1983 год, трансарктический подлёдный переход

1983 год, трансарктический подлёдный переход с Севера на Камчатку. В принципе, все шло как по маслу до того момента, пока не вошли вошли в Чукотское море. Глубина моря – 30-40 метров, толщина льда – 6-8 метров, от киля до верхней точки рубки нашего корабля – 17 метров, длина корпуса – 156 метров. Сопоставив все эти цифры, становится понятно, что мы были похожи на "кота под диваном": всего по несколько метров от киля вниз до дна, и от рубки вверх до льда, и все это при нашей длине на приличном ходу.
Для контроля над ситуацией использовались все технические средства, включая гидроакустику в активном режиме. Самописец эхолота приказано было включать каждые 15 минут. В 21 час 15 мин раздается глухой удар, корабль вздрагивает, словно натолкнувшись на что-то, начинает валиться на правый борт с дифферентом на нос, а под нами только 8-10 метров до дна и ход 8 узлов! Крен уже такой, что приходится упираться в поручень. В центральном старпом на командирской вахте дает полный назад и руль на правый борт. Мы одерживается в полутора-двух метрах от дна и начинаем приподнимать нос, одновременно выравнивая крен.
 
Тревога, осмотреться в отсеках, доклады из первого до десятого, что все нормально, командир и все офицеры походного штаба уже в центральном. Основная версия – «столкновение с иностранной подводной лодкой». В 80-е годы это было почти нормально.
 
Нашли полынью. Всплыли. Открыли рубочный люк. Осмотрелись и охренели, мягко говоря. Верхняя часть морды рубки, где в надводном положении находится рулевой в хлам, искорёженное железо. Руль (рулевой) пролез на место только после долгой работы раздвижным упором.
Погрузились и опять во что – то въехали. Как раз моя вахта на Кп/1Р. Увидел как самописец эхоледомера рисует гигантскую сосульку , раскрыл рот для доклада и бах... . Лодка продольно завибрировала. Мелькнуло в голове: - вот- вот переломится и пипец. Опять всплыли, огромная дыра в легком корпусе по правому борту за рубкой перед ракетной палубой. В дыре торчит обломок льда.
Итак ударились два раза. Первый раз мордой. Второй раз плечом ракетной палубы в районе 2-й шахты. Командир, пошутил: - повезло, если бы ракету раздавило - нос улетел бы на Аляску, а жопа на Чукотку. Невесело так пошутил. Но обошлось, выдержал прочный корпус .
 
Мудр и решителен был Валерий Павлович Николаевский (командир пл), приняв единственное правильное решение: - Пошли вы все на хер со своей скрытностью и... в надводном положении шпарили 12 узлами часов 10. Этакий слалом среди льдин в Чукотском море, в сопровождении «Ориона» (противолодочного самолёта ВМС США). Появился, собака, уже через полчаса. Прилетел с Аляски.
Когда эта падла над нами закружилась, старпом открыл по нему огонь из ракетницы и он смылся, зассал.


Рецензии