Таруса. Часть 4
Василий Алексеевич Ватагин, отметившийся художественным оформлением спектаклей в народном тарусском театре Поленова, влюбился в Тарусу еще с её первого посещения в 1901-ом году, а после женитьбы на младшей дочери художницы Антонины Леонардовны Ржевской в 1913-0м году, купил старый дом на окраине Тарусы и стал перестраивать его по своему собственному проекту.
К этому времени он был уже известен, как художник и скульптор анималист, много творческих сил отдавший сотрудничеству с московским зоологическим музеем. Ему тогда покровительствовал и отправлял в командировки по всему свету директор этого музея Михаил Александрович Мензбир, русский и советский зоолог, основатель русской орнитологии, профессор московского университета, ставший в 1917-1919 годах его ректором. Таким образом уже к началу второго десятилетия нового 20-го века, Ватагин объездил практически все континенты планеты.
Только в 1913—1914 годах художник создал 180 акварелей и рисунков тушью во время поездки на Цейлон и в Индию.
Дом, купленный им на окраине города (Пролетарская ул., 35), "на опушке березовой рощи, откуда открывался чудесный вид на Оку и на заокские холмистые дали", Ватагин постепенно перестроил для себя в дом-мастерскую "по мотивам старой архитектуры Севера", как он сам определял стиль своей постройки.
Деревянный дом на каменном нижнем этаже первоначально был трехэтажным. В 1922 году верхний этаж был разобран, а материал использован для пристройки. Позднее в высокой, крытой гонтом кровле была устроена мансарда (1965).
Несмотря на то, что дом невелик, его архитектура отличается богатством стилистических оттенков. Каменный низ с упрощенными наличниками и поясом поребрика придает ему облик рядовой городской застройки рубежа веков. Асимметрия пространственной композиции, крутые кровли с незначительным выносом карниза и контрастное сочетание больших квадратных окон с ровным срубом стен второго этажа указывают на определенное влияние архитектуры модерна. Желанный художнику колорит северного зодчества придает дому крутая наружная лестница-рундук с башенкой-крыльцом, на дверных полотнах которой по рисунку Ватагина выполнены стилизованные узорчатые жиковины (металлические полосы с петлями для навески двери).
Интерьеры дома также оформлены по эскизам художника. Сохранились стилизованная мебель и керамика, росписи по дереву и глине, созданные на сюжеты индийского эпоса. На эту же тему Ватагин выполнил декоративное панно, украшающее теперь его мастерскую.
Поселившись в Тарусе Ватагин писал портреты и тарусские пейзажи, но главной его любовью всегда оставался мир зверей: художник не только рисовал их, но и лепил, вырубал из камня, вырезал из дерева и кости. При доме был разбит сад, в котором разрослись посаженные художником березы, ели, пихты. Ватагин "населил" сад своими любимыми персонажами - каменными скульптурами "Мартышка" и "Горный баран".
Василий Алексеевич прожил долгую и очень насыщенную жизнь, покорив 85-летний рубеж.
За эти годы он удостоился звания профессора, академика АХ СССР, стал народным художником РСФСР и лауреатом Сталинской премии.
Продолжение здесь:http://proza.ru/2024/09/02/1065
P/S На коллаже слева направо: 1.В.А.Ватагин. 2.Дом Ватагина в Тарусе. 3.Картина "Лежащий буйвол". 4.Картина А.Л.Ржевской "Девочка у окна" Тарусская художественная галерея.
Свидетельство о публикации №224090200796
Спасибо, с удовольствием читаю. Простите, если повторяюсь, но это действительно так.
Мария Купчинова 03.10.2024 09:01 Заявить о нарушении