Глава 4. Армен принимает ислам
Родители Армена были категорически против того, чтобы он женился на мусульманке. Родители дочери поставили перед Арменом условие, что он должен принять ислам, ведь по шариату мусульманская девушка не может выйти замуж за не мусульманина. В общем, радость двух влюбленных обернулась горем двух семейств – родителей Армена и родителей Фатимы. И конечно же, горем для Мари-Антуанет, которая то писала любовные письма Армену, подкидывая их под двери ювелирной лавки, то ходила в церковь просить Бога вразумить несчастного болвана, то ходила к гадалкам обучаться магическим навыкам заговора и приворотного зелья.
Армен так сильно влюбился, что согласился принять ислам. Фатима, хоть и являлась мусульманкой, но их семья была внешне светской. Девушка не носила паранджу или платок, и это успокаивало Армена. Он думал, что примет ислам на словах, а дальше будет продолжать жить как привык. Ведь он ничего плохого никому не делает. Проводит дни за работой, не лжет, не крадет, не выступает с нападками на представителей какой-бы то ни было религии.
Ох! Не знал Армен тогда, что такое ислам и мусульманская семья! С виду семья может быть светской, но сознание людей пронизано исламом полностью. Братья жены не только регулярно ходили в мечеть, но и просыпались на рассвете, чтобы помолиться. Когда они приходили в гости к Армену или в лавку, и наступало время молитвы, то они непременно расстилали коврики и прилежно исполняли свой молитвенный долг. Более того, они требовали, чтобы Армен, нареченный Омаром Абу Убейда аль-Армани, молился вместе с ними. Это доставляло Армену много неудобств, т.к. братья сестры могли появиться в любой момент и отвлечь его от работы. А в выборе между работой и молитвой они решительно говорили армянину неофиту, что работа не должна отвлекать от самого главного – молитвы. А в рамадан еще и от поста.
Армен очень скоро начал страдать. Для своих родственников и друзей армян, православных ливанцев и маронитов, он превратился в отступника. Для родственников жены – неблагонадежным армянином, которого необходимо учить исламу и правильному поведению в обществе. Армен чувствовал себя измотанным духовно и психологически. Дела в работе у него стали идти из рук вон плохо. Вдохновения не было.
Тут он вспомнил слова своего учителя Тиграна Вардгесовича о коньяке, который раскрывает творческий потенциал. После первой рюмки ему стало лучше. Хотя коньяк и поднимал настроение, но в целом его духовное состояние и социальное положение ухудшились. Фатима видела, как её муж увядал на глазах. И тут в ней проснулась некая сакральная женская мудрость. Она попросила Армена, нареченного Омаром Абу Убейдой аль-Армани,рассказать о себе, своем детстве, молодости, как он стал ювелиром. Когда он рассказывал, она видела, как он оживал, и доброта наполняла его сердце.
Затем она попросила рассказать об армянах, их истории, о христианстве. Она могла приходить к мужу и подолгу рассматривать его творения: великолепные медальоны с образами святых, изображениями Девы Марии, Иисуса Христа. Будучи беременной она больше всего любила рассматривать те ювелирные изделия, на которых изображена Богородица с сыном Иисусом. Сколько нежности и любви она видела в этих работах!
Мать Армена, Тамара Давидовна, снова стала приходить в лавку и приносить что-нибудь поесть. Она любила сына и не могла его оставить, хотя грусть сжимало ее сердце больно. Отец, братья и сестры почти совсем перестали с ним общаться.
Несмотря на то, что вся родня избегала общения с Арменом и его новообразованной ячейкой общества, ситуация развернулась неожиданным образом. Мать Армена и его жена как-то разговорились об Аре и нашли общий язык. Обе переживали за него и его духовное состояние. От слова к слову, женщины разговорились. Тамара Давидовна рассказывала невестке об Армении, армянских традициях, о христианстве, о жизни христиан в Ливане.
Фатима не сразу, но тоже раскрыла свое сердце свекрови. Она поведала, что училась в хорошей школе и была лучшей ученицей в классе. Несмотря на это, отец её регулярно бил «для профилактики», а братья запирали одну дома, когда с отцом уезжали куда-нибудь. В институт она поступила без поддержки со стороны отца, который хотел её выдать за двоюродного брата. У арабов мусульман такие близкие родственные связи не только не запрещены, но поощряются.
Когда Фатима окончила школу, директор школы, христианин по вероисповеданию, помог ей подать документы в институт на филологический факультет, чтобы изучать французский язык и литературу. Братья над ней смеялись, а отец с матерью уже готовили свадьбу с двоюродным братом Хусейном. Она бы никогда не смогла продолжить свое обучение, если бы ни заступничество её деда Арефа, который, хотя и не окончил школы, но очень ценил образованных людей. В прошлом году её дед умер, и отец с матерью снова накинулись на дочь и настояли, чтобы она бросила учебу на третьем курсе. «Зачем твоему кузену жена с дипломом? Ему нужна хорошая и послушная домохозяйка!» - говорили хором отец, мать и братья Фатимы. Только младшая восьмилетняя сестра приходила утешить её.
Тамара Давидовна очень прониклась рассказом Фатимы. Обняв свою невестку и немного помолчав, она с твердостью в голосе сказала:
- Фатима, ты мне сейчас как дочь. После того, как родишь ребёнка, я сделаю все, чтобы ты вернулась в институт и продолжила своё образование. Моему сыну нужна образованная жена, а моим внукам – образованная мать.
- Спасибо, тётя Тамара! – зарыдала Фатима.
Женщины обнялись и заплакали вместе.
Какого было удивление Армена, который из своей ювелирной лавки вошел в мастерскую и увидел там двух обнявшихся и рыдающих женщин.
- Ей-ей! – воскликнул он. – Что случилось?
- Ничего, - ответили женщины хором. – О тебе говорили...
- Я же ведь не умер еще!
Свидетельство о публикации №224090200548