Об Иисусовой молитве

                Принято считать, что Иисусова молитва является необходимым условием монашеского быта и неотъемлемой частью исихазмы или духовного делания для всякого православного. Она призвана, через строгое соблюдения молитвенного правила и аскетического образа жизни, привести подвизающегося к богообщению, созерцанию Бога в сердце, стяжанию «Духа Мирна». Практика Иисусовой молитвы уходит корнями в далекое прошлое, когда в IV в., среди монахов египетской пустыни возникло движение исихастов или «молчальников». Их целью было безмолвие и отрешенность от мира, без чего невозможно тайноводческое [глубинное, сокровенное, тайное, высшее] богословие  и духовное возрастание. Свое обоснование исихазм получил в трудах известного богослова IV в. Евагрия Понтийского, а с V в., стал неразрывно связан с именем преподобного Иоанна Молчальника (Исихаста). Понятие «Исихия» в переводе с древнегреческого языка означает «молчание, спокойствие, уединение». Духовное наследие «молчальников» представляет большой интерес и требует отдельного вдумчивого изучения. Сейчас я не буду подробно на этом останавливаться из-за сложности темы. Поэтому исихазм мы рассмотрим только применительно к практике Иисусовой молитвы. Отмечу лишь, что с учением «молчальников» неразрывно связаны труды святителя Григория Паламы о Божественных энергиях или Фаворском свете, о чем мы поговорим отдельно.
                Как я уже говорил, движение исихастов зародилось вместе с монашеством, и не будет ошибкой признать, что оно положило ему начало, поскольку в основе иночества лежат уединение, стяжание бесстрастия, отречения от мира, сугубая молитва и строгая аскеза. Необходимость строгих условий монашеской жизни была вызвана реформами Константина Великого, который своим Миланским Эдиктом в 313 г, придал христианству статус государственной религии.  После этого, подражая Императору, в Церковь хлынули царедворцы и знать – бывшие язычники, которые смутно представляли себе, что такое новая вера, но зато хорошо помнили старую. Христианином за один день, по факту крещения, не становятся. Поэтому вместе с собой они привнесли в Церковь обычаи и навыки Древнего Рима, большей частью эпикурейского толка.  Однако, ортодоксальные христиане, не желавшие оскверняться «христианским язычеством», уходили в пустыни, где либо жили сообща, либо поселялись отдельно, чтобы в молитве и посте предаваться духовному созерцанию. Так возникло монашество. Его появление в III в., связано с именем преподобного Антония Великого – основателя отшельничества, подвиги которого были только началом, толчком к зарождению монашеской жизни.  Как явление в христианстве, иночество утвердилось лишь  в IV в. Тогда же появились и первые монастыри. Подвизающиеся в общежительных монастырях, стали называться «киновитами»,  а пребывающие в пустынном одиночестве  – «отшельниками» и «анахоретами».  Их подвигами закладывались основы спасительного жития, суть которого составляли суровая аскеза и молитвенное созерцание. Так, вкратце, возникло монашество, в недрах которого берет свое начало практика Иисусовой молитвы. Некоторые богословы считают, что в ее основе лежат слова слепого Вартимея, сына Тимея, который, сидя у источника в Иерихоне, вопил ко Христу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:47). Однако – это всего лишь догадки или теологумены, то есть личные богословские мнения. Ни в одном из древнейших святоотеческих текстов ранее IV в, не содержится поминания об Иисусовой молитве. Даже преподобный Максим Исповедник ни разу о ней не говорит в своих многочисленных трудах VII в.  Некоторые источники приписывают ее появление преподобному Варсонофию Великому в VI в., но ее современный вид связывают с преподобным Григорием Синаитом – величайшему подвижнику и одному из основателю движения исихастов  XIII-XIV вв.  А это уже время паламитских споров или дебатов святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским относительно нетварности божественных энергий  и Фаворского света. Сейчас я не буду останавливаться на этом вопросе. Он для вас важен лишь в том смысле, что связан с практикой Иисусовой молитвы. Как известно, причиной споров стало обвинение Варлаамом монахов Святой Горы и Фессалоников в мессалианстве или приверженности ереси богомилов, которые учили, что человек может вполне познавать Бога по существу и общаться с Ним лично. Это обвинение возникло, у получившего образование на Западе в духе католического ренессанса Варлаама, после ознакомления с практикой Иисусовой молитвы византийских монахов. Не поняв сути, этого делания, ученик католической схоластики набросился с обвинениями в ереси на святителя Григория Паламу и его учение. Григорий, в свою очередь, выступил в защиту «священнобезмолствующих», то есть