Сердце чисто и первородный грех
Исповедание – это центральный момент религиозной жизни человека, поскольку эта жизнь требует личных усилий. Исповедание человека начинается с основ его веры, со знания, с обращения к Имени Бога. Это Имя - «Шаддай Мемероним» (Самодостаточный; Вседержитель; Вседовлеющий из Всевышних). Это говорит о том, что Иов знал о том, что описано в книге «Бытие», и он знал о Предвечном Совете Лиц Божества, т.е. о Святой Троице, и о том, что в древние времена, до воплощения Христа, в Боге наблюдали некие различия. Собеседники Иова знали о грядущем пришествии Миссии. Единый Бог – из Всевышних - явится как Миссия и что Он - из Божества - одолеет левиафана. Это были ощущения Бога, ожидания Бога и пророчества о Боге людей того древнего периода до Закона Моисея. Человек ожидал и чаял внутри Единого Божества различения.
Человек движется навстречу Богу, и Бог движется навстречу человеку, который должен пройти свой путь до конца. После темы Премудрости и Милости человек уже готов к исповеданию своего сердца. Он готов положить на божественные весы свою, как написано – незлобие, праведность и совершенство. Начинает же человек Иов с того, что предъявляет свои дела, прежде всего то, как он творил суд и разбирательство в людях. А как показать, что ты праведно и милостиво судил?.. Он говорит: «Как я был во чреве, так и они (люди) были, в том же самом лоне мы были…» т.е. Иов говорит о том, что он судил людей как единоутробных братьев и сестёр. На этом сюжете надо остановиться подробнее. Необходимо сопоставить суды Иова и суды Израиля как богосозданного народа. Здесь важно выделить такую мысль, что главным искушением народа Израиля в своём становлении будет то, что он сделает Бога Сущего - богом племени, т.е. унизит Бога и возвеличит себя. Своё избранничество иудеи Талмуда полагают не в Боге, а в человеческой природе еврея, которая отличает его от других народов. А избранник Божий Иов не принадлежал к израильскому народу и подчёркивал, что человеческая природа тождественна, ибо каждый вышел из чрева матери своей и поэтому все люди единоутробные братья и сёстры и Творец у них один. Это глубокая религиозная интуиция Иова, которая в своей полноте развернётся только в христианстве. Иной взгляд присутствует в талмудическом иудаизме ещё Ветхого Завета (3-я книга Ездры, 6 глава 55-59 стихи). Если кратко: Израиль не хотел приобщать иные народы к своему избранию и считал их – «за ничто». Это значит, что своё избранничество иудеи полагают не в Боге, а в особой природе еврея. А после отвержения Христа произошло изменение понятия родства, т.е. до Христа принадлежность к евреям определялась по отцу, а после – по матери. Поэтому для иудея возможно признание того, что все люди имеют одного Отца – Бога, но то, что все люди единоутробные – никогда, ибо это означало бы, что человеческая природа еврея и не еврея одинакова. А Иов говорит о том, что все люди единоутробные братья и сёстры. Это называется – судить с любовью. Так что же положит Иов на весы Правды Божьей? Вера без дел мертва, однако только делами человек не оправдается. На весы Правды Иов должен положить своё сердце, именно то свойство души, когда он мог почувствовать других людей как единоутробных братьев и сестёр. Далее Иов говорит, что он просто не может быть немилостивым и в заслугу себе он даже не может поставить своей свободы не грешить. Когда Иов говорит о страхе Божьем, он хвалится не собой, а Богом.
Поклонение Богу Единому для всех собеседников книги, это само условие диалога. Все они истово верующие люди. Все они единоверцы, поэтому так плотно столкнулись в своём споре. Из пролога мы знаем, что Иов даже помыслов хранился и удалялся, но теперь пришло время это высказать. Но с точки зрения собеседников это невозможно, ибо они уверены, что его страдания именно за грех, и что сердце не может быть чисто. Это значит, что Иов должен как-то доказать свою непорочность. Иов начинает говорить о том, что, как нам становится понятно, он до Закона исполнял больше данного по Закону Моисея, т.