, как мечталось в детстве, я пишу верлибры. Иногда я думаю, что Линор это понравилось бы. Ей нравилось крушение человеческих судеб. «Под обломками выживают сильнейшие. Слабакам не место под солнцем». На деле всё оказывается иначе. Слабаки выстраивают себе дома из обломков и счастливо доживают до глубокой старости. Сильнейшие же остаются без кола и двора, и вечно лезут на рожон.
А еше Линор утверждала, что человек умирает лишь тогда, когда перестает биться его сердце. И что оно продолжает гнать густеющую кровь вперед даже тогда, когда коченеет тело, а мозг давно мертв. Сердце сдается последним. Правда, потом, вспомнив, как умирала наша кошка, Линор добавляла, что свет в глазах все же затухает последним. Или не затухает.
Линор было десять лет и у нее были паучьи пальцы, это когда средний палец заметнее длиннее безымянного. Возможность красноречиво выражаться, не прибегая к помощи слов, в некоторых случаях бывает полезнее карьеры блестящей пианистки.
Линор плевала на красноречие и любила Луи Армстронга.
А ещё она любила изображения дам в высоких напудренных париках, живших при Людовике XIV.
- Разве смогла бы хотя бы одна вошь выжить в таком количестве извести? – вопрошала Линор, ковыряясь в мамином черничном пироге, обильно посыпанным сахарной пудрой. И тут же, наколов на кончик вилки что-то сморщенное и изюмоподобное, выносила вердикт, отправив свою находку в широко открытую пасть Иоганна Себастьяна Баха.
Красноречие, пусть и оплеванное, давалось Линор с легкостью, которой мог бы позавидовать сам Черчилль. Вы же не станете спорить с тем, что повеситься на осине в возрасте 73 лет требует определенной степени самоиронии, а если к этому прибавить ещё и болезнь Альцгеймера, то и изрядной доли жизнестойкости.
Самоирония и смекалистость была у нас в крови. Первая позволяла нам мириться с нашей семейной неказистостью, вторая удачно маскировать ее под загадочную красоту.
Жалко, что ничего из этого не спасло нашу семью от Великого крушение, а Линор от вечного нимба мученицы, который, будь она жива, привел бы мое младшую сестру в бешенство.
- Святая Линор! Вы серьёзно?! Это же еще пошлее, чем мистер Дарси в ночном колпаке. Бе-е!
--------------
Скрип половиц доносится откуда-то снизу. Сверху в отрытый люк чердака льется ослепительно-синее небо, пустынное и холодное, похожее на синий квадрат Малевича. «Синий квадрат Лас-Пачос. Эгоцентризм, как последний оплот человека прямоходящего».
Пахнет дымом и пережаренными томатами.
Я сую за щеку ещё одну зефирину и не издаю ни звука. Перевернувшись на живот, оказываюсь напротив старого зеркала. Оранжевый свитер, круглое лицо, черная челка, закрывающая один глаз. Когда-то это челка была рыжей. Очень давно. В прошлой жизни. Мама теперь смотрит на эту челку так, как будто силится вспомнить что-то важное.
Я чувствую то же самое. Что-то совсем рядом, живет и дышит. Почти в унисон, а иногда и за тебя.
А теперь ещё эта фотография.
Я помню горячую ладошку Линор, сжавшую мою собственную чуть крепче обычного. Линор всегда держала меня за руку. Особенно в толпе или встречая на улице незнакомца, что, впрочем, бывало редкостью в таком месте, как Лас-Пачос.
Пахнет лилиями. Как тогда десять лет назад. Запах старух, уродливый и навязчивый. Теперь мне кажется, что этот запах будет преследовать меня всегда; запах, в котором слабая зеленоватая нота свежести похожа на зарешеченное оконце, слишком узкое даже для птиц.
На глаза наворачиваются слезы обиды. Почему родители не послушались, когда я просила их украсить пустой гроб Линор незабудками. Вместо них весь дом был заставлен лилиями. Несколько букетов до сих пор стоят в гостиной. Правда, от этого не легче. Запах лилий чувствуется даже во сне. Я сама пахну лилиями. Пахну скорбью. Запахом древних старух и двенадцатилетних девочек, потерявших своих сестер.
В день исчезновения Линор, ставшего впоследствии городской легендой и детской страшилкой «не ходите, дети, в тот лесок», я, как и полагалась всем красавицам, тщеславным и нетщеславным, была гадким утенком. С веснушками (смешными, потому что на лбу), волосами цвета красного дерева, находящемся в полной зависимости у солнечного местонахождения, и светло-зелеными слишком прозрачным для черных ресниц глазами. Линор было голубоглаза, белокура и, словно предчувствуя, что никогда не станет лебедем, дьявольски умна.
Я всегда была твердо убеждена, все, что появилось до моего рождения, будет существовать всегда. Старшая сестра была в моей жизни всегда. Точно так же, как солнце, звезды, Лас-Пачос с его домами, деревьями и горными тропами. Точно так же, как мама с папой, дедушка и бабушкин портрет в гостиной. Что-то менялось (как например обивка мебели или цвет листьев на деревьях), что-то уходило и возвращалось (миссис Дюшан и ее мечта увидеть Париж), что-то портилось (запавший глаз любимой куклы Дрин) и тускнело (зеркало на чердаке, листва на деревьях), но при этом оставалось. Всегда. До того самого дня, когда не стало Линор.