делателей Иисусовой молитвы и обличил Варлаама в еретическом понимании Божественных энергий и сущности. Это породило  такие брожения в умах византийцев, что на прекращение смуты понадобилось почти десять лет с 1341 по 1351 гг, и несколько поместных Константинопольских Соборов. В итоге, ересь Варлаама и Акиндина, – его последователя, были осуждены, а сами они преданы анафеме. Так что же собой представляет Иисусова молитва Григоирия Синаита: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»? На эту темы написаны многочисленные тома богословских трудов, и вдаваться в ее детальное рассмотрение излишне. Ели говорить кратко, то смысл Иисусовой молитвы заключается в стяжании бесстрастия, очищении сердца от мирских помыслов, соединении со Христом и обретении укрепляющей благодати Духа в молитвенных и аскетических подвигах. Иногда Иисусову молитву также называют: «умно-сердечным деланием», «деланием сердца», «умной молитвой», «тайной молитвой», «священной молитвой», «сердечной молитвой », «трезвением», «хранением ума». Все они  раскрывают главные условия ее делания: уединение, сосредоточение ума, контроль за помыслами и движениями сердца, стремление к обожению, чего без строгости монашеской жизни достичь невозможно. Это обусловлено тем, что практика Иисусовой молитвы требует полной отрешенности от мира и концентрации ума на священных словах имени Божьего в условиях жестких ограничений. Человеку, обремененному мирскими заботами и добыванием хлеба насущного, такое делание не под силу. И не потому, что не может повторять слова молитвы, а потому что он лишен условий ей способствующих. Предупреждая об этом, святитель Игнатий писал: «Занятие подвигами, не соответствующими образу жизни, делают жизнь бесплодной». Как выше было отмечено,  святые отцы еще в древние времена расцвета монашества и умного делания, на заре Православия, когда монашество процветало духоносными отцами и преподобными старцами, указывали на то, что сама по себе Иисусова молитва не может привести к обожению и принятию Духа Истины. Тем более, это очевидно и сейчас. Поэтому в наши дни наступило время духовного, а не телесного подвига, пути к которому открыты каждому желающему спастись. Духовный подвиг подразумевает не только и не столько занятие Иисусовой молитвой, тем более в отсутствии опытных наставников, но и всякую внутреннюю работу над собой с целью очищения сердца от греха, страстей и привязанностей к мирскому. Есть еще важный момент в этом вопросе. Подобное духовное делание, требует неусыпного контроля со стороны опытного в духовной брани монаха-наставника, чего мирянин лишен по определению. В противном случае, самочинное занятие  Иисусовой молитвой приведет к тяжелейшим духовным травмам и гибели души, ибо такой делатель неизбежно впадет в бесовскую прелесть.
                Практика «умной молитвы» зародилась в Афонских монастырях в конце XIII в. и ближе к середине XVII в. ее духовное содержание умалилось и сошло на нет. Причина тому – оскудение духоносных отцов для обучения «сердечной молитве». Первым был преподобный Григорий Синаит, а последним – преподобный Нил Мироточивый (Афонский). Постепенно занятие «умной молитвой» превратилось в набор дыхательных и умственных упражнений, выхолащивающих ее суть. «Еще в древнем иночестве наметился уклон в сторону делания вопреки созерцанию», –  сетует преподобный Максим.  Как я уже сказал, правильное  занятие Иисусовой молитвой невозможно без непрестанного контроля со стороны опытного наставника, который страхует ученика от пропасти погибели. Многие могут возразить и сослаться на святителя Игнатия Брянчанинова, который в многочисленных письмах и сочинениях призывал к совершению умного делания. В частности, он пишет: «Займемся молитвою Иисусовою бескорыстно, с простотою и прямотою намерения, с целью покаяния, с верою в Бога, с совершенною преданностью воле Божией, с упованием на премудрость, благость, всемогущество этой святой воли». Однако, в другом месте, святитель говорит, что за всю жизнь встретил только одного делателя умной молитвы, который преуспел в ней на Афоне. С этим монахом Игнатий Брянчанинов случайно познакомился в Петербурге. Возникшее недоумение о разных подходах святителя Игнатия к практике Иисусовой молитвы требует разрешения. Те, кто ссылается на его слова в обоснование самочинного занятия «тайной молитвой», не учитывают главного. Ко времени творчества святителя Игнатия, а это – первая половина XIX в., еще не были открыты для русского православия многочисленные аскетические и богословские труды отцов Древней Восточной Церкви, на которых основано все Священное Предание и православное вероучение. Заслуга Игнатия Брянчанинова в том и состоит, что он смог не только перевести, не искажая сути, учения святых отцов, но и переложить