е. жил в Благодати Божьей. Иов говорит: «И если я радовался о падении врагов моих, и сказало сердце моё – «благо же» – да услышит ухо моё проклятье обо мне, да ославлен буду, от народа моего озлобляем». Это абсолютно новозаветный смысл – будь я проклят, если порадуюсь о падении врага моего. Это значит – ходить во Свете. «Любите врагов ваших» - мог сказать только Богочеловек. В Иове Господь обрёл человека, который больше, чем просто праведник Ветхого Завета. Вернувшись к его словам можно заметить, что о народе Иов вспомнил не просто так. Перед пришествием Спасителя Иоанн Предтеча говорил – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» А как покаяться, ведь Христос ещё не явлен?.. В то время был обычай – обличить себя перед народом. Так покаялся Иуда, 4-й сын Иакова, и к нему перешло первородство, покаялся царь Давид в истории с Урием. Этот способ покаяния был понятен народу, к которому пришёл Иоанн Креститель. Так и во времена Иова в его народе была принята такая форма покаяния, пред народом, а по-современному – исповедь. Искусство покаяния и дар беречь свои помыслы сделали Иова в глазах Божьих достойным того, чтобы ради Иова Господь разрешил грех его трёх друзей. И Иов, конечно же, прообразует священство Нового Завета. Это видно на примере того, как он обращался со своими должниками и их долговыми обязательствами, ибо главный способ причинения страданий человеку в те времена, был способ взимания его долга. Задача Иова – предъявить своё сердце, и показать, что кроме первородного греха у него иного нет. (Гл. 35 стих 35) Долг предъявлялся к взысканию, когда поверх плеч должника клали его расписку и при народе требовали долг к возвращению. Прощение же долга могло быть тайным, не при народе. В литургической поэзии Нового Завета есть символический образ прощения грехов: «Христос рукописания наших грехов растерзавый…» (молитва 6-го часа). Иов рвал долговые расписки бедняков, не требуя долгов к возврату. Так Иов предъявляет своё сердце, так ведёт исповедание пред Богом. В своих последних словах Иов возвращается с чего начал, с грехопадения в том смысле, что земля кричит к Небесам от невинно пролитой на неё крови, а борозды её плачут и не только от крови, но и от всякой злобы людской. Земля пустеет и перестаёт плодоносить. Этой силы плодоношения земли лишён был Каин. «Если силу земли я ел один без почитания…», говорит Иов, т.е. если земля прилагает свою силу к труду человека, то человек должен ей воздать благодарение и почтить её. Это Иов умел и знал как сделать. После грехопадения человек несёт на себе печали, но приносит в мир ещё и свой личный грех, обижая другого человека. Таким образом, Иов говорит, что к той печали, что от грехопадения, я ничего не прибавил своего никому – первородный грех на мне, другого нет. А если я солгал, то взойдёт мне крапива и терновый куст, говорит Иов. Т.е. если я согрешил, то будь я проклят как Каин – смысл исповедания Иова. Это был конец последней 9-й речи Иова. И, после своего исповедования «упокоился Иов в словах». Умолчали и три друга его, ибо не знали что сказать, т.к. Иов был прав пред ними.
Появляется новое действующие лицо – Елиуй. Он начинает говорить с гневом. Кто же такой этот Елиуй?.. Это имя встречается в Священном Писании в 1-й книге Царств. Сказано, что он был – вузитянин, а Вуз был сыном Нахора, брата Авраама и его племянником. А старшим братом Вуза был – Утс, по имени которого названа земля, где происходит действие книги. Таким образом, Елиуй мог быть родственником и земляком для Иова. Возможно, поэтому книга не упоминает о его приходе перед вступлением в разговор. Ещё возможно и то, что при этом разговоре и споре могли присутствовать и другие слушатели и этот спор друзей мог быть публичный. Библейская критика считала появление и речь Елиуя позднейшей вставкой, однако по контексту книги можно будет убедиться, что это не так. 32 глава. Говорится, что Елиуй сильно разгневался на Иова за то, что тот объявил себя правым пред Господом, и на трёх друзей, что не смогли убедить Иова в его неправоте, т.е. признали правоту Иова в его споре с Богом и тем самым они как бы обвинили Бога. Елиуй не мог перебить спорящих друзей, потому, что был младше, но когда все замолчали, он возвысил гневный голос. Важно ещё заметить, что Господь ничего не сказал Елиую даже в конце, в развязке, хотя он присутствовал во всё время спора. А почему? Вспомним, а в связи с какими событиями и персонажами Священной истории можно сопоставить Елиуя и его гневную речь?
