Пушкин Следы пасквиля в Рим
Справка Викицитатника:
Па;сквиль (устар. па;шквиль от нем. Pasquill, из итал. pasquillo) — сочинение, содержащее намеренные карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, коллектив, организацию и т. п. Как правило, пасквили имеют гротескную публицистическую или беллетристическую форму, близкую памфлету или пародии. Чаще всего используется как средство дискредитации противников. Не является «узаконенным» литературным жанром. Слово «пасквиль» происходит от топонима «Пасквино» (итал. Pasquino), народного прозвища статуи в Риме близ Пьяцца Навона, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определённых лиц, прикрепляли свои произведения. Отсюда пасквиль, понимаемый в ругательном значении, стал вообще обозначать клевету, часто анонимную.
По воинскому артикулу Петра 1 от 1715 г:
Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не изобразит
(см. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. ; М.: Юридическая литература, 1986)
У Пушкина:
А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами;
Не понимая нас, мараешь и дерешь;
Ты черным белое по прихоти зовешь;
Сатиру пасквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом, Куницына Маратом.
(см. — Александр Пушкин, «Послание цензору», 1822)
То есть для нашего со-создателя привычного нам литературного языка пасквиль был видом литературного жанра
Мы не будем рисковать утонуть в исторических дебрях пасквелеведения. Спроси любого и он скажет = да, что мудрить, - это клевета, ябедничество и навет
Поэтому, помня что пасквиль имеет латинское происхождение, а именно римское, поищем и мы там следы пасквиля от 4 ноября, окончательно выведшего Пушкина из себя, ошибочно удившего его автором Геккерна и попытавшегося сорвать зло на его сынишке Егорке Дантесе.
И тут на память нам приходят:
- Долли Фикельмон (ур\ю. Тизенгаузен) и история ее отношений с Пушкиным,с его женой и Геккерном с Дантесом
- Зинаида Волконская … история отношений с ней Пушкина, ее римская резиденция, Гоголь и российские католики
Об обеих мы писали тут = 19. 13. Пушкин, пасквиль - Итальянский след. Егор Зыков
И потому отметим одно:
Пушкин, поначалу называвший Волконскую «царицей муз и красоты» в стихах, вдохновленных ею, затем величал ее ведьмой и в непристойных выражениях писал о ней и ее кавалере, итальянском певце графе Миниато Риччи.
«Я от раутов в восхищении и отдыхаю от проклятых обедов Зинаиды», – писал Пушкин в 1829…
Прим. Граф Риччи из-за Волконской развелся с женой, а Зинаида Александровна перешла в католичество и уехала с ним в Италию. Они прожили вместе до конца дней Риччи, которого княгиня пережила на два года. О последних 30 годах жизни Волконской в Италии сохранились весьма противоречивые свидетельства. Говорят, что княгиня не только стала ревностной католичкой, но и дошла до религиозного фанатизма.
В ст. 1. Второй венок Зинаиды Волконской Пушкинский Ключ читаем:
«Пушкин этого знать не мог, когда писал своё послание княгине Волконской, но жизнь странным образом отредактировала его строки:
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком…
А может, это сама Зинаида Александровна «подсуетилась»? Чтобы никогда ни у кого не всплывали в памяти неприятные для неё аналогии: сердечные отношения с царём Александром I и свойственные родственные связи с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, таящие в себе возможность существования предательства декабристов. Не для того ли, чтобы исключить даже намёк на этот смертный грех, было и совершено предательство православия? Католичество – это всё равно Бог, пусть чужой, европейский, но всё равно христианский. И тогда возникает совсем иной двойной венок – православие и католичество – вот как она сама «отредактировала» Пушкина. И этот вариант Зинаиду Александровну Волконскую устроил полностью. А пушкинские два венка – две стороны её жизни: блестящая, под знаком искусств, и затенённая тайной провала декабристов, где есть и её лепта – пусть навсегда канут в ненасытную Лету. Остаётся только восхищаться её философическим умом и умением блестяще выйти из затруднительного положения, возникшего по беспечности молодости.»
***
А теперь встанем на тропу – Пушкин - Волконская – Бенкендорф – неосторожные слова поэта на грани грязной эпиграммы – злоба и месть = пасквиль
***
Последняя квартира Пушкина в СПб была в доме княгини С. Г. Волконской на набережной реки Мойки «у Конюшенного мосту» - семья Александра Сергеевича Пушкина снимала квартиру с начала сентября 1836 г.
Свидетельство о публикации №224090200234