их на понятный русский язык. Именно, благодаря его трудам, Русская Православная Церковь получила доступ к духовным сокровищам апостольского Православия. Однако, пока этих трудов и переводов не было, приходилось давать такие правила пастве, которые, с одной стороны, способствовали укреплению веры, а с другой – облекали богословские истины в понятную и доступную форму, лишенную многословия и ложного толкования. Их цель заключалась в приведение души к  богообщению и укреплению памятования о Боге. Этому и была призвана служить  Иисусова молитва, занятие которой благословлял Святитель Игнатий. Он прекрасно понимал, что мирянам невозможно достичь того состояния, к которому ведет  «умное делание», ибо и люди были уже не те, и условия мирской жизни не позволяли, и духоносных учителей не было. «Аскетическое богословие [к которому относится и Исусова молитва] ставит перед собой задачей синтез делания и созерцания», – говорит Максим Исповедник. А условий и знаний для этого у мирян нет. Но тем не менее, лучше дать что-то для спасения души, чем не давать ничего. Именно этим принципом духовной икономии руководствовался Игнатий Брянчанинов. С открытием трудов древних отцов и их широкой доступностью, духовная практика подвизающихся перестала нуждаться в Иисусовой молитве как средстве богообщения. Поэтому святитель Игнатий позже писал: «Не живые человеки были моими наставниками, ими были почившие телом, живые духом святые Отцы… В нынешние времена, по крайнему оскудению Старцев, должно с особенной тщательностью исследовать Отеческие деятельные писания и ими руководствоваться за неимением духоносных Старцев». Как мы видим, в его словах нет ни слова об Иисусовой молитве. Более того, святитель прямо призывает обращаться к наследию отцов церкви, а не искать наставников и духовников среди современников, а средство спасения – в  умном делании. Если это было необходимо для православных XIX в., то, тем более, – это актуально и для нашего времени. Поэтому все, кто учат или призывают, или благословляют заниматься Иисусовой молитвой, не понимают сути «умного делания» и  подвергают доверчивых людей душепагубной опасности, в устах которых священные слова превращаются в бессмысленное, вплоть до умопомрачения, пустословие. В толковании на молитву Господню Максим Исповедник пишет: "Молитва - есть награда за подвиг добродетели, воздаваемая человеку Богом". То же самое можно отнести и к молитве Иисусовой, правильное занятие которой есть дар Божий, а не самочинное делание.
                В этом вопросе есть еще один немаловажный аспект. Плодотворное «умное делание» приводит к лицезрению в душе Божественного или Фаворского света умственными очами. Это видение – не галлюцинация, а  настолько же реально, как и восприятие предметов зрением. Об этом говорит в своих «Гимнах» Симеон Новый Богослов. Вот, почему учение Григория Паламы и подвизание в Иисусовой молитве неразрывно связаны. Однако созерцание Божественного света доступно лишь избранным, очистившим свой ум и сердце от страстей. Понятно, что в миру такого состояния достичь невозможно. Поэтому Игнатий Брянчанинов и не раскрывает учение о «сердечной молитве», понимая, что в этом случае придется говорить и о нетварных Божественных энергиях, что его современники вряд ли смогли бы вместить. Что касается условий монашеского делания для «умной молитвы», то современные монастыри престали соответствовать этим требованиям. Они утратили свое предназначение и уже не являются местом, где можно спастись, удалившись от мира. Вот как характеризует монашество первой половины XIX в. святитель Игнатий: «Христианство и монашество при последнем их издыхании… Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти  повсеместно  отвергнут; само понятие о нем потеряно… Монашество…отживает век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне… их нет… Монастыри, эти пристани, обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь». А ведь это было время Серафима Саровского, Митрофана Воронежского, Иосафа Белгородского и многих других великих подвижников иноческого жительства. Понятно, что за истекшие 170 лет монашество лучше не стало, особенно с учетом большевистских гонений и секуляризации Церкви современной России. Завершая нашу беседу, хочу подчеркнуть, что нет и не может быть никаких условий и, тем более, «благословений» на занятие Иисусовой молитвой в церковной среде и среди мирян.  То, что сейчас читается верующими, в лучшем случае, можно назвать сугубым молитвенным правилом с использованием слов Иисусовой молитвы.  Но, тот, кто практикует ее как "умное делание" или, пользуясь священнической властью, принуждает к нему – идет по пути протестантского православия и иудейского служения, обрекая на погибель не только свою, но и вверенные души.