Исследователь Писания Ф.Н.Козырев исследует вопрос Богоявления по аналогии явления Господа пророку Илие. В книге Иова первое явление Господа было сквозь бурю и облака, а второе из облака тихое. Так вот, до первого грозового явления должен был быть предтечею сильный ветер, сокрушающий скалы, как было пред пророком Илиёй. Этим предтечею и выступает Елиуй в духе и силе Илии. Елиуй должен как бы предшествовать явлению Господа, ибо в нём, как и в пророке Илии, преобладает дух ревности и обличения о Господе. Даже имя Елиуя – «Элиху – Он мой Бог» прямо указывает на имя – Илья – «Эльях – Яхвэ есть Бог». Одним словом – как Илья. Поэтому Елиуй не участник диалога, он не спорит, не убеждает. Он готовит явление Господа и Его речи, и поэтому в финале Бог ничего не говорит об Елиуе. В самой речи Елиуя нет ничего кардинально нового, но Елиуй грозен как предтеча и как пророк. Однако и он человек. Прежде чем явится Господь высказаться должен человек, но в особом качестве. Богу угодно, чтобы человек научался от человеков. Однако в речи Елиуя важно то - как он говорит. (32 гл. 7 стих) Во-первых он говорит не от опыта жизни, а от дыхания Господа, от Его Духа, который в человеке. Во-вторых, Елиуй говорит от такой полноты сердца, что не говорить он не может, так же как и Иов, говоривший из «недра кипящего». В-третьих - всё, что Иов говорил, Елиуй повторяет с другим чувством и смыслом, потому, что Истина должна ещё раз прозвучать, ибо там, «где двое или трое собрались во имя Мое», там Премудрость. В-четвёртых, Елиуй Иову не уступает в дерзновении в том смысле - Ты искал посредника, вопрошает Елиуй Иова, так судись со мной.- Иов говорил со страхом Божьим, но Елиуй идёт дальше, он предлагает теодицею, как восхваление Бога перед лицом Аваддона. В пятых, Елиуй говорит, как лично спасённый Богом. Когда же Елиуй всё это выскажет, происходит какой-то необычайный прорыв в его душе, и он начинает пророчествовать в конце своей речи. Важно заметить, что когда Елиуй слушал слова старших, он отмечал про себя, что это как бы их время говорить и уважал мудрость старших. Так или иначе, но все участники разговора ссылаются на традицию, на преемственность. Человеку важно знать традиции рода, мудрость поколений, предания отцов. Это опора духовного состояния личности. Но эта традиция должна каждым человеком проживаться заново, вновь обретаться в действии Духа. Однако, традиция, которая держится только предания старцев и отцов как человеков - недостаточна, ибо она может привести к тому, что отвергнет Миссию. Так и Христос ответил фарисеям - Вы устранили заповедь Божью преданием вашим.- Поэтому Елиуй говорит, что я молчал, ибо думал, что в вас говорит мудрость, традиция живая. И начинает говорить прямо от создания человека (Быт.2:7) «И слепил Бог человека прах от земли и вдунул в лице его дыхание Жизни. И бысть человек душою живою». Человек принял оживляющее и вразумляющее действие Духа Божия, когда вся Троица действовала совместно. С этого момента начала истории начинает говорить Елиуй. Не с традиции и заветов отцов. Слова просто давят его изнутри, и он вступает в поединок с Иовом. Он уравнивает себя с Иовом, говоря, что слова его не от него самого, а от Духа Божия. Иов судился с Богом, зная, что не прав, а Елиуй говорит Иову - судись со мной, при том, что речь Елиуя направлена против Иова и, в то же время, согласная с тем, что говорил Иов. Так говорят мудрые друг с другом пред Богом, ибо где двое или трое собраны во имя Божье, там Премудрость.
В речи Елиуя начинает звучать главная тема, тема теодицеи, оправдания Бога. Вопрос Елиуя звучит так - знает ли Иов как Господь заботится о человеке?..- Он говорит о трёх путях Господних. Первое - откровение в бодрствующем состоянии. Второе - видения в полусне. Третье - вразумление через страдания, болезнь, обращение и покаяние. Первый путь, это событие редкое. Так Господь вразумлял Мариам и Аарона, брата Моисея, из книги «Числа». Так бывает однократно. Второй путь - в полусне или в исступлении. Тогда человек слышит Бога особым образом, через тонкое веяние, когда в тишине слышится Глас Божий. Это первый и второй путь. Третий путь это исповедание через болезнь, т.е. сердцем ко Господу, устами к человеку. Такова форма ветхозаветного покаяния. Иов выражал его перед множеством людей. Но Елиуй говорит, что достаточно и одного человека, тогда, говорит он, и один из ангелов смертоносцев не уязвит человека. Этот ангел есть ангел Божий и Сам Бог посредник, ибо имеет власть помиловать и предлагает выкуп за человека. Это, конечно же, образ Мессии. Эта идея жила среди собеседников, и они интуитивно предчувствовали необходимость пришествия посредника-Мессии. Этот ангел Божий также силен обновить и восстановить плоть человеческую. Свидетельство тому есть в Ветхом Завете. Это Авраам и Иов, которые в глубочайшей старости ощутили обновление и восстановление своей плоти, что дало им способность в старости зачинать детей. Итак, третий путь промысла Божия о человеке сопряжён со страданием. Т.е. Бог страданием предостерегает человека от греха и обращает к покаянию и исповеданию. Важно то, что страдание посылается человеку не за грех, этот вектор не однозначен, но для исповедования и предостережение от греха, чем человек присоединяется к обществу людей оправданных пред Богом. Чувство самоукорения и благодарности Богу возникает после очищения и помилования. В псалмах это особо засвидетельствовано. (Пс. 102). Итак, Бог тремя способами заботится о человеке, говорит Елиуй, и что он лично Богом спасён. Это была его первая мысль - о путях Промысла Божия о человеке. Иова он не опровергает, но Бога защищает. Теперь Елиуй приступает к своей главной мысли - оправдания Бога пред лицом зла, которое хочет быть беспредельным. Это и есть теодицея. Он просит Иова умолчать, дабы научить Премудрости. Он говорит на равных с Иовом о Премудрости, поэтому и закончить должен пророчеством.
Свидетельство о публикации №224090201566