Меня больше никто не держал за руку, и я могла идти куда хочу. Вот только идти мне было некуда.
И вот теперь спустя десять лет я лежу на чердаке родительского дома, и снова, как и тогда, пахну цветами древних старух и застарелой скорби.
Я вздрагиваю. Возможно, я ошибалась с самого начала.
Черно-белая фотография пропавшей девочки, вспотевшая ладошка всегда спокойной уравновешенной Линор и слишком синее небо над нашими головами. Уже тогда что-то пошло не так.
А ещё в тот год я познакомилась с Глорией.
Школьную столовую заливает солнечный свет. Цветные витражи на окнах расцвечивают юные лица красным, желтым, синим и зеленым светом.
- Прикольная татушка. Больно, наверное, было?
Глория одной рукой управляется с вилкой, а другой, мертвой хваткой вцепившись в мою руку, рассматривает татуировку в виде маленького паучка между средним и безымянным пальцем.
- Вообще-то я пауков не люблю, но твой довольно миленький, и вообще я все эти тату и персинги считаю дуростью, попробуй быть крутой без них, фига с два!
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
- Ты права.
Глория икает.
- А то! Когда-нибудь расскажешь про своего милаху. Думаю, тут не только выпендреж.
- А вдруг как раз он.
- Не, иначе ты набила бы звезду Давида на лбу или ящерицу на плече.
Я не могу сдержать улыбку.
- Ты мне сразу понравилась, - продолжает Глория, взявшись за компот, - гетры у тебя отпад.
- Прикалываешься?
- Хочешь узнать, подари.
- Только в обмен на твою шляпу.
- Заметано. Меня в ней все равно домой не пустят.
Около нас звякает поднос. Рядом со мной присаживается рыжеволосая девица в роговых очках.
- Это Элен, – представляет мне мою соседку Глория, - Элен, будь паинькой, скажи «Здравствуйте».
Рыжеволосая девица показывает Глории средний палец, а мне ряд безупречных зубов.
- Насчет своего прикида не заморачивайся, все равно, как я поняла, здешние парни почти все гомосеки.
- У Элен папаша дипломат, поэтому, как понимаешь, здесь без вариантов.
Элен и Глория оказываются разнояйцовыми близнецами, большую часть времени припирающимися с собственной судьбой, то есть друг с другом. Птенцы, явно высиженные разными птицами.
Подружившись с Глорией, я перестала добавлять в кофе молоко и пользоваться синей помадой. По мнению Глории и то и другое смахивало на бунт оксфордских училок. Сама Глория пила только воду и совершенно обходилась без косметики, при этом никак не обходилась без дорогих духов, исключительно унисекс, красного вина и сигарет. Глория слушала только классическую музыку, при этом на дух не переносила Эйнауди.
- Он же голый, как тот король из сказки.
Глория утверждала, что в современной классической музыке слишком много человеческого.
- Божественного в ней нет ни на йоту.
Спорить с этим было трудно.
Глория была философом, не прочитавшим ни одного философского труда.
- Зачем забивать голову чужими идеями и мыслями.
По этой же причине Глория не пользовалась интернетом.
Зато много читала современных детективов от Гранже до Варгас, первый, по ее словам, слишком перебарщивал, вторая уже не поспевала.
- По-моему, Фред, слишком поверила в свою исключительность, а когда поняла, что ставки выросли, было уже слишком поздно, ей уже не угнаться за тремя крутыми фуриями.
Под тремя крутыми фуриями подразумевались Донна Тартт, Мариша Пессл и Тана Френч.
Когда Глория посветила меня в свои планы относительно своего будущего, я несколько не удивилась.
- Бах или Бетховен?
Я решила усложнить задачу.
- Гендель.
Услышав мой ответ, Глория чокнулась с воздухом стаканом, в котором плескалось вино, на этот раз белое.
- За Генделя!
Осенний воздух был, свеж и пах сгоревшей листвой, от Глории пахло горелой древесиной и арбузной мякотью. Божественное сочетание.
- Я уезжаю.
Я кивнула. Именно к этому все и шло. Тем не менее от несуществующего дыма защипало глаза.
А ещё я вспомнила Скарлатти.
Его я любила не меньше. Особенно зимой. Но до зимы было еще два месяца.
Я подумала, осталась бы Глория, если бы я ответила: Бах.
Думаю, что да.
Теперь я знаю: от меня никогда ничего не зависело.
Тогда.
Но не сейчас.
Я ещё раз обвожу взглядом старый чердак.
Прошлое нельзя изменить, но его можно исправить. Разница небольшая, но она есть.
И пусть прозрения иногда бьют наповал, неведение намного хуже, оно неторопливо покрывает нас ржавыми пятнами, множит трещины и медленно подтачивает наши силы.
Слепцы живут дольше.
Прозревшие могут идти дальше.
Я поворачиваюсь спиной к люку и начинаю медленно спускаться вниз.
Оставляя за спиной клочок синего неба Лас-Пачос. Навстречу несуществующим призракам, босоногим вьетнамкам и молчаливым монстрам, так похожим на божьих агнцев.
Продолжение следует…
Ира Романец
Свидетельство о публикации №224090201534