Рецензии
Не могу с вами согласиться, Игорь. Как раз наоборот: Иисусовой молитвой

хорошо бы заниматься всем, условно говоря - 100 процентов православных

христиан, тогда бы не было и ошибок, - старшие бы учили младших, как

учат таблице умножения. Опасность не в молитве, а в том, что тема не

развита и потому могут совершаться и ошибки, о которых вы упоминаете.

Почему тема Иисусовой молитвы не совсем развита, - особый вопрос, но на него есть ответы.
То, что вы написали, было приемлемо лет 25 - 30 назад, когда об ИМ вышло

только 2 - 3 книжки, а сейчас, после 4-х толстых томов Н. Новикова

("Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий") и других, как русских, так

и греческих отцов, можно учиться и по книгам, обсуждать на форумах, что

и делается. Люди-то пока ещё остались образованные. Как, скажите,

дорогу осилит не идущий по ней? Про обожение и нетварный свет вряд ли

очень многие из занимающихся этим делом думают. Если думают. то об этом надо просто предупредить - и всё. Чаще представляют цель ИМ

как очищение своей души и всё. В самом слове "грешного" заложена идея

покаяния - и только. Ну и конечно, само-собой, каждому хочется

воскреснуть из духовно-мертвых, хоть немного просветиться очищающей

Благодатью. К тому же сказано в Писании: "непрестанно", - то есть, часто,

при любой возможности, - "молитесь". Занятия Иисусовой молитвой дают то,

что в уме и сердце укрепляется навык молитвы, потому что она проста и

при своей краткости содержит призывание помощи Господа Иисуса Христа.

Всё выглядит определённо конкретно, если взять за основу подхода к занятиям ИМ проповедь святителя Луки (Войно Ясенецкого), обращённую к простым прихожанам храма (хоть он и упоминает обязательность её для монахов). Вот отрывок из проповеди:
- "Но есть еще одна молитва – молитва Иисусова – она считается важнейшей и необходимейшей для всех монахов.

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

Вот эта молитва поистине творит чудеса и потому считается она чрезвычайно важной, если не важнейшей из всех.

Этой молитве научитесь, с нее начинайте. Учитесь ей вот как: заприте дверь вашей комнаты, если хотите, стойте; если хотите, даже сидите на стуле, если хотите, станьте на колени.

Низко опустив голову, прежде всего посмотрите в сердце свое, размышляя и припоминая, какой из всего великого множества грехов наиболее мучает сердце ваше, какой наиболее противен Богу.

Если блуд, если прелюбодеяние, – об этом одном помышляйте; если корыстолюбие – об этом в первую очередь думайте, если немилосердие и жестокость и нелюбовь – на этом прежде всего сосредоточьте мысль свою.

Стоя, сидя, на коленях найдите самый тяжкий грех свой, низко опустите голову и умоляйте Господа Иисуса прежде всего о прощении этого вашего греха... Молитесь молитвой Иисусовой, лучше всего по четкам и говорите: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

И в это время думайте об этом вашем самом тяжком грехе. Не менее ста раз повторяйте эту молитву, всегда сосредотачивая мысль на самом тяжком и отвратительном грехе своем. Начавши с этого, привыкните вспоминать и прочие грехи.

Молясь молитвой Иисусовой, будете в уме держать все грехи и будете просить у Господа прощения не только в самом тяжком, но и во всех грехах своих. Вот эта молитва сотворит чудо в душах ваших. Вам станет стыдно; когда станете исповедовать пред Богом тягчайший грех свой, вы почувствуете настойчивое желание освободиться, непременно освободиться от этого мерзкого греха.

