Милости хочу, а не жертвы...

                конспект лекций Е.А.Авдеенко

Иов ответил Елифазу, Вилдаду, поведал о Премудрости Божьей, Иов пророчествовал. Но это не конец его речи. Далее Иов говорит о Царе милостивом и о поношении Его. В этой связи необходимо начать с исторической версии, по которой считается, что Иов - это царь Иовав среди иных царей Едома. (Быт.36) Говорится о том, что цари в Едоме были раньше, чем в Израиле, и что Иовав не был сыном прежнего царя, т.е. власть не была наследственной, как в Израиле в эпоху судей. Исследователь пишет, что если Иов это царь Иовав, то его речи предстают совсем в ином свете, ибо произошедшее с царём явилось не только крушением материальных основ его жизни. Он надеялся своей праведностью заслужить милосердие Божье, но оказался жертвой событий, приведших его к великому поношению и бесчестию, особенно унизительных для его царского достоинства. На древнем Востоке считалось, что царь олицетворяет благо всего народа. Как только царь лишался благоволения Божьего в своей успешной деятельности, его могли сместить и даже убить, чтобы он далее не навлек бедствий на свой народ, ибо внешние поражения однозначно воспринимались как знак немилости высших сил. Это, конечно, некоторая схема, но так могло произойти и с Иовом. И согласно такой интерпретации можно воспринять тему поношения царя милостивого. И об этом Иов начал говорить в своей последней речи о Премудрости и получилось так, что в нём самом начала говорить Премудрость. Поскольку Иов говорит притчу о царе милостивом, то исторического контекста, что был выше, явно недостаточно. Эта тема-притча собирает в себе все центральные темы Евангелия, потому, что этот царь - Христос, и он понёс за нас великое поношение. (Мф.25: 35-40). Итак, получается, что Иов, говоря о царе милостивом, говорит о себе самом как об образе этого царя - Христе. О таком царе милостивом молился и пророк Давид в полностью мессианском псалме 71-м. Иов в своей речи говорит о достоинстве схожем по описанию, и которое будет иметь только праведное священство. Так кто же был Иов?.. Он был царь, пророк, священник и судья и он жил по образу грядущего Миссии. А иначе этот текст просто не читается. Иов говорит о себе, что он кормил голодных, принимал странников, питал и утешал всякого страждущего и немощного. И это абсолютно не самовосхваление, это образ Иисуса Христа.
Упоминание Иова, Ноя и Даниила в контексте духовной ситуации в Израиле есть в книге пророка Изекииля. Пророк говорит о четырех казнях - зверь, меч, голод, язва. Они упомянуты в связи с великим гневом Божьим, от которого эти праведники не защитят никого из ближних, но лишь себя избавят от бедствий, ибо в своей жизни они не себя спасали, а ближних, но и их заступничество не покроет гнева Божьего. Вот какой гнев Божий предвозвещает пророк! В этом и есть смысл его пророчества. А главное содержание книги Иова тоже утверждено его пророческой речью о приходе Спасителя Христа Миссии.
Иов - образ Христа, царя милостивого, который нес поношение от людей. Из 9-й речи Иова можно узнать, что он, до прихода друзей, был совсем не одинок, сидя на гноище. Сказано, что его окружали: «недостойные, бесчестные, похуленные, скудные всякого блага, тати, сыны безумных». Они над Иовом насмехаются, ругаются и глумятся. Эти «они» вполне знакомы по Новому Завету. Это были демоны, которые, как сказано, «Совлекли с меня одежды и от лица не удержали плевка», и это опять евангельская тема уничижения Христа. Но над Иовом никто напрямую и буквально не издевался. Иов здесь опять пророчествует, ибо и в достоинстве своём, и в мучении - Иов прообраз Христа Мессии. Здесь возникает важный вопрос - может ли Иов помыслить, что это Господь сотворил ему зло?.. В книге Иова есть некоторая сложность текста - перемена логического местоимения, т.е. Иов говорит о Боге – «Он», а где-то о враге, тоже – «он» и слуги его – «они», причём без тематического перехода. Это усложняет понимание контекста не только книги Иова, но и псалмов. Эта перемена часто ничем не оговаривается. Надо понять общий вектор духовного направления и от него уже понимать термины. Это, конечно же – плач, это жанровая особенность плача и описательность духовных текстов Св. Писания. Плач Иеремии тому подтверждение. Мы изучаем язык Св. Писания, употребляем разные термины, идём по темам для того, чтобы, открыв Ветхий завет, мы могли прочитать его осознанно, понимая, что каждая его крупная тема соотносится с Заветом Новым. Например: 30 глава 12 стих. Она начинается словами: «Справа они встали»... Кто они?.. Обвинитель на суде стоял справа, т.е. здесь эти «они» - демоны. 70 толковников оставили этот текст без перевода. Им был совершенно не понятен контекст. Только когда в мир сошёл Христос, смысл стал ясен. А Иов говорит о своих мучителях тех, кто стояли справа от Иисуса Христа, описанных ещё в пророчествах Захарии. Иов не Бога обвинял за причинённое зло, но, однако, при этом он обличал Бога в немилости. Такова антиномия речей Иова, которая была возможна только из своего плача на гране безумия: «Ты нашёл на меня без милости, рукою крепкою избичевал меня»... Это он говорил Богу. А когда он начал с друзьями говорить, тут его уже ничего не могло сдержать. Он обличает их в немилости, когда друзья призывали его покаяться в грехах: «Помилуйте меня, Помилуйте меня, о друзья, ибо рука Господня коснувшаяся мне есть». Но мы знаем то, что не знает Иов - рука Господа НЕ касалась Иова. Это было сказано в прологе, показывающем, что Бог не делает зла, но Бог попустил это, поэтому в своём плаче Иов укоряет Бога. Он знает, что невиновен, но чувствует на себе руку Божью. А апостол Павел, почувствовавший на себе Господень Промысел, свидетельствует: «Страшно впасть в руки Бога живого». Однако, важно понять, что Богу человек нужен больше, чем человеку Бог, потому, что мы забываем о Творце, а Он о нас - нет, ибо «Бог верен, а всякий человек лжив» (ап. Павел). Вера Иова в том, что он лично Богу нужен, поэтому Иов Ему говорит: «Я же бремя для тебя». Бог и человек идут навстречу друг другу, но Иов должен пройти свою часть пути до конца через исповедание. Пока Иов не откроет свое сердце, он не умолчит. Велика сила веры Иова, но вера не обезболивает, ибо чем бы тогда была крестная мука Спасителя?.. Так построена 9-я речь Иова: притча о Премудрости, плач о милости и последнее – исповедание, ибо человек Иов должен предъявить своё сердце, до конца высказать кто он такой сам.


Рецензии