Воспоминание о службе в армейке. Глава. 99 Мемуары

Фото из архива автора

Глава. 99               Тейпы в Чечне.


Хорошо это или плохо, но человек есть свободный творческий дух. Отсюда тот очень странный мир, в котором мы живём, - мир непрерывного творения И, следовательно, непрерывных изменений и опасности.

Джойс Кэри - британский писатель и художник ирландского происхождения


Отличаются родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание.

Тейп - Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным. Отношения между русскими и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов.

Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит - совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными.

Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Также соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявляет кровную месть убийце. Также всё чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В русских тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе.

От старшего поколения молодое зачастую получает определённый объём информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

На Кавказе говорят: «Благородный сын всегда берёт пример со своего знаменитого отца». Вот почему в кавказских семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери.

Уважение к старшим, как одно из важнейших требований нравственности, у чеченцев и ингушей признаётся высшим достоянием личности.

Итак, проанализировав полученную информацию, я решил обратиться к родителям непослушных детей посредством писем. Ведь дети дорожат мнением родителей и должны позитивно отреагировать.

Кроме того я написал несколько писем руководителям поселковых советов разумно полагая, что эти лица являются выходцами из противоборствующих и конкурирующих тейпов.

Вся фишка состояла в том, что эти письма отправлять я не планировал, а лишь хотел посмотреть на реакцию упоминаемых в письме лиц. Результаты эксперимента меня поразили. Вот что произошло.

В письме я прямо указал, что сын отказывается выполнять законные требования командиров и при необходимости отец может сам приехать по указанному адресу и убедиться в справедливости описываемых мной событий.

Отозвав, одного из призывников с Чечни в Ленинскую комнату я дал почитать оба письма, адресованные и родителям и в поселковый сельсовет. Кстати некоторым из новобранцев мне пришлось письма зачитывать вслух, так как они настаивали, что плохо читают по - русски.

Итак, прочитав оба письма боец некоторое время сумрачно молчал и по внешнему виду выражения его лица стало видно, о происходившей у него в душе внутренней борьбы. Наконец он устремил  на меня пронзительный словно рентген взгляд.

Недаром говорят:  «Глаза – это зеркало нашей души». Он видимо искал во мне хотя бы тень сомнения. Но я, как ни странно, смотрел прямо и открыто. Это было сродни жёсткой схватки в психологической дуэли.

Через некоторое время он произнёс:
- Командир не отправляй письма мне домой ! Лучше пусть меня здесь сразу убьют ! Это будет позор не только для моей семьи, но и для всего моего рода. Я терпеливо ему объяснил, что никто от него не требует невозможного !

Необходимо только следовать букве воинского устава и не более того. Мне всё - таки удалось его убедить.

И в конце беседы я сообщил:
- Мне не хочется для тебя неприятностей, но твоё будущее полностью зависит от тебя самого и твоих правильных поступков !

Он попросил меня на время его службы не сообщать о нашем разговоре посторонним и я, пообещав, сдержал слово. Я умел держать своё слово.

Мне мой папа ещё в детстве говорил: «Человек должен держать своё слово, а кто не держит его, подобен дикому зверю !».

Я хорошо запомнил его слова и неотступно следовал отцовскому завету. После этого я переговорил с остальными призывниками из Чечни и Ингушетии, и они также согласились служить по воинскому уставу.



Продолжение следует …


Рецензии
Добрый день, Сергей!
Мудрое решение! Респект. Знаю об ответственности кавказцев перед родом, да и у любого человека она есть, у чеченцев в высшей степени, пожалуй. Я бы не хотел такого письма домой.
Почему только эта идея не пришла в голову замполиту, например, а лишь младшему командиру?

Жму зеленую, читаем дальше!

С уважением, Андрей



Андрей Полторацкий   02.09.2024 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей, за добрый отклик !
Вы совершенно правы - это хлеб замполитов, но работа с их стороны вообще в воинских частях, где мне приходилось служить была весьма слабой.
С теплом ...

Сергей Никитин7   03.09.2024 12:16   Заявить о нарушении
О чем и речь. Слабой, это еще мягко сказано. Замполит, которого уважали солдаты вообще редкость. Я вот только одного знал.

Андрей Полторацкий   03.09.2024 13:32   Заявить о нарушении