Изо дня в день молясь так, будете освобождаться все более и более от вашего основного греха и от всех прочих ваших грехов, и душа ваша будет преображаться.

Вы сами станете замечать, как изменится отношение ваше к вашим ближним: сами заметите, что становитесь все более мягкими, терпеливыми, кроткими, смиренными.

Вы будете с великой осторожностью относиться к людям, будете следить за тем, чтобы никого и ничем не задеть и не оскорбить. И молитва Иисусова преобразит ваше сердце и произведет это чудо – незримое чудо благодати Божией в сердце вашем".

Ещё напоминаю, что преп. Серафим Саровский учил неграмотных крестьян весь день творить краткую молитву - до обеда Иисусову, а после - "Пресвятая Богородица, спаси нас".

Короче сказать, надо бы просто разъяснять и разъяснять встречающиеся при занятии ИМ опасные в плане самопрельщения места, и всем не то что обязательно предписывать (как монахом), но всемерно рекомендовать занятия ею.

Борис Силуанов   04.09.2024 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Ну, если вы действительно хотите узнать, а не доказать, то отвечу по пунктам.
Вы пишите: / Иисусовой молитвой хорошо бы заниматься всем, условно говоря - 100 процентов православных христиан, тогда бы не было и ошибок, - старшие бы учили младших, как учат таблице умножения. Опасность не в молитве, а в том, что тема не развита и потому могут совершаться и ошибки, о которых вы упоминаете/.
- Если Иисусова молитва сродни арифметике, то почему ею могли заниматься только монахи Афоне и некоторых монастырей Византии под руководством духовным наставников, а не все подряд греки? Вы невнимательно прочитали, что я написал. Цель Иисусовой молитвы не ее бубнение и заучивание ради благочестивого поведения христианина, а в познании Фаворского света в себе, что является началом обожения. Ничего другого она не подразумевает. Если вы думаете, что это может любой желающий, то, мягко говоря, сами не понимаете, что такое ИМ. Книжка Новикова – настолько далека от канонического богословия, что порой удивляешься как Бог попускает такому на свет появляться. Даже, если сто раз в день предупреждать об истинных целях Иисусовой молитвы. То это ничего не изменит. Вот вы, например, предупреждены, а от этих знаний отмахнулись.
Далее: / Чаще представляют цель ИМ как очищение своей души и всё/.
- Вот в этом то и опасность самочинного занятия ИМ, потому что никакая молитва, включая Иисусову, душу не очищает. Душу очищает исключительно благодать Духа, а она от молитвословий никак не зависит.
Далее: / К тому же сказано в Писании: "непрестанно", - то есть, часто, при любой возможности, - "молитесь"/
- я заметил, что вы часть читаете мои статьи. Рекомендую обратиться к сочинению «О вере». Там вы узнаете/, что зачат эти слова апостола Павла. А именно то, никакого отношения к молениям они не имеют. Апостол говорит об образе жизни, а не о молитвенных правилах.
Далее: / Занятия Иисусовой молитвой дают то, что в уме и сердце укрепляется навык молитвы, потому что она проста и при своей краткости содержит призывание помощи Господа Иисуса Христа/.
- Иисусова молитва – это не система Станиславского и не способ заучивания молитвенных текстов. Это – особое состояние делателя, контролируемое наставником. А что без ИМ навык молитвы в сердце не укрепится? И потом, что такое навык молитвы, если настоящая молитва у каждого должна быть своя?

Что касается слов свт. Луки, то они были адресованы пастве и монахам, исходя из духовной икономии, то есть попечением о приобщении их к Богу и укреплению в вере в условиях воинствующего атеизма советской власти. Нужно понимать, что это были времена гонений на Церковь, где никакой духовной литературы и Священного Предания не было от слова «вообще». И чтобы, хоть как-то, удержать людей в памятовании о Боге свт. Лука дает такое благословение. А что касается прп. Серафима Саровского, то вы перепутали молитву Иисусову с молитвой Господней. Именно о последней говорит прп. Серафим, а она не ИМ, а молитва «Отче наш». Невозможно всем всегда разъяснять об опасных момента в делании ИМ, потому что у каждого это свои моменты, применительно к устроению души верующего лично, и универсальных правил дистанционно для всех здесь дать невозможно. Это не сеансы Чумака и Кашпировского

Игорь Устичев   04.09.2024 15:55   Заявить о нарушении

На сей раз вы просто не в теме.
И по крайней мере, не исправляйте Луку Крымского и не обрезайте Серафима Саровского.
" 1. Из жития прп. Серафима, составленного сщмч. Серафимом Чичаговым:
“Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

Отче наш – трижды; в честь Пресв. Троицы,
потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды
и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжай до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Желаю здравствовать.

