Какое дело Богу до человека?..
Иов обратился к Богу со словами: «Господи, я же бремя для Тебя», говоря это о своих мучениях, будучи уверен, что Бог человеколюбив. (10 гл. стих 3) Смысл этого выражения в том, что для Бога не хорошо, когда человек невинно страдает. Но совсем не так думают три друга Иова. Во всей их полемике главной темой звучит вопрос – «Какое дело Богу до человека?..» На эту тему Елифазом был высказан сильный аргумент в своей третей речи: «Какая забота Господу, если ты был непорочен делами и какая Ему польза, если простым сделаешь путь твой? Разве Тот, кто творит слово твоё будет обличать тебя и пойдёт вместе с тобой на суд?» Т.е. если Бог сделал тебя словесным, о чём Ему с тобой говорить? Что творение вообще может воздать Творцу?.. Иов отвечает Елифазу в своей 8-й речи в том смысле, что – Ты спрашиваешь какая забота Господу обо мне? Но только бы мне услышать, что говорит Господь мне.- Иов уверяет окружающих, что он судиться с Богом не перестанет. Отвечая своим друзьям, он не с ними спорит, он говорит, что на этом суде с Богом встретились два действующих лица – Иова и Творца. Однако Иов даёт знать что то, что он говорит на этом суде ему же самому в тягость. Иов судится с Богом, зная при этом, что Бог прав и требуя, чтобы Бог до конца довёл этот суд. Но во всём этот суде Иов доверчив Богу. А доверчивость это сыновние отношения, поэтому Иов уверен, что Творец не таков, чтобы подавлять тварь своей мощью. И это тоже одна из важных мыслей всей книги Иова. Бог человеку близок, поэтому Иов и осмеливается судиться с ним. Он всем сердцем желает встретиться с Божеством, но при этом чувствует свою богооставленность со всех четырёх сторон света. Во-первых с востока, ибо это Божья сторона и Его лицо, а человек обращён к нему лицом. Запад – это сторона противоположная. Север – это сторона, которую держат все сторонники Божьи, левая сторона. Юг – это сторона противников Божьих – правая сторона. В сюжете Господа о символических животных орёл, символ богоборчества, смотрит именно на юг. Иов чувствует свою богооставленность, но он остаётся верен Богу. Это большое испытание. Конечно же, это прямая аналогия и самый кульминационный её момент – Голгофа, когда Иисус по своей человеческой природе был оставлен Богом. И это ответ на вопрос – Что творение в лице Иова может воздать Творцу?.. Ответ – Бог и человек взаимонаправлены друг другу, даже тогда, когда человек Богом оставлен, потому, что человек – Образ Божий, и человек призван разрабатывать в себе этот Образ в сторону уподобления этому Образцу. И как же Бог может быть равнодушен тому, что происходит с его Образом?.. Несомненно, между человеком и Богом связь обоюдная. И Иов знал это и был уверен в этом, потому, что чувствовал это. Он говорит: «Господь умягчал сердце мое…». А нам понятно чем – страданием. Апостол Павел так об этом говорит: «Скорбь соделывает терпение. Терпение соделывает опытность. Опытность соделывает надежду, а надежда не посрамит, ибо Любовь Божья изливается в нас Духом Святым через страдание».(Рим. 5:3-5) Эта мысль являет собой достоверность религиозного опыта. Вероятно, другого пути здесь для человека нет. Именно таким опытом Иов познал, что связь Бога и человека обоюдная и жертвенная. Иов познал это даже ещё до своих страданий, что и помогло ему их вынести. А Елифаз не знает, что человек должен пройти по этой цепи, которую высказал апостол Павел. В конце этой цепи и явится человеку истинная Любовь Божья. Однако, при всём этом необходимо всегда знать и помнить, что Вера, Надежна и Любовь не обезболивают.
Господь умягчал сердце Иова и страдания не переставали, а его требование Правды Божьей не утихало, потому, что невинные страдают, как он говорит, потому, что он вокруг видит, что обижают вдову, сироту, немощного, кроткого, нагого и, символ невинного страдания – «душа младенцев восстенала весьма». «Сам же Бог почто не сотворил посещения им?..», дерзновенно вопрошает Иов. Да, он познал Любовь Божью, но тут же требует от Бога правды. Эти две вещи связаны между собой. Это одна из антиномий религиозного сознания, которая примет и Христа распятого, и Христа Божью силу и Премудрость. (1 Иоанн 3-16) Апостол объясняет что есть Любовь Божья: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою…» Христос говорит о тех, кто ждёт от Бога правды: «Блаженны алчущие и жаждующие правды, ибо они насытятся». Это значит, что Бог действует в нас, алчущих и жаждующих… А Иов больше нежели жаждал, Иов - требовал. Такие же как Елифаз - не жаждут и не требуют, и не примут Христа Спасителя. Познавший Любовь Божью и жаждующий правды, такой человек воистину мудр.
Человек червь?.. Премудрость
«Какое дело Богу до человека?..» Иов ответил Елифазу на этот вопрос. Теперь же в спор вступает Вилдад, говоря: «Как будет праведен человек пред Господом, или кто рождённый от жены может очистить себя, если Бог Луне повелевает - и она не сияет, звёзды не чисты пред Ним. Ей же, человек - гной и сын человеческий - червь!..» Образ Иова это образ сидения живым во аде, а Вилдад даёт знать Иову - Ты и есть то, в чём сидишь! Это яко бы смирение Вилдада пред Богом превратилось в совершенное уничижение до червяка. Поэтому, по его словам, можно сделать вывод, что истинно настоящее место человеку - Шеол.
Итак, отвечая Вилдаду, Иов говорит свою последнюю речь. Иов не защищает напрямую человека, он говорит: «Бог не таков, чтобы человек был червь». (26 глава) Негодная речь Вилдада заставила Иова говорить, прежде всего, о величии Божьем и описывать его от низа (аваддона) до верха (севера, стороны Божьей). А если есть север, то есть и юг, противник Его, но север не географическая сторона Света и простирается, как сказано – «ни на что». Та же мысль, что если Бог есть Свет, то этим не подразумевается, что есть тьма. Иов напоминает о Первом Дне Творения, когда говорится, что «Бог создал Мир из ничего». Земля этого Дня была пуста, а материя невидима, сокрыта как божественный север. Вся Земля, как сказано – «Висит ни на чём», т.е. Бытие Мира не имеет в себе иного основания кроме Творца. Вот такой ответ Иов даёт на вилдадовского червяка. Иов имеет ввиду то, что Бог непознаваем: «Бог связывающий воду в облаках своих и не расторгается облак под Ним». Облако есть символ посещения и покрова Божьего. «Не расторгается» значит, что Бог не проницаем, так же как и Престол Его сокрыт. Это основа и начало богословия, которое упоминает Иов, отвечая на вилдадовского червяка. Далее Иов говорит об устройстве Мироздания, о границах вод и границах Небес, т.е. между духовным и материальным миром и об укрощении демонических сил. Эти границы соблюдаются крУгом и наблюдаются кругОм. Отсюда – «Небесного круга верхотворче», обращение к Богу в литургической поэзии. Иов говорит о началах Мироздания и внезапно начинает пророчествовать: «Столпы Неба поколебались и ужаснулись от повеления Его». Если Небо имеет столпы, то здесь это суть служебные Духи Божьи, высокие ангельские чины. В литургической поэзии есть место, когда ангел Господень ужаснулся (исступил), увидев воплощающегося Господа (акафист Богородице). Т.е. в этих словах Иова содержится пророчество о Боговоплощении, поэтому он должен будет прямо сказать и о том, что: «Бог одолеет великого кита» (левиафана), но не силою, а – «ухищрением». Дух вражды не побеждается войной, а определенной хитростью, которой стала Голгофа.
Итак, Иов защищал Бога от неразумия человека и этим самым возвысился до пророчеств. Его речь меняется и становится образом гимна. Он приближается к теме о Премудрости Божьей. Вспоминаются слова Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Человек может иметь чистое сердце, может быть свят и совершенен, иначе как ему говорить о Премудрости?..
Далее Иов говорит: «Бог чин положил тьме и всякий предел Сам испытывает, камень тьмы и сень смертная». Только Творец испытывает Премудрость. Для человека это невозможно. Пресечение потока от праха - это смерть, ибо прах из которого явится человек, разлит в утробе как вода. Значит, поток от праха - это жизнь. Далее – «камень тьмы». Это смерть человека и пресечение этого потока от праха. Далее: «Забывающие путь правый изнемогли от человеков. Земля, из неё же изыдет хлеб, под нею обращается как бы огонь». Вспоминаем каинский грех, при котором грешники, Богом забытые, становятся колеблющиеся и шатающиеся ногою, ослабевают и сетуют. Каину земля не даёт своей силы и ему дано лишь подземелье Шеола. Поэтому далее сказано: «Земля, под ней же огонь».