Борис Силуанов   04.09.2024 17:28   Заявить о нарушении
а в чем я исправил свт. Луку? Поконкретнее можно? В следующий раз повнимательнее читайте всю историю переписки, а не выборочно. Вот, что пишет мой читатель: "ещё напоминаю, что преп. Серафим Саровский учил неграмотных крестьян весь день творить краткую молитву - до обеда Иисусову, а после - "Пресвятая Богородица, спаси нас". Где в приведенном вами тексте указание читать Иисусову молитву до обеда, а потом Богородице Дево?....? Что касается Иисусовой молитвы, то ее прп. Серафим дал не как именно духовную практику ведущую к обожению, а как просто Иисусову молитву, чтобы ум не блукал в страстях и похотях, тогдашних православных. И опять таки, он это благословил, потому ничего другого, кроме "Отче наш", "Богородица Дево радуйся" и ИИсусову молитву простые люди не знали, ибо никакой богословской литературы в то время не было. Все их познание в вере черпалось из проповедей не всегда умного и образованного священства и литургических служб на богослужениях. Прп. Серафим руководствовался тем же, что и свт. Лук - принципом духовной икономии.

Игорь Устичев   04.09.2024 17:49   Заявить о нарушении
Вы весьма "исправили" св. Луку, сказав, будто "чтобы как-то удержать людей в памятовании о Боге свт. Лука дает такое благословение", а Лука сказал, что "эта молитва поистине творит чудеса и потому считается она чрезвычайно важной, если не важнейшей из всех". Есть большая разница. И ещё Свт Лука сказал: "Этой молитве научитесь, с нее начинайте (то есть начинайте, а потом, как-бы, уже продолжите и дальше развиваться. - Б.С.). Изо дня в день молясь так, будете освобождаться все более и более от вашего основного греха и от всех прочих ваших грехов, и душа ваша будет преображаться". Игорь, вы видите, что здесь целая концепция свт. Луки? А вы говорите: "чтобы как-то удержать людей в памятовании о Боге"... Нет, здесь говорится о гораздо большем, чем "как-то...удержаться..." Так что, весьма даже исказили. Я же говорю - вы не в теме. Должны признать. А я - в теме. И прежде чем писать, думаю. У Серафима Саровского всё ясно, что ещё перечитывать? Если вы, Игорь, преподаватель, то это ещё не значит, что знаете всё на свете. Потом, Иисусова молитва - это не теория, а практика.



Борис Силуанов   04.09.2024 18:35   Заявить о нарушении
нет, ну прекрасно. Я не спорю. Только, как слова свт. Луки противоречат моим? Его учение, что не способствует памятованию о Боге или, как раз наоборот, именно для него и предназначено? Все дело в том, что мы по-разному понимаем слово "памятование". Вы его понимаете как способ не забывать, а я, как форму богообщения. Свт. Лука так подробно все объяснял про ИМ, чтобы привлечь ум человека к этому памятованию. Еще раз хочу обратить внимание, что эти слова были сказаны в условиях полной недоступности православных к Священному Преданию и учению святых отцов, поэтому такое внимание свт. Лука уделял ИМ. Сейчас с этим проблем нет. Назовите мне хоть одного делателя умной молитвы, после прп. Серафима Саровского и до сего дня, в том виде, в каком она духовно практиковалась монахами Афона в XIII -XVI вв. Вы судите о предмете, о котором у вас слишком мало знаний, а отсюда и неизбежные ошибки. ИМ - составил и внедрил в монашескую духовную аскезу прп. Григорий Синаит в XIIIв., а последним ее умным делателем был прп. Нил Синайский XVI в. Других Патерик не знает. Именно практика ИМ легла в основу паламитских споров о Фаворском свете XIVв., потому что ее конечной целью было созерцание подвижником Божественного нетварного света в сердце духовными очами или обожение. Вот, что такое и для чего возникла практика ИМ на Афоне в XIII в. Я конечно, могу всего и не знать и что-то пропустить, но тогда просветите.

Игорь Устичев   04.09.2024 18:54   Заявить о нарушении
Мы не говорим о созерцании Божественного света, а говорим о том, что, будет кто созерцать его (если станет монахом) или не будет его созерцать, а очищать свои чувства и ум в любом случае придётся как мирянину, так и монаху. Очищает сердце благодать Святого Духа, посылаемого Иисусом Христом от Бога Отца кающемуся человеку. Сердце имеет глубины и извивы, в которые я своим умом не могу проникнуть. Невольно я постоянно пятнаю себя почти неосознаваемыми греховными помыслами. Поэтому принято считать, что они - эти чувства и мысли - очищаются через практику покаянного призывания имени Иисуса Христа, Святым Духом Божьим. Во всём этом множество нюансов, которые познаются в практике ( и разъяснения которых в наше время описаны и собраны, слава Богу, в серьёзных книжках, имеющихся и в интернете). О чисто сердечной и созерцательной степенях ИМ мы, миряне, и не говорим, а о зрении Божественного света своими глазами можем только знать, что оно есть, или мечтать, как о Царстве Божием. Это удел монахов, причём законно подвизающихся. Но частично всё это высокое присутствует и в простой мирской сосредоточенной Иисусовой молитве, и этого более чем достаточно нам, живущим в миру. Сердце очищается, и пределов этому нет. А обожение, как я понимаю, цель жизни вообще, а не только молитвы. Ещё ведь надо стяжать деятельные добродетели.
Григорий Синаит и Григорий Палама писали о том, что мирянам, конечно, нужно знать, но довольствоваться тем, что нам доступно по житию. Хочешь зреть Божественный свет? - иди в монастырь, а потом в затвор на десятки лет, и откажись вообще от всех привязанностей. В общем, мы говорим не о священном безмолвии Григория Синаита (постоянном, не нарушаемом, что в миру невозможно в принципе), а о частой нерассеянной покаянной Иисусовой молитве, совершаемой хотя бы некоторое время в сутки. Для очищения своих сердец, для собирания благодати Святого Духа. Это - очень коротко, но есть же литература.
Против такой простой Иисусовой молитвы вроде бы никто не протестовал.

Борис Силуанов   04.09.2024 19:54   Заявить о нарушении
мне нравится наш разговор. Но для стяжания всего того состояния, о котором вы писали вполне достаточно жизни по св. отцам, т.е. терпеливо нести попущенные скорби, не желать большего чем имеешь, не завидовать, ни злословить, за все благодарить Бога, а неизбежные падения врачевать покаянием. Это будет самой лучшим способом очистить сердце. А ИМ - не для этого предназначена. У нее другие задачи и цели БЫЛИ!!! Исходя из вашей логики, ИМ - единственное простое и доступное средство для благочестивой жизни. А как же быть со всем остальным? С другими молитвами? С добродетелями, с Таинствами? Я не хочу спорить на эту тему, но мой вам совет не делайте ИМ - панацеей от всех бед и средством к спасению и очищению души от грехов. Если бы это было так то, среди сотен тысяч самочинно ее практикующих были бы одни святые, а это далеко не так. Более того, это самочиние заканчивается не очищением грехов, а впадением в прелесть. Ни одна молитва не приведет ко Христу и спасению, если не будет обращения человека к Богу. А это делает не молитва, а произволение

Игорь Устичев   04.09.2024 20:18   Заявить о нарушении
Благочестивый разбойник Иисусову молитву не читал, а первым, раньше апостолов в рай вошел. И прп. Мария Египетская тоже ее не практиковала, а стала великой святой.

Игорь Устичев   04.09.2024 20:19   Заявить о нарушении
Что одних занятий Иисусовой молитвой недостаточно - с этим согласен на 100 процентов
Но как дополнение ко всем другим делам - она полезна.

Борис Силуанов   04.09.2024 20:55   Заявить о нарушении
вот и славно!

Игорь Устичев   04.09.2024 21:08   Заявить о нарушении
Спасибо за беседу.

Борис Силуанов   04.09.2024 21:34   Заявить о нарушении
пишите, спрашивайте, делитесь мнением.... всегда рад!

Игорь Устичев   04.09.2024 21:38   Заявить о нарушении