Далее о Премудрости говорит Иов: «Стяжи Премудрость больше, чем нутряное. Она удивилась от всякого человека и от птиц небесных скрылась. Аваддон и смерть сказали - мы слышали слух о ней. Бог хорошо составил путь её. Сам и ведает место её, ибо Сам Поднебесную всю надзирает, ведающий всё на земле, что сотворил». Это значит, что Аваддон и смерть будут побеждены Премудростью - Христом и только Бог знает её путь, поэтому одно из имён Христа - Путь. А человек не знает Её пути, а может только следовать по пути. Не знают ангелы, не знает сатана, что видит всё высокое. Тогда в чём же путь Её? Как было сказано: «На камне высокообрывистом Он простер руку свою, ниспроверг из камней горы». Т.е. Голгофа и Воскресение это переворот в Мироздании от глубины до выси, от корней до вершин гор. Таким образом, упоминание камня «высокообрывистого», ставшего образом Голгофы, более, чем уместно в речи о Премудрости. Таким образом, Премудрость - это есть такое отношение Творца к миру, когда Творец присоединяет к себе тварную природу, не смешиваясь с ней. Именно таким было Боговоплощение, когда Бог присоединил к себе человеческую природу до конца, до смерти, что проявилось на Голгофе. Итак, Божья Премудрость явилась во Христе. Никто не знал Её путей. Тогда о чём же пророчествовали пророки?.. Дело в том, что они сами не знали и не понимали о чём. Но так говорили Иов и пророки. Апостол Павел говорит о Христе: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человека то, что приготовил Бог любящим Его».
Итак, Иов пророчествует, произносит слова, смысл которых станет понятным только христианам, когда Боговоплощение совершится. Сам же Господь в речи к Иову уподобил себя дождю. Иов сам дважды приступал говорить об этом дожде. Первый раз в пророчестве о победе над дьяволом: «Бог повелением умертвил змия отступника. Вот это части пути Его и при влаге слова мы услышим Его, но мощь грома Его, когда Он сотворит, кто ведает?» Т.е. слова Божьи как семя нуждаются во влаге, чтобы прорасти. Когда Господь в облаке приклоняется к человеку, то душа чует как бы влагу облачную, влагу словесную, живое присутствие посещения Божьего и слышит Бога в слове. Но она услышит и гром, и «тогда явятся источники вод», Господь воспримет человека, зачавшись как Сын Человеческий в утробе жены из первичных вод.
Второй раз Иов говорит о дожде в речи о Премудрости. Смысл речи - Бог Сам ведает Премудрость. Он исчислил влагу словесного облака. И тогда «Он изъявил Премудрость» и пошёл по этому пути. Речь о Боговоплощении, ни о чём другом. В масаретском тексте здесь сказано точнее: «Бог создал для Духа вес и вОды размерил по мерке», т.е. Дух Божий нашёл на деву и зачался Христос в теле. Евангелие от Иоанна: " Бога не видел никто никогда, Единородный Сын сущий в недре Отчем Он явил» (исповедал).
Возвышенную речь о Премудрости Иов заканчивает так: « И Бог сказал человеку: се, богочестие (страх Божий) есть - Премудрость, удаляться от зла – разумение». В обиходном понимании это и есть - совесть. Как и все пророки, Иов не знал, о чем он пророчествовал, но он сказал свою речь в контексте последнего ответа Вилдаду: вопрос - человек червь?.. Ответ - Бог ВОЧЕЛОВЕЧИТСЯ. Для чего?.. - К Славе нашей, человеческой. Во Христе явилась Слава человека. Но человек во Христе прошёл через полное уничижение, через крест, при жизни символом которого был червь, т.е. Богочеловек на кресте был - червь. Пророк Давид тоже не мог этого представить, но в псалме 21-м об этом как раз и говорится: «...аз же есть червь, а не человек, поношение человека и уничижение пред народом» (Пс. 21-7). Если в книге Иова мы находим учение о человеке, то необходимым моментом этого учения будет уничижение Богочеловека и Его человеческой природы до червя по Своему милосердию. Поэтому Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы».
Свидетельство о публикации №224090200767